Автор: Волкова Любовь Михайловна

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Волкова Л. М. Преемственность учения античных философов, тюркских средневековых просветителей и ислама о первопричине блага [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3053/ (дата обращения: 14.12.2017).

Произведения античных философов вдохновляли последующее поколение мыслителей на творение все новых и новых произведений. Среди них имеются как научные, так и художественные писания. Так, для тюркского средневекового поэта-просветителя Юсуфа Баласагуни после Корана Сократ, Платон и Аристотель являются главным учителем, правда, косвенным. Видимо, тюркский просветитель был знаком с их произведениями, поэтому многие мысли об утопии, в частности, о средневековой идеальной личности, социальном и политическом обустройстве общества заимствовал у них. Это не прямое копирование, а совсем новый поэтических подход к раскрытию проблемы, ибо таковым является поэма Ю. Баласагуни «Кут адгу билик» («Благодатное знание»). В статье мы подвергаем сравнительному педагогическому анализу утопические мысли античных философов, Ю. Баласагуни и исламского учения о первопричине блага.

Платон в «Государстве» продолжает свои рассуждения о справедливости. Адимант в диалоге с Сократом говорит, что «и отцы, когда говорят и внушают своим сыновьям, что надо быть справедливыми, и все, кто о ком-либо имеет попечение, одобряют не самое справедливость, а зависящую от нее добрую славу, что бы тому, кто считается справедливым, достались и государственные должности, и выгоды в браке, то есть все то, о чем сейчас упоминал Главкон, говоря о человеке, пользующемся доброй славой, хотя и несправедливым. Более того, эти люди ссылаются и на другие преимущества доброй славы. Они говорят, что те, кто добился благосклонности богов, получают от них блага, которые, как они считают, боги даруют людям благочестивым» [3].

В этом диалоге речь идет о том, какую выгоду можно иметь от такого качества, как справедливость. По мнению античных философов, от справедливости зависят добрая слава человека, возможность получить государственную должность, выгода в браке, то есть те земные блага, которые улучшают социальную жизнь человека. Кроме того, своей справедливостью человек добивается благосклонности богов.

В поэме «Кут адгу билик» («Благодатное знание») тюркский просветитель Ю. Баласагуни неустанно утверждает те же мысли. Правитель Кюнтогды, добившийся многих благ в своей жизни, символизирует справедливость:

«Я – знак Справедливости, правды закон,

Пойми, чем и славен и праведен он» [1, с.88].

Именно благодаря своей справедливости правитель Кюнтогды держится во власти и, по утверждению поэта, он бессмертен.

Благосклонности Аллаха Ю. Баласагунский добивается на протяжении всей поэмы. Во-первых, он начинает свою поэму именем Всевышнего: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» самую первую главу поэт посвящает восхвалению Аллаха и его творений и дает название этой главе «Возвещается хвала Аллаху, да будет велик он и славен»:

«Хвалою творцу начинаю я слово –

Во славу творца моего всеблагого.

Несчетны хвалы ему и величанья –

Творец всемогущий не знает скончанья.

Он землю и небо, и солнце с луною,

И тварей всех создал, и время земное.

Создать пожелав всего сущего суть,

Он все сотворил, повелев ему: «Будь!» [1, с. 30].

Преклонение перед Всевышним у Ю. Баласагуни отвечает всем требованиям Ислама. Признание Аллаха и Его сути он описывает согласно Корану:

«Ни равенства нет, ни подобья ему,

И сущность его не постигнуть уму.

И он – ни в пути, ни в покое, но – бдящий,

Вне сходства он с сущностью, облик носящий.

Ни справа, ни слева, ни прежде, ни днесь он,

Ни в выси, ни долу, н там и не здесь он.

Всю суть сотворил он, а сам он – нигде,

Узнай: он всеместно безместный – везде!» [1, с. 31].

Если такое вступление, с одной стороны, было предписано средневековыми традициями, то, с другой – необходимость воспитания положительных качеств в личности Ю. Баласагуни связывал с требованиями, ставящими перед истинным мусульманином. Лишь истинному мусульманину, соблюдающему каждое предписание Корана, Всевышний воздаст все земные и внеземные блага. Вот так соблюдает средневековый просветитель мысли Платона о том, «кто добился благосклонности богов, получают от них блага, которые, как они считают, боги даруют людям благочестивым».

В пример своему читателю Ю. Баласагуни у Всевышнего просит:

«И милость даруй мне вознесться высоко –

Дозволь в судный день быть под сенью пророка» [1, с. 32].

Подготовка к Судному дню, по Ю. Баласагуни, является одним из ведущих мыслей в воздержании от неправильных действий, накопления богатства и т.д.

Образцом для подражания является Пророк, который благодаря своим личностным качествам был избранником Всевышнего, за что и был щедро награжден:

«Он праведен, скромен, в деяньях велик он:

Участлив и добр он, и щедр каждый миг он.

Он был для земли и для неба отрадой,

И бог одарил его щедрой наградой» [1, с. 33].

Наградой Всевышнего является то, что он стал Пророком, то есть «главнейшей в главенстве, начало начал».

О справедливости Всевышнего и щедрости по отношении ко всем своим рабам Ю. Баласагуни напоминает постоянно. В беседе с отцом Айтолды Огдюльмиш говорит:

«И слабому сила – от божьих щедрот,

Великим и малым он блага дает.

Об этом гласит мудрость умных речей,

Она – словно взор для незрячих очей:

«Да славен всечтимый – он дарит почет,

И воля его честь и славу дает.

Для слабых он – сила, для малых – величье,

Дурным шлет он помощь, достойным – отличья!» [Баласагунский, 1983, 33].

Эти строки поэмы полностью доказывают, что мысли древнегреческих философов Сократа, Платона и средневекового тюркского просветителя Ю. Баласагуни о награде богов по достоинству самого человека полностью совпадают.

Адимант в беседе с Сократом утверждает, что «…согласно другим учениям, награды, даруемые богами, распространяются еще дальше: после человека благочестивого и верного клятвам останутся дети его детей и все его потомство. Вот за что – и за другие вещи в этом же роде – восхваляют они справедливость. А людей нечестивых и неправедных они погружают в какую-то трясину в Аиде и заставляют носить решетом воду» [3].

В поэме Ю. Баласагуни «Кут адгу билик» символу счастья визирю Айтолды Всевышний подарил сына Огдюльмиша. Поэт это делает для того, чтобы показать, что без детей счастье полным не бывает. В аяте 46 суры 18 «Пещера» Корана также говорится, что:

Богатства (ваши), сыновья –

Лишь украшения вам в этой жизни,

А то, что пребывает (вне суеты земного бытия), -

Дела благие –

Есть лучшее пред Господом твоим

И по награде, (что за праведность воздаст Он),

И по надеждам, (что исполнятся Его веленьем)» [2, c. 328].

Здесь речь идет о том, что богатство и дети наслаждение земной жизни и временное явление. Что касается благодеяний, то они идут вслед за человеком повсюду, несут ему пользу и делают его счастливым. «Это относится ко всем обязательным и желательным праведным поступкам, совершая которые человек выполняет свои обязанности перед Аллахом и Его рабами. К таким благодеяниям относятся совершение намаза, выплата закята, раздача пожертвований, совершение хаджа и малого паломничества, возвеличивание и прославление Аллаха, чтение Корана, приобретение полезного знания, призыв к совершению богоугодных дел, предостережение от грехов и непристойностей, поддержание родственных уз, заботливое отношение к родителям, женам, рабам и животным, а также любое добро, которое человек делает окружающим. Эти благодеяния сохраняются навечно, приносят человеку самое щедрое вознаграждение и заслуживают того, чтобы на них возлагались надежды. Это вознаграждение не только сохраняется, но и приумножается, и человек может при необходимости рассчитывать на него…

…Все мирское бывает двух видов. К первому виду относятся богатство, дети и мирские услады, которые доставляют человеку непродолжительное удовольствие, а затем исчезают, не принося ему никакой пользы, а порой даже нанося непоправимый урон. А ко второму виду относятся нетленные благодеяния, которые становятся вечным достоянием человека» [4].

Таким образом, Ю. Баласагуни, будучи религиозным просветителем, остается верным учениям ислама, а также следует мыслям античных философов о детях как божественном подарке.

Всеми земными благами пользуется главный герой поэмы Кюнтогды. Он этого достоин благодаря, во-первых, своим личностным качествам, во-вторых, стилю управления, в-третьих, справедливости во всех действиях относительно государственных дел. Об этом просветитель пишет следующее:

«В делах справедливый, был прям он и строг,

Правдив был в речах он и духом высок.

Он, мудрый и умный, и скорый в делах,

Для злых – что огонь был, для недругов – страх.

Бесстрашный, по правде вершил он дела,

И день ото дня его слава росла.

Властитель премудрым уменьем владел –

Сверять свою волю с велением дел» [1, c. 59-60].

Основными принципами правления государством Кюнтогды считается справедливость, прямота, строгость, правдивость, высокодуховность, мудрость, наличие ума, скорость в решениях, бесстрашие, умелость, страсть и усердие. Элементы тирании в управ государством направлены против злых и врагов, для которых правитель как огонь и страх.

Свои мысли просветитель подтверждает стихотворными строчками другого поэта:

«И стих у поэта есть будто о нем,

Любой прочитавший уверится в том:

«Для мужа и рвенье и доблесть нужны,

А зло и порок с ним дружить не должны.

А если и доблесть и рвенье нужны,

Да будут они в сердце мужа равны» [1, c. 60].

В этих строках поэт утверждает необходимость доблести и рвенья не только у правителя, но и у всех «мужей» и, напротив, им противопоставляет и отрицает наличие зла и пороков.

Описание демократического стиля управления правителя Кюнтогды на этом не заканчивается. Ю. Баласагуни о демократии в его утопическом государстве повторяет неустанно:

«Всех мудрых к себе он призвал на порог,

Всех умных возвысил и к делу привлек.

Стекались к нему все владыки земли –

Мужи, что умом всех других превзошли.

Он дал устроенье всем странам вокруг

И лучших мужей приближал для послуг.

В подмогу себе в начинаньях своих,

Чтоб мог он всегда положиться на них» [1, c. 60].

Таким образом, благодаря своему такому наиважнейшему качеству как справедливость Всевышней и подарил Кюнтогды безграничную власть, богатство и другие блага, чем он распоряжается с достоинством. Все описания поэта-просветителя доказывают преемственность учений античных философов, тюркских средневековых просветителей и ислама о первопричине блага.


Литература:

  1. Баласагунский Ю. Благодатное знание. М.: Наука, 1983. 558 с.

  2. Коран / Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой [Текст]. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2006.– 800 с.

  3. Платон. Государство URL: http://philosophy.ru/library/plato/01/resp1.htm (дата обращения: 11.10.2012).

  4. Толкование Священного Корана ас-Саади URL: http://xadis.ru/books/kuran_tafsir/tafsir.html, свободный (дата обращения: 07.11.2012).


Основные термины (генерируются автоматически): античных философов, «Кут адгу билик», первопричине блага, Похожая статья, благосклонности богов, тюркских средневековых просветителей, тюркский просветитель, тюркский просветитель Ю, Благосклонности Аллаха Ю, мысли античных философов, учения античных философов, Произведения античных философов, тюркского просветителя Ю, мнению античных философов, личностным качествам, «Благодатное знание», поэма Ю, мыслям античных философов, поэта-просветителя Юсуфа Баласагуни, учений античных философов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос