Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся
Автор: Егорова Анна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1847 раз
Библиографическое описание:
Егорова, А. М. Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3235/ (дата обращения: 17.12.2024).
Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Информационное общество, сменившее техногенное, отличается от всех предыдущих отношением к человеку, признанием его прав и обеспечением максимальных условий для развития и самореализации. В обществе возникла потребность в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала страны [4]. Данный процесс в полной мере отражается на такой чувствительной сфере, как образование, которое непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи — приоритетная задача в современном образовании; она «актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческую составляющую, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей» [1; с.3]; от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал родного города, края и государства в целом. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию одарённого общества.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества» [5; с. 37].
В современной теории и практике достаточно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей и т. д. (А. Бине, П. П. Блонский, Ф. Гальтон, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. М. Матюшкин, К. Хеллер и др.). Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Р. Бернс, М. Э. Боцманова, А. В. Захарова, Е. В. Маркелова, Д. Фридман, В. С. Юркевич и др.).
Проблемой музыкальной одаренности занимался Б. М. Теплов. Под ней он понимал качественно-своеобразное сочетание общих и специальных способностей (а музыкальность как компонент музыкальной одаренности) — как совокупность музыкальных способностей, включающую ладовое, музыкально-ритмическое чувство и способности к слуховому представлению [2; с. 42].
В качестве общих способностей, входящих в структуру музыкальной одаренности, Б. М. Теплов рассматривал силу, богатство и инициативность воображения, разнообразие зрительных образов и их тесную связь со слуховым воображением, концентрированность внимания, волевые особенности личности, ее большое интеллектуальное и эмоциональное содержание [3].
Что же касается раннего различения «одаренных» и «обыкновенных» детей, то привычные диагностические методы его не обеспечивают, а какое- либо формализованное решение этого вопроса, с нашей точки зрения, вообще едва ли возможно. По мнению лучших практиков художественного образования, мы ничего не можем знать о художественно-творческом потенциале ребенка, пока им не овладеет глубокая потребность в данном виде творчества. Поэтому главная педагогическая задача состоит не в поисках и «селекции» одаренных детей, а в создании благоприятных условий для пробуждения у них личностной потребности в художественном творчестве.
Одним из путей, позволяющих активизировать процесс развития творческих способностей учащихся, является интегрированное воздействие искусств, которое в педагогическом аспекте понимается как определенное сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач художественного образования и эстетического воспитания личности растущего человека.
Под интегративным подходом к развитию творческих способностей понимают совокупность личностно-ориентированных, творчески развивающих программ обучения музыкальному искусству, в основу реализации которых, был положен принцип интеграции ряда искусств. В целостном учебно-воспитательном процессе, опираясь на взаимодействие интегрируемых видов искусств, педагог активизирует развитие специальных творческих способностей, проявляющихся в таких свойствах психики как внимание, мышление, разные виды памяти (зрительная, слуховая, чувственная, осязательная, вкусовая, двигательная), деятельность воображения и фантазии в нужном ему направлении. В связи с этим логично предположение — полноценное эстетическое развитие — это прежде всего полихудожественное развитие. Оно может осуществляться только на основе гармоничного сочетания различных видов искусств со специальными компонентами художественных и творческих способностей.
Вопросы художественно-эстетического воспитания детей, интегративного воздействия искусств на личность нашли свое отражение в работах известных педагогов и психологов советского периода: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. Н. Крутецкого, A. B. Луначарского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой и др. В ряде психолого-педагогических исследований последних лет рассматриваются идеи развития творческих способностей учащегося на основе интеграции различных видов искусств, среди которых наиболее значимыми являются работы B. C. Кузина, A. A. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова.
Ведущие тенденции задач общего художественного образования в условиях современной школы реализуются, во-первых, через расширение видов художественной деятельности учащихся; во-вторых, через использование все более разнообразных форм приобщения учащихся к искусству, в-третьих, через стремление построить учебный процесс на полихудожественной основе (синтезе искусств) [6].
Термин «полихудожественный» был предложен в 1987 году профессором Б. П. Юсовым, который установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграция» (от латинского integration — восстановление, восполнение — состояние связанности отдельных дифференцированных частей систем в целое) и является одним из условий ее возникновения. Полихудожественное взаимодействие искусств обозначает целостный подход к преподаванию предметов области знания «Искусство», когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т. п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна.
Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Согласно названной концепции полихудожественный подход включает такую форму приобщения детей к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида. Полихудожественный подход «отличается цельностью общих законов восприятия, переживания и выражения в разных видах искусства, …помогает почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, в переложении одного художественного события на язык другого…». Кроме того, обладая возможностью оперирования художественной формой, ребенок может выразить свое мироотношение разными средствами.
Полихудожественный подход реализуется в МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» города Верхней Пышмы в системе внеклассной работы на всех ступенях образовательного процесса.
В начальной школе эта система реализуется нами в работе следующих кружков: сольное и ансамблевое пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, ИЗО, концертная деятельность.
В средних классах продолжается реализация подхода, добавляются театральная культура и сценодвижение.
В старших классах — сольное пение, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах (домре, синтезаторе, ударных, гитаре, элементарных детских музыкальных инструментах), движение под музыку с элементами хореографии, клуб любителей авторской песни, научно-исследовательский клуб старшеклассников. Перечень внеурочных видов занятий сегодня разнообразен, он охватывает все виды приобщения ребенка к искусству и культуре через его собственное художественное творчество.
За период реализации полихудожественного подхода в системе внеклассной работы в школе были получены следующие результаты:
создан банк одарённых детей;
собран пакет проектной документации (изделия, проектные папки, презентации);
обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня;
достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.
Литература:
Золотарева А. В. Проблема развития одаренного ребенка в рамках региональной системы образования: опыт и перспективы решения //Сборник материалов областной научно-практической интернет конференции «Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования». — Ярославль, 2009. — 57 с.
Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 720 с.
Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
Сергеева Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 284 с.
Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. — М.: Знание, 1982. — 112 с.
Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Материалы междунар. науч. — практ. конф. — Астрахань, 1997. — 256 с.