В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISOв образовательных учреждениях г. Москвы.
Ключевые слова: информационная система, критерии качества, ISO, управление образованием.
За последние несколько лет сложность информационных систем (далее — ИС) значительно возросла, заметно расширилась их функциональность, изменились условия, в которых системы должны функционировать. Все это повлекло за собой повышение требований к качеству и безопасности их применения, причем со стороны как заказчиков услуг, так и разработчиков. Поскольку интересы пользователей могут существенным образом различаться, а представления специалистов о функционировании ИС не совпадать, оценка качества этих систем представляется весьма сложной задачей. Универсальный подход к определению качественных критериев не вполне корректен: необходимо учитывать множество факторов, включая текущую ситуацию, сферу деятельности, все предъявляемые требования и т. д. Только в этом случае можно будет говорить о грамотном подходе к определению качества и уровня функционирования ИС.
Основой для выявления необходимого и достаточного перечня критериев могут стать многочисленные международные стандарты, регламентирующие разработку программных средств и баз данных. При этом потребуется фильтрация, адаптация и корректировка обнаруженных позиций с учетом отечественных реалий и специфики сферы применения (в представленном случае — области административного управления образованием).
Соответствие качества ИС международным стандартам позволит обеспечить конкурентоспособность на рынке услуг. И наоборот, недостаточный уровень разработки ИС (несоответствие стандартам качества) может нанести ущерб, в значительной степени превышающий положительный эффект от их функционирования. В практике российского образования нередко можно встретить примеры, когда различного рода системные ошибки (при оценке трудоемкости, определении требований, стоимости или длительности подготовки ИС) приводили к сбоям в работе, что влекло за собой вложение дополнительных средств, усилий и временных затрат на доведение несовершенной ИС до надлежащего уровня.
Грамотный же подход к разработке ИС, а также оценке её качества и уровня функционирования поможет решить сразу несколько проблем:
- повысить эффективность управления образовательным процессом на локальном уровне и системой образования в целом (успешное координирование различных ИС);
- повысить результативность взаимодействия с потребителями услуг — в первую очередь, педагогами, учащимися и их родителями;
- повысить эффективность использования имеющихся ресурсов (материальных, технологических, временных и др.).
Подавляющее большинство ИС опирается на универсальные технологии сбора, хранения, обработки и представления информации. Именно это позволяет выявить конкретные критерии качества системы, формализовать их и классифицировать. Сбор, изучение и анализ данных о деятельности ИС, иными словами — четкий и оперативный аудит, являются важнейшим инструментом оптимального функционирования организации.
Мы попытались выявить критерии качества информационных систем в сфере административного управления образованием, поскольку уверены, что это будет способствовать оптимизации, интенсификации и повышению эффективности информационного обеспечения административной работы в образовательных учреждениях.
Под качеством информационной системы будем понимать совокупность свойств данной системы, обусловливающих возможность её использования для удовлетворения всех выявленных потребностей заинтересованных лиц [по 1]. При таком подходе ведущей целью разработчиков ИС становится удовлетворение потребностей заказчиков в обеспечении своевременного предоставления полной, достоверной и конфиденциальной информации для ее последующего функционального использования. Оценка качества в каждом конкретном случае строится исходя из оценки качества готового информационного продукта, учета затрат на его создание и оценки производственного процесса.
Чтобы выявить критерии качества ИС, наиболее актуальные для сферы управления общим образованием, нами было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов выступали руководители образовательных организаций г. Москвы, заместители руководителей и ответственные за информатизацию. Участникам опроса предлагалось ознакомиться с характеристиками программных средств, разработанными ISO — Организацией международных стандартов, одной из самых известных и авторитетных организаций в области оценки качества [по 3]:
Таблица 1
Характеристики программных средств по стандарту ISO
Характеристика |
Содержание характеристики |
Функциональные возможности |
Способность удовлетворять потребности заказчиков и пользователей в предлагаемых условиях. |
Функциональная пригодность |
Соответствие назначению и нормам. Наименее регламентированная и наиболее обобщенная характеристика. Атрибуты оценки будут в значительной степени зависеть от области функционирования и поставленных задач. |
Корректность |
Степень соответствия исходным требованиям заказчика и техническому заданию. Сообразность выявляется на всех уровнях: от работы системы в целом до мельчайших деталей, таких, например, как описание данных. |
Способность к взаимодействию |
Уровень работы системы в комплексе с другими программными средствами и базами данных, а также соответствие стилю деятельности пользователей. Взаимодействие с компонентами как внутренней, так и внешней среды. |
Защищенность |
Полнота использования всех возможных средств и методов защиты от угроз и негативных воздействий. |
Надежность |
Уровень завершенности системы, устойчивости к дефектам и воздействию извне, готовность к восстановлению в случае необходимости. Низкая вероятность отказа программного средства. |
Эффективность |
Соотношение между уровнем функционирования и объемом используемых ресурсов. Быстродействие и время отклика. Степень потребности в ресурсах памяти и производительности. Характеристика зависит от содержания и объема исходных данных. Необходимо заранее определить максимально допустимые и средние значения длительности исполнения программ, а также маршруты, на которых достигаются величины. |
Практичность |
С одной стороны — простота, интуитивная понятность использования, привлекательность для пользователей. С другой стороны — трудоемкость и длительность операций, объем необходимой для изучения документации. |
Сопровождаемость |
Анализируемость и тестируемость. Полнота и достоверность сопутствующей документации. Наличие стратегии развития системы. |
Мобильность |
Адаптируемость программ, их совместимость и замещаемость. Соответствие нормам по переносимости и инсталляции. В дополнение к этому оценивается стоимость, трудоемкость процедур переноса программ и данных на иные платформы. |
Затем респонденты должны были ответить на серию вопросов: одни из них были с выбором ответа, другие же носили открытый характер. В первую очередь, нас интересовало определение наиболее адекватных, с точки зрения опрашиваемых, атрибутов качества. Затем их необходимо было упорядочить, установив иерархию критериев, после этого — спланировать процесс оценки качества ИС на протяжении всего её жизненного цикла. Кроме того, участникам опроса предлагалось назвать те проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе эксплуатации ИС, и предложить свои варианты характеристик (не названные в перечне критерии, подкритерии, отдельные признаки) для оценки качества информационных систем. При этом по желанию можно было руководствоваться расширенным списком атрибутов, заранее подготовленным с опорой на источники информации [1, 2, 4, 5].
В перспективе респондентам предстоит провести проверку выбранных критериев качества с точки зрения их реализуемости при имеющихся у конкретной организации ресурсах.
Ниже представлены предварительные выводы по итогам опроса.
1. Участники отметили, что стандарт ISO учитывает мнение не только заказчиков, но и разработчиков услуг относительно критериев качества (надежность, быстродействие, сопровождаемость, устойчивость и др.).
2. Наиболее важными, отражающими специфику ИС в образовании и ярко характеризующими качество данных систем, участники опроса назвали такие атрибуты, как надежность, эффективность и практичность (первые три позиции).
3. Главными проблемами разработки, внедрения и эксплуатации ИС респонденты считают недостаточно четко разработанное техническое задание, непродуманность перспективы использования системы, функциональные ошибки, а также низкий уровень обслуживания и сопровождения ИС.
4. По мнению отвечающих, следуя общим требованиям ISO, административная команда образовательной организации может сама определить наиболее актуальный для себя перечень критериев оценивания ИС, учитывая конкретные цели и методы их достижения. Среди важнейших подкритериев респонденты назвали: точность, достоверность, своевременность, адекватность, достаточность, защищенность и легкость использования данных, удобство доступа к информации, интуитивная понятность системных опций, гибкость и структурированность системы, максимально полное использование имеющихся ресурсов, время отклика системы, аккуратность и привлекательный внешний вид, объем функционала, стоимость использования системы, уровень удовлетворенности пользователей, легкость в обучении пользованию ИС, степень влияния системы на рост производительности в организации и снижение расходов, поддержка ИС на русском языке, учет норм законодательства в сфере информатизации.
Очевидно, что разработка критериев качества ИС зависит не только от сферы деятельности (в нашем случае — области управления образованием), но и множества других факторов. Создание оптимальной информационной системы, равно как и системы оценки качества, станет возможным только благодаря глубокому исследованию потребностей заказчиков услуги, анализу имеющихся ресурсов и рассмотрению возможных рисков.
Разработанные критерии помогут с большой долей вероятности повысить эффективность, содержательные и экономические преимущества системы, а значит, и организации в целом.
Литература:
1. Исаев Г. Н. Моделирование оценки качества информационных систем. — М.: ИМСГС, 2006
2. Костогрызов А. И. Оценка качества функционирования информационных систем в свете положений международного стандарта ISO/IEC 15288 и других стандартов [Электронный ресурс]. URL: www.fostas.ru/library/Kostog~3.rtf
3. Липаев В. Оценка качества программных средств // Сетевой журнал, № 3, 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2002/3/52
4. Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
5. Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Уч. пос. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000