По социологическим данным последних лет, в Российской Федерации проживает более 190 народов, имеющих свои особенности: менталитет, культуру, традиции, язык. Каждый из этих народов уникален, также, как и индивиды в обществе. Но часто бывает так, что взгляды людей, проживающих на одной территории, но имеющих разные национальные корни, могут сильно отличатся друг от друга. В результате чего происходят конфликты на национальной и религиозной почве, что негативно сказывается на социальных, политических и экономических отношениях, важных как для развития всей страны, так и для отдельного региона.
Нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей. Так как мировоззрение человека формируется с самого детства, то для уменьшения конфликтных ситуаций на межэтнической основе, необходимо формировать культуру межнационального общения у детей уже в начальной школе.
В своей статье Ч. Г. Юсупова пишет, что с рождения человек не обладает межэтнической культурой, способствовать ее формированию должны образовательные учреждения. Важнейшая социальная функция образования — быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение [1, с. 1].
Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития чувства этнической принадлежности, формирования общенациональных ценностей. Данный возраст является важным периодом в становлении личности, в котором закладываются предпосылки гражданских качеств, понимание и уважение к людям, независимо от их вероисповедания, социального происхождения и национальной принадлежности.
В науке исследователями накоплен значительный теоретико- экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников, в том числе и средствами интегрированного взаимодействия искусств. Рассмотрим некоторые из них.
Так, К. И. Султанбаева говорит о межнациональном общении, как о взаимодействии между двумя или более народами, отдельными их представителями необходимом для обмена духовными и материальными ценностями культуры, для познания друг друга и себя как индивидуальности. В процессе межнационального общения представители этнических групп, вступая во взаимодействие, пытаются освоить «чужие» ценности и одновременно передать другим свое миропонимание, свои ценности, стремятся достичь позитивных результатов в контакте, удовлетворить собственные потребности, тем самым достичь поставленных целей [2, с. 10].
И. И. Серова и Ф. С. Бабейко в своих трудах приходят к выводу, что межнациональное общение возникает вследствие духовных потребностей людей, которые удовлетворяются в процессе такого общения.
Н. Д. Неустроев в статье «Педагогический аспект глобализации и этническая ментальность» раскрывает данное понятие таким образом: «Культура межнационального общения — идеальный свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволять человеку и народу быть не оскорбленным, не ущемленным в своих правах и чувствах, и жить так, чтобы не ущемлять и не оскорблять права и чувства других людей и народов».
Итак, мы смело можем сделать вывод, что формирование культуры межнационального общения является актуальной проблемой, по сей день освещаемой в трудах различных ученых. Изученные нами трактовки являются не противоречивыми, а только дополняют друг друга, раскрывая различные стороны этого понятия. По определениям исследователей, межнациональное общение представляет собой конкретную форму проявления отношений, взаимодействия представителей разных этносов и народов.
В научной литературе доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. В своей монографии «Этническое самосознание» В. Ю. Хотинец акцентирует внимание на том, что особенностью самосознания детей младшего школьного возраста является бинарность представлений и оценки этнического окружения. Именно в это время закладывается прочная база для будущих предрассудков и конфликтов. Другая опасность этой стадии — в развитии отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Если ребенок обнаружит, что цвет его кожи или положение его родителей в значительно большей степени определяют его ценность как ученика, чем его желание и воля учиться, то ощущение себя недостойным, малоценным может роковым образом отразиться на его характере [3].
В. В. Мирошниченко в своей монографии определяет примерное содержание формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста:
- Основные представления о Российском государстве, Отечестве, символах РФ;
- Любовь к родным местам, родному краю, родному языку;
- Интерес к изучению истории РФ, родного края, города, села;
- Понятие о справедливости в отношениях с людьми других этнических групп, товариществе, дружбе, уважительности и толерантности;
- Понятие о нравственной культуре взаимоотношений с людьми других этнических групп, чуткость, сопереживание к людям других наций и т. д. [4, с. 44].
Недостаточно просто дать ребенку готовое знание о том или ином народе, его особенностях, необходимо увлечь его этой проблемой, заинтересовать. Важным является формирование культуры межнационального общения не только уже известными, изученными и традиционными способами, но и осуществление нового подхода, например, такого, как интегрированное взаимодействие искусств. Н. П. Шишлянникова, изучая проблему взаимодействия искусств и их интеграцию в обучении младших школьников, приходит к такому выводу: «Способность младшего школьника к эмпатии, «вживанию», «вчуствованию», преобладание наглядно-образного компонента мышления (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков), а также полихудожественная природа, «полиязычность» детства (Б. П. Юсов) — возрастные характеристики личности младшего школьника, которые обусловливают необходимость интеграции искусств в процессе их освоения как эффективного методологического принципа. Искусство — это «культурообразующий слой», в котором формируются внутренние духовные силы ребенка, его ценностные ориентиры в окружающем мире» [5, с. 29]. Еще Я. А. Коменский в своих педагогических сочинениях писал: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук».
В статье «Интегрированный урок литературы в начальной школе: миф или реальность?» практикующий учитель начальных классов О. А. Колодкина пишет: «Особенностью интегрированных уроков является их организация не как системы обучающих знаний, а как естественной жизни ребенка в движении, игре, в постоянном диалоге с писателем, композитором, художником» [6, с. 181]. Здесь же, педагог обобщает: «Поскольку уроки литературы, музыки, изобразительного искусства объединены единой целевой направленностью, а полихудожественный материал этих уроков объединен в межпредметные тематические блоки, то появляется потребность наработанный общими усилиями материал обобщить и представить в едином комплексном мероприятии (художественном событии), которое проводится в конце изучения материала блока» [там же, с. 181]. В своих практических наработках педагог опирается на теоретическое обоснование интеграции усилий учителей в начальной школе, представленное Н. П. Шишлянниковой в ее монографии [5].
Анализируя работы разных ученых и практикующих педагогов, работающих на младшем звене, мы приходим к выводу, что интегрированное взаимодействие искусств является хорошей движущей силой для формирования у детей определенных понятий и качеств. Следовательно, нам представляется возможным, использование данного подхода в формировании культуры межнационального общения.
Таким образом, резюмируя выше изложенные положения, мы приходим к выводу, что современная начальная школа ставит перед учителем задачу — сделать образовательный процесс наиболее продуктивным. Это возможно при осуществлении учителем нового, качественного подхода, а именно интеграции. В нашем случае, формирование культуры межнационального общения видится наиболее успешным благодаря использованию средств интегрированного взаимодействия искусств на уроках литературного чтения и во внеклассной деятельности. Если учитель в своей работе будет использовать данные средства, то он сможет получить колоссальный результат, а именно: понимание детьми особенностей других этносов, принятие представителей других национальностей, их культуры, традиций, а также сформированность таких важных качеств как толерантность, дружелюбие.
Литература:
- Юсупова Ч. Г. Межкультурная коммуникация как основа непрерывного поликультурного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20.
- Султанбаева К. И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / авт.-сост. к.И. Султанбаева. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — 96 с.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание Спб.: Алетейя, 2000. — 240 с.
- Мирошниченко В. В. Формирование культуры межнационального общения: Учебное пособие для студентов. — Абакан: Изд-во Хакасского госуд. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. — 72 с.
- Шишлянникова Н. П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучении грамоте младших школьников / Н. П. Шишлянникова. — Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. — 127 с.
- Колодкина О. А. Интегрированный урок в начальной школе: миф или реальность? / Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию (…региональных исс-ий). Сборник научных статей / ред. — сост.: Е. П. Олесина / Под общей ред. Л. Г. Савенковой. — М.: ИХО РАО, 2006. — с. 180–183.