Библиографическое описание:

Котенева К. А. Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 136-138.

Изменения, происходящие в настоящее время в социальной и экономической жизни страны, предопределяют основные направления развития системы образования. Магистральная линия развития высшего образования в современном сообществе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов: многоуровневая система образования; обеспечения мобильности студентов и преподавателей; система управления качеством высшего образования ставит перед специалистами высшей школы задачи разработки и применения новых педагогических технологий, способных в духе времени преодолевать трудности в подготовке профессионалов высокого уровня (Акушев Г.М. 2006). Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности исключения не составляет подготовка специалиста педагога-дефектолога, что естественно становится предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных специалистов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении (Сластенин В.А. 2002). Инновация – это внедрение нового в практику, влекущее за собой качественное изменение. В научно-исследовательской литературе понятие «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вызывающее переход системы из одного состояния в другое. Э.Брансуик известный французский ученый выделяет три вида педагогических новшеств: в качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее не известные. Полностью новых и оригинальных идей очень мало; самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени; педагогические новшества возникают в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существующие действия, поскольку новые условия в некоторой степени гарантируют их успех и успех определенных положительных идей.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие уровни новизны: построение известного в другом виде; повторение известного с несущественными изменениями; уточнения, конкретизация уже известного; дополнение уже существенными элементами; создание качественно нового объекта.

Инновационный процесс – это сложное полиструктурное явление, поэтому существует множество подходов к его изучению. Ведущие ученые определяют возможные структуры инновационного процесса: деятельностную структуру, представляющую совокупность следующих компонентов (мотивы- цель- задачи- содержание- формы- методы- результаты); субъективную структуру, включающую инновационную деятельность всех субъектов развития образовательного учреждения и учитывающую функциональное соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса; содержательную структуру, предполагающую инновационную деятельность субъектов на федеральном, территориальном, муниципальном и школьном уровнях; содержательную структуру, предполагающую разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, управлении; структуру жизненного цикла, предполагающую этапность данного процесса; управленческую структуру, предполагающую взаимодействие четырех видов управленческих действий (планирования, организация, руководство, контроль); организационную структуру, включающую следующие этапы (диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий); структура генезиса инноваций (Захарова М.В.2001).

Инновационные процессы носят творческий характер. Педагогическая деятельность по своей сущности является творческой, но не всякое включение в творческую деятельность делает человека творческим, а лишь такое, в котором он становится субъектом деятельности. Если в профессиональную педагогическую деятельность включается педагог-дефектолог, не способный стать субъектом творческого процесса, возникает неразрешенное противоречие, ведущее к внутреннему конфликту между творческим характером деятельности и неподготовленностью к творчеству. Происходит разрушение того, что составляет сущность самой педагогической деятельности. Альтернативы нет: чтобы подготовить педагога-дефектолога к профессиональной деятельности, его нужно готовить как творческую индивидуальность в процессе всего комплекса профессиональной подготовки (Виленский М.Я. 2004). Отсюда концентрация внимания на соответствующих аспектах теории и методики дефектологии. Необходимо создавать условия для формирования целостной личности специалиста в процессе его профессиональной подготовки. Личность, вовлеченная в инновационный процесс, должна обладать способностью, связывать альтернативные и противоречивые подходы; овладевать диалектической сущностью нового мышления. Эта направленность деятельности личности может быть положена в основу определения компонентов модели специалиста педагога-дефектолога.

Обновление мира и общества задает инновационным процессам характер перманентности, нацеленность на постоянное сущностное и целостное обновление учебно-педагогического процесса. Следует заметить, что с инновационной деятельностью тесно связан принцип активности, которая может быть воспитана только при оптимальной организации самого процесса воспитания, в противно случае она просто отсутствует.

Ценностный смысл инноваций заключается в гуманистической направленности, которая проявляется в трех особенностях:1) цель педагогических инноваций – личностное развитие всех субъектов педагогического процесса. В инновационном обучении изменяется позиция преподавателя в отношении и к ученику и к самому себе, происходит рост его профессионального самосознания. Педагог-дефектолог выступает не как «трансформатор» знаний, а как помощник в становлении и развитии личности.2) характер организации учебного процесса. Процесс усвоения перестает носить характер рутинного и протекает в многообразных формах мыслительной деятельности и взаимодействия субъектов учебного процесса. Обновляется социальная сторона учебного процесса, происходит ориентация на индивидуальные, групповые формы обучения.3)Оценка. Уход от оценки, которая фиксирует достигнутое соответствие заданному образцу, от оценки за «подобие» к оценке за самостоятельную познавательную, творческую деятельность.

Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют три этапа: зарождение, освоение инноваций и превращение ее в традицию. На первом этапе обуславливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем. Для второго этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируются решения о принятии или непринятии инноваций. Третий этап инновационной педагогической деятельности-рутинизация, превращение инноваций в традицию, в привычный способ деятельности. Применение инноваций начинает носить массовый характер. Данный этап обусловливается двумя этапами: во-первых, законом финальной реализации инновационной деятельности; во-вторых, законом стереотипизации педагогической инновации (Чернова Л.Т. 1997, Захарова М.В. 2001, Андреева Е.М. 2005).

Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены рутинизации: догматизацию инновации – веру в незыблемость нового; схематизацию – применение упрощенной схемы первоначального нововведения; фрагментацию – использование элементов, отдельной части нововведений; имитацию новшества.

Существования педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения обобщенных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляется как временная программа.

Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы, стандарты, воспитательные процессы, организацию педагогической среды. Спектр педагогических инноваций огромен. Но в любом случае они должны соответствовать «потребности» эволюции педагогической системы, которой они вызваны к жизни.

Педагогические инновации не должны вредить здоровью, тормозить становление личности, процесс социализации. Они должны быть частью механизма, способствующего готовить специалистов, не только успевающих за жизнью, но в чем-то опережающих её.

Теоретический анализ проблемы инноваций в образовании позволяет отметить: педагогические инновации имеют свою специфику; инновации имеют конкретно-историческую характеристику; инновационные процессы в образовании позволяют эффективно решать поставленные цели и задачи дефектологии, отвечающие современным тенденциям развития общества; инновации, обладая огромным системным эффектом, оказывают положительное влияние на все стороны и компоненты образовательного процесса.

Проблеме инноваций в настоящее время уделяется повышенное внимание, объясняется это изменениями в экономике, политике и духовной жизни нашей страны, которые не могли не затронуть систему образования. Вопросы педагогических инноваций в области дефектологии активно разрабатываются и в зарубежной педагогике (Kobayaskj V.N.1998, Thomas R.M.2000). Инновационные процессы приобретают интернациональный характер: происходит своеобразная глобализация педагогических проблем; глобальные проблемы заставляют ставить новые и по-новому видеть старые педагогические проблемы; в конечном счете, от них может зависеть успех профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической инновации, педагогических инноваций, педагогической деятельности, инновационной педагогической, профессиональной деятельности, учебного процесса, инновационной педагогической деятельности, Педагогические инновации, повторяемости педагогической инновации, стереотипизации педагогической инновации, Существования педагогической инновации, инновационных процессов, педагогических инноваций огромен, цель педагогических инноваций, инновационной педагогической деятельности-рутинизация, инновационной деятельности, Вопросы педагогических инноваций, педагогических проблем, инновационного процесса, вида педагогических новшеств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос