Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Рымарева, Т. Ф. Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ / Т. Ф. Рымарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2444/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время большинство авторов подчеркивают, что определяющую роль в безопасности полетов играет человеческий фактор [7]. В связи с этим повышается значимость развития профессиональных качеств и частности профессиональной ответственности у будущих авиатехников в процессе их подготовки в колледже. В связи с этим представленная статья, посвященная описанию авторского опыта развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ, кажется нам важной и своевременной.

Однако прежде чем перейти к описанию особенностей технологии развития профессиональной ответственности определим, что профессиональная ответственность авиатехников понимается нами как качество личности, проявляющейся в способности к саморегуляции своей трудовой деятельности по обслуживанию авиационной техники, отличающейся высокотехнологичностью, динамичностью, сложностью трудовых отношений, и готовности отвечать за её результаты. В структуре профессиональной ответственности следующие компоненты: профессиональной ответственности [3; 5; 6]:

- мотивационный компонент (профессиональная мотивация, мотивация учебно-профессиональной деятельности, мотивация достижения цели, мотивация принятия ответственных решений);

- когнитивный компонент (систематизированные знания о сущности профессиональной ответственности вообще и профессиональной ответственности в авиации; о специфике профессиональных отношений в авиации; о нормах поведения, через которые реализуется профессиональная ответственность);

- эмоционально-волевой (эмоциональную устойчивость, настойчивость, организованность, решительность, готовность отвечать за результаты своей деятельности);

- рефлексивно-деятельностный (умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения, рефлексивность, уверенность в себе (самостоятельность), субъективный контроль).

Определение основных понятий исследования и выявление структуры профессиональной ответственности позволили обосновать содержание образования, ориентированного на развитие профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа. Среди наиболее важных принципов отбора содержания необходимо назвать: принцип погружения в авиатехнические профессии – направленный на зарождение и развитие желания стать профессионалом в своей области, готовности принимать ответственность за результаты своей деятельности; на стимулирование и создание условий для самостимулирования деятельности курсантов по овладению профессией авиатехника. Это достигается за счет ценностной и личностной направленности материала, обращения к субъектному опыту преподавателей и студентов и др. Данный принцип, предусматривает при отборе содержания образования ориентацию на фасилитационные отношения. Применительно к теме нашего исследования это может быть достигнуто, если при подборе материала ориентироваться на следующие положения: освобождение педагога от чисто информационной функции преподавания и создание условий для более яркого проявления воспитательно-координирующей функции; создание условий для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути становления профессиональной ответственности курсантов; обеспечение делегирования некоторых функций педагогического управ­ления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления.

Указанные выше положения могут быть успешно реализованы при опоре на принцип системного квантования, предполагающий сжатие учебной информации; принцип действенности и оперативности знаний имеющий особое значение при формировании профессиональной ответственности, так как в реальной практике колледжа формирование профессионально важных качеств часто ограничивается беседами, а ряде случаев нотациями. Рассматривая профессиональную ответственность через призму саморегуляции деятельности для нас особое значение приобретает принцип ориентации на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, как деятельности по овладению профессией. Данное качество, по мнению многих авторов, является определяющим и в профессиональной деятельности при принятии решений, их реализации, ответственности за их результаты, что и составляет суть профессиональной ответственности.

Перечисленные выше принципы позволяют организовать поэтапный процесс формирования профессиональной ответственности (адаптационно-диагностический, когнитивно-развивающий, рефлексивно-интегрирующий этапы) и ориентировать его на личность каждого курсанта [2; 3].

Так как в психолого-педагогической литературе содержится достаточно большое количество вариантов личностно ориентированных технологий, конкретизируем их применительно к теме исследования.

Следует сказать, что при формировании профессионально важных качеств личности большое значение имеет ориентация на субъектный опыт участников образовательного процесса [3; 5; 8 и др.]. Как показывают результаты проведенного нами эксперимента, применительно к формированию профессиональной ответственности у курсантов технического авиационного колледжа целесообразно опирается на следующие положения: активное использование в образовательном процессе субъектного опыта преподавателя как представителя авиационной профессии и его гармонизация с субъектным опытом курсантов; приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности курсанта как активного носителя субъектного опыта; содействие интериоризации социально значимых нормативов (образцов), связанных с профессиональной ответственностью, в том числе способов саморегуляции своей деятельности; организация специальной коллективно-распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса, позволяющей создать атмосферу сопричастности профессии авиатехника; развитие курсанта как личности, готовой к профессиональной ответственности не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Профессиональная ответственность личности неразрывно связана её рефлексивными способностями, поэтому не удивительно, что в рамках личностно ориентированных технологий мы обратились к рассмотрению рефлексии и условий её формирования. Мы выделяем следующие положения личностно-развивающих технологий, ориентированных на развитие рефлексии: направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии связанной с профессиональной ответственностью; создание в процессе преподавания гуманитарных ситуаций, содействующих активизации ретроспективной, проспективной и интроспективной составляющих рефлексивной деятельности курсантов; организация групповой рефлексии процессов, связанных с профессиональной ответственностью в авиации.

Важным для предлагаемой нами технологии является и тот факт, что формирование профессионально важных качеств, в том числе и профессиональной ответственности, может быть продуктивным, если образовательный процесс будет построен в контексте будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы в своей работе ориентировались на идеи контекстного обучения, изложенные в работах А.А. Вербицкого [1] и его последователей. Выбор нами методов контекстного обучения обусловлен тем, что основной единицей деятельности курсанта является поступок, посредством которого будущий специалист не только выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами отношений, принятых в данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания в рамках целостного образовательного процесса. Все это делает возможным создание особой ценностной среды, содействующей формированию у курсантов авиационного технического колледжа профессиональной ответственности.

Значимым условием создания такой среды, по мнению многих авторов [1; 4] являются учебно-деловые игры. Нами были выделены следующие положения, важные при построении разработке учебно-деловых игр:

- имитационное моделирование конкретных производственной деятельности авиатехников и производственных отношений, связанных с профессиональной ответственностью;

- проблемность в содержании учебно-деловой игры и процесса его развертывания в учебно-профессиональной деятельности курсантов;

- организация совместной деятельности курсантов в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций специалистов;

- ориентация на диалогическое общение во взаимодействии партнеров по игре при принятии ответственных решений;

- двуплановость целей учебно-деловой игры – достижение игровых целей служит средством формирования профессиональной ответственности будущих авиатехников.

Обобщая работы в исследуемой области [2; 4 и др.] мы выделили те виды игр, которые целесообразно использовать при создании образовательной среды, ориентированной на формирование профессиональной ответственности:

1) по широте тематических рамок: в рамках одной дисциплины, комплексные;

2) в зависимости от степени неопределенности ситуации: детерминированные, вероятностные;

3) по характеру коммуникаций участников игры: интерактивные и неинтерактивные;

4) По степени участия студентов в подготовке деловых игр: игры с и без домашней подготовки;

5) по длительности процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры, длящиеся несколько занятий и т.п.).

Уровень и характер игр изменяется на каждом из этапов формирования профессиональной ответственности.

Таким образом, формирование профессиональной ответственности у будущих авиатехников будет эффективным, если используется личностно ориентированная технология в интеграции с контекстными и игровыми методами обучения, ориентированная на активизацию субъектного опыта участников образовательного процесса и развитие рефлексии, обеспечивающая поэтапное формирование осознанной саморегуляции деятельности, связанной с профессиональной ответственностью.

Эксперимент по проверке этого положения проводился в Троицком авиационном техническом колледже гражданской авиации. Всего с 2007 по 2012 год в эксперименте участвовало 245 человек. Эффективность реализации разработанного содержания проверялось по мотивационному, когнитивному, эмоционально-волевому и рефлексивно-деятельностному критериям. По всем четырем критериям в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения 22–34 % по сравнению с начальным уровнем тестирования. Наибольшее приращения 32–35 % наблюдались при оценке результатов по рефлексивно-деятельностному критерию, что связано с совершенствованием у студентов осознанной саморегуляции своей деятельности в области освоения профессии.


Литература:

  1. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.

  2. Габрусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству [Текст] / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин. – Минск: Изд-во «Университетское», 1989. – 125 с.

  3. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. – 170 с.

  4. Лежнева Н.В. Использование учебно-деловых игр при формировании готовности к принятию профессиональных решений у студентов вуза [Текст] / Н.В. Лежнева, А.А. Утемисова // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2009. – Вып. 31. С. 34–46

  5. Лежнева, Н.В. Компетенция профессионального саморазвития как важная составляющая подготовки современного специалиста [Текст] / Н.В. Лежнева // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2008. – Вып. 28. – С. 24–41.

  6. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] / К. Муздыбаев. М. :Изд-во Либроком, 2010. – 248 с.

  7. Труды Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы подготовки авиационных специалистов» / Под ред. И.В. Кабашкина. – Рига : Изд. института транспорта и связи, 2008. – 81 с.

  8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та., 1997. – 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная ответственность, образовательный процесс, создание условий, формирование, авиационный технический колледж, контекстное обучение, особое значение, субъектный опыт участников, учебно-деловая игра, учебно-профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка

Информационные технологии в подготовке военных педагогов

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования

Похожие статьи

Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка

Информационные технологии в подготовке военных педагогов

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования