Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя
Авторы: Матвеев Алексей Анатольевич, Тарасов Кирилл Игоревич, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 194 раза
Библиографическое описание:
Матвеев, А. А. Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя / А. А. Матвеев, К. И. Тарасов, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2538/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Культура как категория современной системы наук
объективно отражает потребность в формировании механизмов и условий
антропологической среды в выявлении, реконструкции и ретрансляции
объектов и продуктов деятельности человека в микро-, мезо-, макро- и
мегамасштабах. Не секрет, что студент инженер-строитель в таком
контексте рассмотрения выступает в многоплановых ролях и отношениях
как продукт культуры и ее объект, как творец и саморазвивающаяся
система. В условиях саморазвития и самореализации множество ученых
реализуют идеи гуманизма и толерантности, продуктивности и
состоятельности, креативности и мастерства. Таких ученых можно было
бы объединить по идеям и продуктам на следующие направления
исследований:
- - продуктивная педагогика и ее модели реализации в учебно-практической и учебно-производственной деятельности (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский, Н.В. Басова, В.И. Андреев, М.Т. Громкова, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.);
- - педагогика креативности в реализации идей изобретательства и рационализаторства (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский, И.П. Раченко, В.Н. Рыжов и др.);
- - модульное обучение (Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, М.М. Буланова-Топоркова и др.);
- - адаптивное профессиональное обучение (Н.П. Капустин, М.М. Буланова-Топоркова, Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова А.В. Тряпицина, В.А. Ситаров и др.);
- - контекстное обучение (А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова и др.) и т.д.
- Культура как продукт антропологической среды представляет собой гносеолого-аксиологическую или аксиолого-герменевтическую матрицу, создающих предпосылки для саморазвития и самореализации личности, включенной в деятельность и общение в личностном, социальном и профессиональном планах, предопределяющих сохранение и преумножение благ и богатств в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, реализующих идеи современной педагогики и психологии, фасилитирующих включение личности в систему полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, раскрывающих личность в полном смысле данного феномена в игре, учении, труде и отдыхе.
- Под культурой самостоятельной работы инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложениям, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
- В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «культура самостоятельной работы инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
- В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение культуры самостоятельной работы инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-досуговые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
- Иными словами культура самостоятельной работы – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
- Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня, обеспечивающих формирование таких ценностей, как становление, самоопределение, конкурентоспособность, мобильность, самосовершенствование, самореализация, а система принципов полисубъектного взаимодействия представляет собой набор векторов саморазвития, самореализации, самосовершенствования, рефлексии, гуманизма и толерантности, фасилитирующих становление личности в среде и деятельности.
- Кроме того, необходимость в выделении типологии формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя объективна. Представим одну из типологий сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя:
- 1) исполнитель (низкий уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя, который обусловлен возможностью выполнения заданий, определяющих перспективы использования различных заданий, напрямую связанных с формированием знаний, умений, навыков и компетенций общеучебного генеза, где способы фиксации информации являются базой, предопределяющей переход на более высокий уровень сформированности КСР);
- 2) обучающийся (средний уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя – знание способов фиксации информации позволяют студенту моделировать различные компоненты ведущей деятельности, где практика и ее частный случай – производственная практика является критерием эффективности организуемой деятельности);
- 3) работник (высокий уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя – знание способов фиксации информации, компетентность в моделирование инновационных средств обеспечивают должный уровень и качество осуществляемой работы и высокую квалификацию работника);
- 4) мастер (профессиональный уровень сформированности КСР инженера-строителя – на данном уровне у инженера строителя появляется штат сотрудников, занимающихся решением поставленном им проблемы; данный уровень достижим только у студентов заочной формы обучения, включенных в систему управления производством и качеством выпускаемой продукции).
- Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
- Обусловленность формирования культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя системно отражена в феноменологической и технологической модели формирования культуры самостоятельной работы, где система принципов формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя играет роль границ возможностей и допущений в системе формирования ценностей, моделей, знаний, умений, компетенций и способов рациональной организации труда; совокупность методов и средств предопределяет выбор технологии обучения и уровень сформированности компетенций в структуре педагогического взаимодействия; критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя вытекают из специфики организуемого исследования и объясняют полученный и прогнозируемый результат организуемого процесса.
- Итак, рассмотрим определения понятия «критерий» и выделим критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя.
- Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [1].
- Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условная принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку [2].
- Критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно построить в следующей системе:
- - продуктивная педагогика и ее модели реализации в учебно-практической и учебно-производственной деятельности (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский, Н.В. Басова, В.И. Андреев, М.Т. Громкова, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.);
- Организационно-деловой раскрывает перспективы ведущей деятельности и общения в контексте ее организации и формирования необходимых качеств, ценностей, компетенций.
- Профессионально-акмеологический предопределяет выявление моделей, способов, методов, средств, условий, технологий, специфики и возможностей организуемой деятельности с позиции вершин формирования профессионализма и состоятельности, продуктивности и конкурентоспособности.
- Информационно-коммуникативный высвечивает систему формирования общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения и способствующие таким направлениям формирования и становления личности, как саморазвитие, самореализация, самосовершенствование.
- Каждый критерий оценивается по показателям
сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры
самостоятельной работы студента инженера-строителя.
- Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий).
- Данную систему показателей сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно отобразить в структуре продуктивности (появления продукта профессиональной и учебно-производственной деятельности) и качества обучения (обучения на оценки «хорошо» и «отлично»).
- Возможности и результат формирования культуры самостоятельной работы студентов отражаются и на деятельности педагога, моделирующего и внедряющего индивидуально-личностные аспекты общения и деятельности в воспитательно-образовательном поле, а последствия данных процессе – на качестве жизни и благополучии общества и состоятельности личности в нем.
- Литература
- Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий).
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
- Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. – ISBN 985–443–481–8.
- Козырева, О.А. Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей / О.А. Козырева, А.А. Матвеев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 2(4). – С. 107-113.