Особенности влияния интерпретации музыкальных произведений на формирование исполнительских умений
Автор: Шершуков Святослав Владимирович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 3415 раз
Библиографическое описание:
Шершуков, С. В. Особенности влияния интерпретации музыкальных произведений на формирование исполнительских умений / С. В. Шершуков. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3209/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Исполнительская интерпретация как творческое
прочтение интонационного содержания сочинения поднимает значимость
музыкального исполнительства, следовательно, и высокую гражданскую
ответственность исполнения до уровня ответственности композитора –
художника.
- Помимо совершенного владения слухо-моторной техникой, исполнитель должен быть ознакомлен со спецификой, практикой и техникой композиторского творчества; уметь воспринимать музыкальное интонирование в его непосредственном звуковыражении, не связанном с инструментальной техникой; уметь попеременно перевоплощаться как в композитора, так и в слушателя, наблюдая как бы со стороны исполнительский процесс, то в артиста, то в оратора с увлеченностью передающие свои чувства и мысли слушательской аудитории. Все это сводится к единой задаче первостепенной важности: к формированию психотехнических навыков непрерывности слухового внимания и навыков «сценического перевоплощения» [4, с. 140]. Ведь интерпретация – это индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения [6].
- Интерпретация произведений напрямую зависит от разнообразия фантазии и навыков, с помощью которых можно реализовать ту или иную идею, замысел, а интерпретация произведений непосредственно зарождается в процессе работы над ним.
- Как пишет Ф. Липс в методическом пособии «Искусство игры на баяне», что «вся работа музыканта над произведением направлена к тому, чтобы оно звучало в концертном исполнении. На это, по его мнению, должен быть направлен весь комплекс музыкального образования и воспитания баяниста» [5, с. 128].
- В зависимости от параметров интерпретация произведений может быть разнообразной. Таким образом, рассмотрим некоторые из них.
- Примеров интерпретации существует большое количество. Это связано с тем, что каждый исполнитель видит одно и то же произведение по-разному, что в свою очередь способствует разнообразию при прослушивании.
- Также многие исполнители видят интерпретацию в темпе, потому что темп, например, во времени Баха был медленнее, чем в наше дни, и это ярко прослеживается в исполнении Чаконы И.Баха, где звучание одних исполнителей приравнивается примерно к 14 минутам, а у других исполнителей время увеличивается в два раза.
- Таким образом, интерпретация и у одних исполнителей и у других – правильная. Как мы отметили выше, это объясняется тем, что одни исполнители пытаются прировнять темп исполнения того времени, а другие наоборот используют быстрый темп, т.к. все темпы сдвинулись в более быструю сторону.
- Следовательно, интерпретация – это некий картинный образ, который исполнитель пытается донести до слушателя путем того или иного произведения. Штриховой момент при исполнении имеет тоже большое значение. С помощью него можно показать не только характер произведения, но и профессиональную подготовку исполнителя. Разнообразие штриха, его легкость исполнения способствует разнохарактерности тех или иных моментов.
- Первоначально, остановимся на некоторых специфических приемах, влияющие на процесс интерпретации.
- На начальном этапе работы над музыкальным произведением музыкант имеет дело непосредственно с нотным текстом, который в свою очередь необходимо расшифровать. Разученное с правильными нюансами и темпами – это первый этап работы над произведением. В дальнейшем детальная работа, шлифовка должна перерасти в процесс вживания в произведение, как бы стать чем-то родным исполнителю, обрасти ассоциациями [5, с. 120 -121].
- Констатируем, что в нотном тексте очень важно выявить главный и второстепенный материал, четко проинтонировать фразы, мотивы. Все это позволит исполнителю оживить нотный текст и добавить своё виденье в выбранное произведение.
- Рассмотрим обработку русской народной песни «Субботея» С. Сметанина для гармони.
- Первоначально, необходимо научиться исполнителя «рисовать» некий образ, картинку того, что он видит в данном произведении и что пытается передать с помощью него.
- Название «субботея» идет от названия дня недели, т.е. субботы. Это дает нам право предположить, что данное произведение носит веселый характер, т.к. по субботам в деревнях устраивались гулянья с песнями и танцами, проводилось большинство ярмарок с продажей предметов утвари, устраивались забавы, люди ездили в город для прогулок.
- Рассмотрим еще один параметр для того, что бы убедиться, что выбранное произведение «Субботея» задорное. При этом обратим внимание на темп, в котором исполняется произведение.
- Темп – скорость движения в музыке. А. Варфоломос в работе «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов» характеризует темп следующим образом: «Темп не может быть произвольным, так как он органически связан с содержанием музыкального произведения. Темп устанавливает конкретную величину деятельности, которой выражена доля. Если в заданном темпе протяженность доли равно, например, одной секунде, а длительность, выражающая долю, - четверть, то в соответствии с этим и остальные длительности получают конкретное время звучания: половинная – две секунды, восьмая – половину секунды, шестнадцатая – четверть секунды и т.д.» [2, с. 62].
- Различают три основные группы темпов: медленные, умеренные и быстрые. В медленном темпе обычно исполняется музыка, выражающая состояние покоя, спокойного размышления, повествования, а также сосредоточенности, скорби и т.д.
- Умеренный темп нейтрален и встречается в музыке различного характера.
- Быстрый темп обычно связан с передачей в музыке состояния радостного или драматически насыщенного возбуждения, устремленного движения.
- Исполняя вышеназванное произведение, на наш взгляд, необходимо придерживаться быстрого темпа, который начинается с аллегро (allegro), переходя в виво (vivo) и заканчивая прэстиссимо (prestissimo). Также при игре «Субботея» темп может изменяться в зависимости от импровизации либо замедляясь – ритенуто (riyenuto, rit), либо ускоряясь – аччелерандо (accelerando).
- Главной задачей исполнителя, является передать сущность праздника, который люди испытывали в тот момент нахождения на ярмарке или в танце девушки с молодым человеком. Тональность данной обработки ля минор, может навести на мысль, что всё произведение будем минорным, грустным, однако это не так. Именно чередование мажорных и минорных функций поможет передать нам весь праздник и колорит русской души.
- Вступление данного произведения показывает характер всей пьесы-праздника. Далее идет «главная тема» или также можно её назвать «с выходом», где все начинается с медленного темпа и с каждым предложением чуть ускоряется.
- Штриховой элемент в медленной части естественно более тягучий, густой- легато, в последствии он переходит в более легкий-стакатто, что позволяет нам показать свободу вариационной формы. А разнообразие вариаций дает понять нам разноплановость данного произведения, которое непосредственно влияет на его сложность.
- Рассмотрим несколько вариаций в данном произведении и попробуем проанализировать упражнения для работы над ними.
- Первая вариация, которую можно предложить играется в более подвижном темпе или быстром. Начнем работу над ней.
- Первоначально необходимо подобрать правильную аппликатуру, так как от ее правильности впоследствии будет зависеть легкость и свобода исполнения.
- Констатируем, что эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без применения разумной аппликатуры гамм. Отметим, что П. Говорушко приводя применение аппликатуры левой руки в мажорных гаммах (2 – 1 – 2в – 3 – 1 – 3в – 1в – 2), рекомендованной Аз. Ивановым оспаривает её и объясняет тем, что применение допустимо лишь при коротком мизинце или очень короткой руке. Целесообразность аппликатуры при игре гамм определяется не наибольшей доступностью, а наибольшей полезностью. Применение указанной аппликатуры в пьесе вполне возможно, т. к. задача сводится к тому, чтобы сыграть даны оборот или пассаж в нужном темпе. Задачей же гаммы является развитие двигательного аппарата, стремление «подтянуть» наиболее слабые звенья к сильным. Приведённая выше аппликатура не отвечает таким требованиям, т.к. она игнорирует 4-й палец. Кроме того, её применение часто приводит к тому, что мизинец подгибается и отводится почти за пределы клавиатуры, нарушая естественность постановки всей левой руки [3, с.25].
- Более целесообразно будет такая аппликатура: 3 – 1- 3в – 4 - 2
- Когда аппликатура подобранна, далее следует определить, из каких она элементов состоит и как ее можно назвать. Данная вариация носит гаммообразный тип с некоторыми орнаментными моментами. Для работы над ней нам необходимо подобрать подходящие упражнение, которые можно найти и внутри вариации. Разнообразим её штрихом, что в свою очередь отразится на игре. В дальнейшем попробуем играть со сменой легато и стакатто, и наоборот. Это позволит нам дать пальцам определенную свободу в переходе с одной ноты на другую.
- Может так же играть данную вариацию разными ритмическими последовательностями, изменив более ровный рисунок на синкопированный - шестнадцатая с точкой и тридцать вторая и наоборот.
- Сделаем вывод, что индивидуальное сознание артиста позволяет выбирать, в каком темпе играть выбранное произведение. Таким образом, в своем творчестве музыкант уже на начальной стадии создания исполнительской интерпретации руководствуется не просто авторским замыслом сочинения, как таковым, а собственным художественным представлением об авторском замысле. Можно добавить слова Ю. Акимова в пособие «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне», что стремясь к реализации авторского художественного представления, каждый исполнитель уже на этой стадии создает свое, отличное от авторского [1, с. 26].
- С некоторыми оборотами в данной вариации можно поработать и с помощью темпа, чередуя более медленный темп с быстрым, что поспособствует свободе, легкости и независимости пальцев.
- Рассматривая последнюю вариацию в данном произведении, можно сказать, что она носит орнаментный характер, т.к. внутри нее присутствуют звуки темы. В работе над этой вариацией можно использовать те же элементы, что и в работе с предыдущим примером.
- Однако существует один нюанс при работе и впоследствии игре данных или иных вариаций, но нельзя их исполнять только в быстром темпе. Это объясняется тем, что действия могут послужить забалтыванию текста и приведением к неровности и неритмичности во время им. Работа над произведением естественно должна проходить осмысленно, не превращая игру в простое «наигрывание», в пустое проведенное время.
- Рассматривая пункт работы над произведением нельзя пользоваться только этими параметрами. Во многих произведениях композиторы используют не только вариации шестнадцатыми длительностями, встречаются и аккордовые вариации, с помощью которых автор хочет передать мощь, кульминацию пьесы, накал страстей. Работа над такими вариантами изложения естественно применяются немного другие параметры работы. Разберем их. Одним из самых универсальных конечно это подбор аппликатуры - правильный подбор и постановка пальцев во время игры. Для быстрой игры аккордовых вариаций нужно работать над ними отдельным звучанием каждого аккордового звука, то есть раскладывать аккорды, превращая в восьмые, шестнадцатые и так далее. С этим примером можно работать и чередуя: аккорд, а потом разложенный аккорд и наоборот, это позволит добиться точной постановки рук (пальцев) и более спокойной, свободной игре.
- Можно играть вариации в быстром темпе, но следует обращать внимание на руки, т.к. при неправильной постановки рук и всего корпуса можно добиться зажатости кистей и это впоследствии может привезти к профессиональной болезни рук. Для того, чтобы этого избежать необходимо следить за посадкой и положением рук, и при возможности не давать напрягаться кистям, постоянно расслабляя их или просто приостановкой игры.
- Кроме этого, посадка исполнителя также имеет ведущее значение.
- Баянист или гармонист должен сидеть ровно, без наклонов и прогибания спины, удобно наладить плечевые ремни, постановка ног также влияет на удобство. Левая нога должна быть немного выдвинута вперед, на ней находится мех инструмента, правая нога должна находиться под прямым углом в 90 градусов, так как в нее должен упираться гриф инструмента, способствуя его фиксирования на ногах. Между инструментом и грудной клеткой исполнителя должно естественно оставаться небольшое расстояние примерно в ширину ладони, это позволит свободно дышать исполнителю и дает возможность не быть зажатым с помощью ремней инструмента. Для работы на инструменте естественным не последним вопросом остается качество своего инструмента. Он должен быть удобным для исполнителя со всеми включающими в себя возможностями.
- Первоначально посмотрим на инструмент, и скажем, из чего он состоит. Самое главное это конечно звук, то есть голос, с помощью которого и издается звук. Этот голос естественно должен быть правильно обработан, подобран, наклепан и настроен, и естественно находиться в нужном для него месте, оно называется городушкой, некое деревянное приспособление состоящие из окошечек под каждый голос. Сами голоса, естественно звучать не могут, если им не придать какое-то движение, а именно – колебание. Оно осуществляется за счет воздуха, который находится в мехе. Это та часть инструмента, которая соединяет правую и левую части. Воздух тоже попадать внутрь меха благодаря специальным клапанам, которые открываются и закрываются, давая свободную подачу воздуха в мех. Эти клапаны приводятся в действие самой клавиатурой, которая прикреплена к клапанам с помощью механизма (рычагов, пружинок и других деталей).
- Так же работу над произведением можно осуществлять и без инструмента. Данный способ работы дает исполнителю четко представлять клавиатуру и правильно оценивает расстояние между каждой клавишей. Этот вариант работы над произведениями очень удобен во время переезда или при невозможности игры на инструменте.
- Несомненно, рассмотренный пример работы может в основном приобрести главную роль для работы над образом, следовательно, для создания и осуществления своих взглядов и идей. Все названное можно назвать интерпретацией.
- Рассмотрим проблемы неправильной интерпретации произведений.
- Не правильная интерпретация произведения может привести к следующим последствиям:
- Помимо совершенного владения слухо-моторной техникой, исполнитель должен быть ознакомлен со спецификой, практикой и техникой композиторского творчества; уметь воспринимать музыкальное интонирование в его непосредственном звуковыражении, не связанном с инструментальной техникой; уметь попеременно перевоплощаться как в композитора, так и в слушателя, наблюдая как бы со стороны исполнительский процесс, то в артиста, то в оратора с увлеченностью передающие свои чувства и мысли слушательской аудитории. Все это сводится к единой задаче первостепенной важности: к формированию психотехнических навыков непрерывности слухового внимания и навыков «сценического перевоплощения» [4, с. 140]. Ведь интерпретация – это индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения [6].
- непонимание слушателей;
- профессиональные проблемы исполнителя.
- Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно
непременно пополнять свой уровень за счет постоянного прослушивания
или изучения других источников, которые могут послужить помощью при
работе над произведением, в том числе подбором их освоением.
- Следует вывод о том, что особенность интерпретации находится в прямой зависимости от художественной образованности и комплекса природных данных исполнителя. В интерпретации музыкального произведения актуальным является то, что будущий музыкант каждый раз исполняя его, может привносить свое виденье и новаторство в произведение. Также, следует отметить, что существенную роль можно отдать импровизационному началу в музыкальном исполнительстве, где важную роль играет эмоциональность, спонтанность творчества.
- Таким образом, учитывая все рекомендации, будущий исполнитель сможет достойно владеть техникой импровизации.
- Литература:
- 1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1980.
- 2. Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов: в 5-ти вып. – Вып. 4. – 3-е изд. – Л.: Музыка, 1990.
- 3. Говорушко П. Основы игры на баяне. – Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- 4. Давидов М. Теоретические основы формирования мастерства баянистов (аккордионистов). – С. 140.
- 5. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1998.
- 6. http://ru.wikipedia.org
- Следует вывод о том, что особенность интерпретации находится в прямой зависимости от художественной образованности и комплекса природных данных исполнителя. В интерпретации музыкального произведения актуальным является то, что будущий музыкант каждый раз исполняя его, может привносить свое виденье и новаторство в произведение. Также, следует отметить, что существенную роль можно отдать импровизационному началу в музыкальном исполнительстве, где важную роль играет эмоциональность, спонтанность творчества.