Автор: Шанц Евгения Альфридовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Статья просмотрена: 1600 раз

Библиографическое описание:

Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Существенные изменения, произошедшие в жизни российского общества в последние десятилетия, в его ценностно-целевых ориентирах определяют актуальность рассмотрения проблемы формирования социально-нравственных основ личности молодого человека. На современном этапе своего развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в образовательных учреждениях.

В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования, выполнению законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом к числу ключевых положений, которые могут обеспечить формирование социально-значимых качеств личности студентов можно отнести следующие:

1) идею личностно-ориентированной, или индивидуализированной модели образования, предполагающей создание наиболее эффективных механизмов подготовки студентов;

2) обновление содержания и технологий обучения, гуманитаризация, перенесение в учебный процесс достижений и технологий научного поиска; создание соответствующей инфраструктуры для замены части аудиторных учебных занятий на участие в творчестве, научных исследованиях, подготовке социально значимых проектов; сюда можно отнести также разработку инновационных образовательных программ;

3) научно-методическую поддержку процесса фундаментализации образования; изучение классических гуманитарных предметов: философии, истории, иностранного языка, физической культуры, это, безусловно, невозможно без подготовки (на конкурсной основе) нового поколения учебников и учебных пособий, обеспечения надлежащего уровня переподготовки преподавательских кадров;

4) переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.

Теоретико-методологическую основу формирования социально-значимых качеств личности составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); теория системного подхода к изучению социальных явлений (В.И. Андреев, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); философские, социологические и психолого-педагогические концепции развития и профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); современные теории и концепции социального воспитания (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков).

Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) позволяет сделать предположение, что к социально-значимым качествам личности относятся социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Формирование инициативности предполагает превращение деятельности молодых людей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность. Инициативность рассматри­вается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на формирование инициативности, является помощь студенту в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог в этом случае ориентируется на интересы, потребности детей, их способности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельно­сти образует личностное качество - инициативность.

В ходе специальных исследований феномена инициативы учеными были определены ее понятия, значение, выделены структура, виды, формы. Однако, в понимании терминов инициативы и инициативности все еще немало спорного.

Инициатива (лат. Initiare – начинать) – почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какой-либо новой идеи, в решении какой-либо проблемы; внутренне побуждение к новым формам деятельности.

В педагогическом словаре инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

К.А.Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявление встречной активности по отношению к другому человеку.

Е.А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к изучению инициативы, автор выделяет в ее структуре мотивационно-потребностный, эмоциональный и когнитивный компоненты и две фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его реализация.

Педагогическую значимость инициативы подчеркивает и Н.С.Степашов, указывая на системообразующую функцию инициативы для компонентов творческой системы обучения и подчеркивая, что через творческую инициативу может осуществляться влияние на цели и содержание обучения.

Проблему классификации инициатив изучали различные авторы (М.С.Говоров, Н.С.Степашов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, В.М.Букатов).

Н.С. Степашов классификацию инициатив в обучении проводит по разным основаниям: по субъекту (т.е. носителю инициативы); по характеру и масштабам вносимых инициативой изменений; по видам деятельности в обучении; по изменению элементов системы обучения и связей между ними. По характеру инициативы подразделяются на инициативы регулярного усовершенствования; радикальные (новые парадигмы, программы); революционные (новые виды, типы, формы и методы деятельности, требующие новых средств реализации). По типам выделяются методические инициативы (поиск новых методов, форм организации обучения); технологические (создание новых технологий); общественные (образовательная практика связана с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления).

П.М. Ершов, А.П. Ершова и В.М. Букатов выделяют два вида инициативы: наступательную и оборонительную. В наступлении раскрывается цель человека как его позитивная программа, подразумевающая объяснение смысла своих действий (мотивы, прогнозируемые результаты, средства). Оборона рассматривается как показатель отсутствия наклонностей, интересов (незаинтересованность человека в карьере, в материальных благах, в сохранении собственного здоровья, выполнении порученного дела, обязанностях, людях). Оборона может быть связана с выжидательной позицией, осознанной передачей инициативы партнеру по общению и с умением слушать собеседника.

В исследованиях М.С.Говорова, на наш взгляд, дана более разветвленная классификация видов инициативы по направленности, общественной значимости инициативы (положительная, отрицательная); по роду проявления (индивидуальная, коллективная); степени самостоятельности (совершенно самостоятельная и инициатива, способная проявляться лишь тогда, когда ее поддерживают товарищи); длительности психологической деятельности, подготавливающей проявление инициативы (внезапная; инициатива, проявляющаяся в результате длительной подготовки); степени творчества (репродуктивная, творческая); степени развития инициативы как черты личности (эпизодическая, постоянная); мотивации (эгоистическая и инициатива, развивающаяся под влиянием общественно значимых мотивов); богатству внутреннего содержания: внешняя (по существу-пустая) и инициатива с богатым содержанием; продуманности инициативных действий (правильное инициативное действие; ошибочное, поспешное, хотя и отличающееся новизною и оригинальностью); широте (инициатива, постоянно проявляющаяся в нескольких видах деятельности; инициатива, проявляющаяся во всех основных видах деятельности); устойчивости (кратковременность инициативных действий и длительность проявления инициативы).

Преодолению локальности отдельных взглядов на инициативу способствует системный подход, который позволяет рассматривать инициативу в нескольких плоскостях. Во-первых, как сложное антропологическое явление, которое обеспечивается потенциалом потребностно-мотивационной, волевой, когнитивной, поведенческой сфер личности. Во-вторых, как форму социальной активности личности и деятельность, позволяющую формировать социально значимые качества.

К.А.Абульханова-Славская подчеркивает значимость субъектных условий для возникновения инициатив и выделяет причины их отсутствия: неумение реализовывать и представлять инициативы из-за несформированности внутреннего побуждения; подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития; отсутствие развитых социально-психологических способностей организаторских умений, что не позволяет реализовывать инициативы организационно-практически; блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого неодобрения окружающих.

В работах Е.А.Погодиной поддержка значится в числе важных факторов проявления инициативы. Автор предпринимает попытку выявить пути и условия превращения отдельных актов инициативы и инициативного поведения в инициативность как устойчивое качество личности. Исследователь указывает, что зарождению инициативы способствуют социально-психологические факторы: общественная потребность, одобрение, поощрение, поддержка коллектива, положительная оценка идей, помощь коллектива в реализации замыслов, что побуждает личность к проявлению инициативы, укрепляя уверенность в себе.

Структура инициативности представляется Т.С.Борисовой состоящей из взаимосвязанных компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационного, волевого, эмоционального, поведенческого, деятельностного, рефлексивно-оценочного.

  1. Когнитивный компонент рассматривается как наличие у субъекта знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненных форм, разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, вероисповеданий, знаний о себе, о своих возможностях и сильных сторонах своей личности, творческого подхода в решении поставленных задач без ущемления прав в отношении других людей.

  2. Мотивационный компонент направлен на формирование у личности ценностных ориентаций, мотивации инициативных действий, в основе которых лежит нравственная составляющая.

  3. Деятельностный компонент предполагает включение молодого человека в созидательную активность, которая, с одной стороны, востребовала бы проявление им личностных качеств, а с другой – ставила бы уровень развитости этих качеств под сомнение, активизируя рефлексивные процессы анализа и самоанализа на основе сравнения, сопоставления, соотнесения представления о себе с теми параметрами «меня лучшего», которые предполагает данная деятельность.

  4. Интеллектуальный компонент характеризуется определенной системой интеллектуальных качеств: таких как компетентность, активность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума. Интеллектуальная компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. Интеллектуальная активность – интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выхода за пределы заданной ситуации, действия вне требований извне. Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива. Интеллектуальное творчество – процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

  5. Волевой компонент. В психологической литературе инициативность чаще всего рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль в инициативности играет интенсивность побуждений, активность стремлений. В генезисе личности инициативность формируется, как выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.

  6. Поведенческий компонент характеризуется такими параметрами, как разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид; быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости; точный учет ситуации и ее динамики; умение действовать на основании прогноза, при действиях на основании установки – гибкость, точность, своевременность объективации; способность совершать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями; способность доводить начатое до конца, удерживать отдаленную цель.

Активность во взаимосвязи с инициативой и ответственностью формирует субъективно-личностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, так как эти качества пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень активности.

Таким образом, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы под инициативой мы понимаем самодеятельное участие индивида в различных сферах жизнедеятельности. Она характеризуется способностью личности выходить за пределы требуемого, самостоятельно брать на себя решение каких-либо задач, обладающих просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с позиции должного.


Литература:

  1. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся [Текст] / Т.С. Борисова// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).- С. 131-136.

  2. Головина, И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности [Текст] : дис…..канд. пед. наук :13.00.08 : Москва, 2005, - 177 с.

  3. Дубинина, М.П. Модель формирования инициативности будущего педагога с позиции "Я-концепции" [Текст] / М.П. Дубинина// Психология обучения. - 2007. - №10.- С.92-99.

  4. Колмагорцева, Н.Н. Технология организации социально-значимой деятельности в образовательном пространстве [Текст] /Н.Н. Колмагорцева : учебно-методическое пособие. – Шадринск : «Шадринский Дом Печати», 2008. – 70 с.

  5. Тетерский, С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи [Текст]: дис…..д-ра пед. наук : 13.00.02 : Тамбов, 2004. – 337с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-значимых качеств личности, личности студента, творческой личности студента, социально-активной творческой личности, проявления инициативы, формирования социально-значимых качеств, качеств личности студента, качеств личности студентов, качество личности, Формирование социально-активной творческой, генезисе личности инициативность, инициативных действий, личности молодого человека, длительность проявления инициативы, понимании терминов инициативы, Педагогическую значимость инициативы, феномена инициативы учеными, факторов проявления инициативы, степени развития инициативы, системообразующую функцию инициативы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос