Технология проектирования качества организации обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 2956 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, С. С. Технология проектирования качества организации обучения в вузе / С. С. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 199-204. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2531/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье представлена технология проектирования качества организации обучения в вузе, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования.

Ключевые слова: технология проектирования качества организации обучения, принципы технологии, полилог, проектирование.

В настоящее время совершенствование образовательной системы всё больше связывают с необходимостью обеспечения качества образовательных услуг. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества. Качество обучения – комплексная характеристика педагогического процесса, описывающая его состояние и результативность в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, потребностями и ожиданиями субъектов педагогического процесса. Качество обучения напрямую зависит от качества его (обучения) организации. Это и определило цель нашего исследования. Исходя из цели, была обозначена задача исследования: разработать технологию качества организации обучения в вузе на основе педагогического проектирования.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает пристальное внимание учёных к проблеме технологии. Идею «педагогических технологий» тщательно разрабатывали В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.И. Гинецинский, М.В. Кларин, З.А. Решетова, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, В.К. Тарасов, Ю.К. Чернова и другие.

Несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, в настоящее время не существует единой трактовки понятия «технология». Так, В.А. Сластёнин под технологией понимает строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, или последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач. В.В. Сериков представляет технологию как «некую законосообразную деятельность (т.е. систему действий, реализуемую в соответствии с имманентными законами объекта), необходимо приводящую к ожидаемому результату, или как конструкцию, рассматриваемую через призму таких категорий, как содержательное и процессуальное, предметное и коммуникативное, как взаиморазвитие деятельностей ученика и учителя» [2, с. 110]. Г.Ю. Ксензова под технологией понимает такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в неё действия представлены в определённой целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. В материалах ЮНЕСКО в понятие технологии вкладывается следующее содержание: – конструирование и оценивание педагогических процессов посредством учёта человеческих, временных и других ресурсов с целью достижения высокого качества образования.

Обобщая вышесказанное и основываясь на исследовании В.В. Афанасьева [1], можно выделить ряд характерных признаков, которые в той или иной мере присутствуют во всех известных представлениях о технологии. В первую очередь это – процесс (который хотят технологизировать), конечный результат (к которому стремятся), объект (который подлежит преобразованию), средства (методы воздействия на объект).

Исходя из различных пониманий технологии и того, что сущностью организации обучения в вузе является целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия преподавателей и студентов по качественной подготовке последних к профессиональной деятельности, содержательными элементами которого являются обучение и воспитание со стороны преподавателей и самостоятельная работа со стороны обучающихся в нашем исследовании под технологией проектирования качества организации обучения мы будем понимать алгоритм последовательных действий, состоящий из концептуальной основы, содержательного и процессуального компонентов, представляющий собой целенаправленный процесс поэтапной деятельности субъектов образовательного процесса, реализация которого на практике должна привести к заранее запланированному результату обучения.

Исходя из нашего определения, обозначим наиболее существенные положения технологии качества организации обучения:

– технология проектирования качества организации обучения – это процесс по достижению заранее запланированных целей обучения;

– сущность данного процесса состоит в поэтапном осуществлении деятельности;

– этапы разрабатываются на основе анализа и с учётом требований Государственного образовательного стандарта и образовательной программы по дисциплине;

– разработка методов, форм, средств обучения и определение видов и форм контроля проводится с учётом уровня обученности студентов, что позволяет каждому обучающемуся формировать индивидуальную траекторию собственной учебной деятельности;

– технология рассматривается как проект организации обучения и как деятельность преподавателя и студента, построенная в соответствии с этим проектом.

Основываясь на вышеуказанных положениях, нами была разработана технология качества организации обучения, способная стать одним из ключевых компонентов в системе обеспечения качества обучения и управления им. Одна из таких технологий представлена на рисунке.


Рис. Технология педагогического проектирования качества организации обучения


Построение технологии основывалось на следующих принципах:

1. Принцип профессионально-творческой направленности обучения (П.И. Пидкасистый).

2. Принцип активизации гетеростаза (личностный рост и саморазвитие) личности в обучении (Л. Хьелл, Д. Зиглер, В.В. Краевский).

3. Принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (П.И. Пидкасистый).

Реализация этих принципов в условиях педагогической действительности позволяет субъекту педагогической практики:

– грамотно организовать деятельность субъектов педагогического взаимодействия;

– создать комплекс условий, объективно необходимых для успешного выполнения учебной деятельности;

– дифференцировать творческую деятельность субъектов;

– разграничить субъект-субъектную и субъект-объектную системы педагогических отношений;

– организовать эффективную систему коммуникативных взаимодействий субъектов образовательного процесса.

Опираясь на положения теории педагогического проектирования и определение «технологии», мы выделяем следующие структурные компоненты, входящие в состав технологии педагогического проектирования качества организации обучения:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательный компонент;

3. Процессуальный компонент.

Концептуальную основу технологии составляют идеи деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Компетентностный подход в нашем исследовании не противопоставляется традиционному ЗУНовскому, но существенно расширяет содержание образования собственно личностными составляющими, делает его гуманистически направленным, что особенно ценно в условиях современного общества. Идеи деятельностного и личностно-ориентированного подходов позволяют рассматривать процесс обучения как вид деятельности, направленный на формирование личности, обладающей общими профессионально значимыми качествами и компетенциями на основе совместного проектирования субъектами образовательного процесса.

Содержательный компонент включает в себя:

– ГОС ВПО, учебные планы и программы, учебно-методическое оснащение (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, дидактические материалы, тематические разработки), планы воспитательной работы;

– содержание учебной дисциплины;

– технологическую (учебно-методическую) и материально-техническую базы вуза.

Очень важен процессуальный компонент технологии, обеспечивающий логику организации обучения на всём этапе изучения дисциплины, и реализующий три основные функции: описательную (описание организации обучения), проектировочную (раскрытие особенностей применения педагогического проектирования на всех этапах организации обучения в вузе), объяснительную (выяснение эффективности применения проектирования студентами собственной учебной деятельности как средства повышения качества организации обучения), включающий в себя пять этапов: целеопределяющий, аналитический, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный, результативный.

Реализация целеопределяющего этапа требует определения целей и задач обучения. Проектируя технологию, мы ставили цель – формирование системы знаний, умений, навыков; формирование общих профессионально значимых качеств; формирование компетенций.

После выбора целей и определения на их основе задач следует перейти к оценке текущего состояния образовательного процесса (аналитический этап).

Анализируя текущее состояние процесса обучения необходимо:

– проанализировать его сильные и слабые стороны;

– дать характеристику организации обучения, ресурсного обеспечения;

– определить недостатки в организации обучения;

– определить недостатки в деятельности субъектов процесса обучения.

Результаты такого анализа и сформулированные на его основе выводы составляют основную идею всей последующей системы проектирования.

Организационно-деятельностный этап представлен педагогическим взаимодействием (в нашем исследовании под педагогическим взаимодействием мы понимаем педагогическое влияние, его активное восприятие обучающимися и собственную активность обучающихся), осуществляемым с помощью полилога и проектирования студентами собственной учебной деятельности в рамках фронтальных, коллективных, групповых и диадических коммуникативных ситуаций при условии реализации следующих принципов:

– деятельностный характер обучения;

– проблемный характер обучения;

– полилогичность содержания учебной дисциплины;

– принцип индивидуализации процесса обучения;

– принцип сознательности и активности обучаемых.

Взаимодействие между преподавателем и студентом и студентами между собой, осуществляется в нашей технологии в форме полилога. Полилог является одним из наиболее эффективных средств преобразования учебной информации в профессионально значимые знания. В процессе полилога высказываются различные точки зрения, студенты соглашаются и спорят, доказывают свою позицию, а вместе с этим и узнают обсуждаемый предмет глубже. Именно полилог позволяют реализовать весь комплекс целей обучения. «Борьба» мнений двух или нескольких групп студентов по вопросам разрешения имеющейся научно-исследовательской (или учебно-познавательной) задачи зачастую приводит к весьма значимым результатам. В хорошо организованном (педагогом) студенческом коллективе, при совместном обсуждении научных проблем рождается новое знание, которого не было у отдельно взятого члена коллектива. Как правило, результаты, полученные путём рассуждений, используются студентами в дальнейшем во всех сходных ситуациях. Они могут пригодиться и тогда, когда решаемая проблема или её составные элементы несколько видоизменились. Кроме того, результаты рассуждений могут послужить основой для выдвижения новых гипотез.

В основе обучения в соответствии с разработанной нами технологией проектирования качества организации обучения лежит овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. При этом преподаватель не преподносит готовое знание, которое передаёт студентам, не объясняет и не демонстрирует правильный способ действия, которым обучающиеся могли бы овладеть путём прямого подражания, не показывает и эталонных образцов, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами. Лучший способ такого учения – проектирование студентами собственной учебной деятельности, под которым нами понимается индивидуальная деятельность студента, направленная на построение собственной траектории обучения на основе личностных качеств и индивидуальных достижений и обладающая признаками системности, логической упорядоченности, объектности, прогностичности.

В ходе проектирования собственной учебной деятельности у студентов формируется самостоятельность, приобретается умение планировать свою деятельность. Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. Её следует рассматривать как неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, без которого учебный процесс не может состояться. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений, побуждать к активной целеустремлённой деятельности. Таким образом, обеспечивается развитие навыков собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента.

Мы считаем, что умение проектировать собственную учебную деятельность позволяет значительно активизировать работу по самообразованию и саморазвитию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Осуществление проектирования собственной учебной деятельности – процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает обучающихся к творчеству, то есть проектная деятельность стимулирует процесс самообразования.

Для осуществления проектирования собственной учебной деятельности студентам необходимо:

1) осознать цель предстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности), осмыслить и внутренне принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом;

2) выбрать средства для осуществления познавательной деятельности;

3) обеспечить возможность самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно (реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения обучающимся системы действий: постановка задач и выполнение действий по их решению).

К условиям успешности студента в процессе проектирования собственной учебной деятельности мы относим:

– осознанное стремление к самообразованию и саморазвитию в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями личности;

– адекватную самооценку собственных достижений, основанную на самоанализе и рефлексии;

– наличие педагогической поддержки и оперативной помощи в разработке траектории самообразования и саморазвития.

При организации обучения с использованием проектирования студентами собственной учебной деятельности преподавателю необходимо создавать ситуации, в которых обучающийся имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, произвести его самооценку. Самооценка и самоконтроль играют важную роль в усвоении знаний. Самоконтроль состоит в определении соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи и обеспечивает полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.

Разработанная нами технология предполагает управление обучением, осуществляемое в соответствии со следующими принципами:

– принципом устойчивости, предусматривающим систему корректирующих воздействий, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение (путём корректировки содержания обучения, формулировки более прогностических целей, доработки управленческих воздействий, их (воздействий) оперативности, обеспечения более чёткой согласованности взаимодействий субъектов и т.д.);

– принципом комфортности, означающим создание максимума удобств для творческих проявлений участников педагогического взаимодействия;

– принципом концентрации, подразумевающим объединение усилий всех субъектов на решение основных задач (познавательных, проектировочных, управленческих), возникающих по ходу образовательного процесса;

– принципом параллельности, предполагающим одновременную реализацию в условиях педагогической практики нескольких управленческих решений;

– принципом адаптивности, рассматриваемым как приспособляемость субъектов и объектов управления друг к другу и к изменяющимся условиям деятельности [1].

Ключевым этапом технологии является контрольно-коррекционный этап, включающий диагностику и оценку качества результатов деятельности субъектов педагогического взаимодействия, коррекционные изменения целей, отдельных этапов технологической цепочки, доработку базовых данных на основе различных видов контроля.

Основываясь на теории и практике применения технологий в образовательном процессе вуза, мы считаем, что эффективность технологии проектирования качества организации обучения возрастает при выполнении следующего комплекса педагогических условий, под которым нами понимается совокупность взаимосвязанных мер образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение заранее запланированных целей и задач обучения:

– осуществление личностно-ориентированного подхода к организации учебной и внеучебной деятельности студентов, предполагающее использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности с учётом индивидуальных особенностей и исходного уровня подготовленности обучающихся;

– субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, кото­рое определяет положение студента в образовательном процессе как активного субъекта деятельности;

– сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организа­ции образовательного процесса;

– стимулирование познавательной активности студентов при обучении, представляющее собой проектирование обучающимися собственной учебной деятельности;

– осуществление мониторинга. Мониторинг в процессе обучения является необхо­димым условием контроля. По результатам контроля преподавателем могут быть уточнены цели и содержание обучения, пересмотрены подходы к выбору организационных форм и методов обучения.

Результативный этап предполагает определение критериев качества организации обучения, к которым мы относим:

1. Субьектную активность, определяющуюся следующими показателями:

– активностью в обучении, выражающейся в интенсивной умственной деятельности, выступающей как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков;

– мотивированностью, проявляющейся в заинтересованности студентов в обучении, в формировании систематизированных знаний, умений и навыков, в развитии общих профессионально значимых качеств, в повышении общей культуры;

– осмысленностью учения, предполагающей формирование осознанного позитивного отношения студентов к образовательному процессу, пробуждение у них интереса и любознательности к изучаемой дисциплине, творческого развития процесса обучения на основе сочетания традиционных и инновационных решений, вооружение студентов способами самостоятельной работы и повышения ответственности за приобретаемые знания и умения.

2. Готовность к полилогу, определяющуюся следующими показателями:

– умением поддерживать разговор, беседу;

– умением обмениваться как информацией, так и мнением о полученной информации;

– умением сопоставлять свою точку зрения с другими.

3. Готовность к самообразованию и саморазвитию на основе проектирования собственной учебной деятельности, определяющуюся следующими показателями:

– наличием положительной мотивации, связанной с потребностью в самообразовании и саморазвитии;

– способностью самостоятельного целеполагания, проявляющейся в умении самостоятельно сформулировать цели и задачи собственной деятельности, в умении строить самостоятельную деятельность, рационально использовать свободное время для саморазвития, самосовершенствования. Обучающемуся нужно не только обладать самообразовательной свободой, но уметь ею пользоваться. Он будет преуспевать, если будет опираться на собственную предприимчивость, умение наиболее адекватно прогнозировать результаты своей учёбы, то есть уметь её проектировать;

– способностью к самоорганизации обучения, выражающейся в умении проектировать (планировать) собственную учебную деятельность в виде системы конкретных мероприятий по индивидуальной программе с привязкой к конкретному содержанию изучаемой дисциплины.

На основе соответствия данным критериям можно определить уровни развития студентов в процессе обучения: низкий, достаточный и высокий.

Результатом реализации данной технологии на практике является качество организации обучения в вузе, определяющееся следующими показателями:

– сформированностью системы ЗУН;

– сформированностью общих профессионально значимых качеств;

– сформированностью компетенций.

Предложенная технология педагогического проектирования качества организации обучения способствует получению гарантированного результата; её реализация должна осуществляться в психологически комфортной обстановке с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и уровня их обученности.


Литература:

1. Афанасьев, В.В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147 – 150.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Изд. корпорация «Логос». – 1999. – 272с.


Основные термины (генерируются автоматически): собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое проектирование качества организации обучения, проектирование студентами, технология проектирования качества организации обучения.


Похожие статьи

Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием

В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...

Мониторинг качества иноязычного образования в школе

В статье говорится о том, что организация проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе, способствует контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования

В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры

В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результ...

Похожие статьи

Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием

В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...

Мониторинг качества иноязычного образования в школе

В статье говорится о том, что организация проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе, способствует контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования

В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры

В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результ...

Задать вопрос