Библиографическое описание:

Дьяков П. А. Теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Область использования социально-педагогических знаний на современном этапе очень широка. В центре внимания социальных педагогов находятся проблемы социальной обусловленности и регуляции поведения человека. В качестве основных средств такой регуляции рассматриваются социальные ценности, нормы, нравственные правила, традиции и общественное мнение. На современном этапе созданы предпосылки лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере досуга и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств, методов и форм организации [1, с. 115].

Стрельцов Ю.А. утверждает, что в рамках современной социальной педагогики находят свое развитие три направления культурно-досуговой деятельности:

  1. Социально-педагогическая персонология, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных качеств и норм поведения (задатки, темперамент, характер, направленность, ценностные установки, самосознание).

  2. Социальное формирование индивида под влияние групп непосредственного общения (семья, детские игровые общества, соседские общества, учебные и трудовые коллективы).

  3. Комплекс социально-психологических проблем социетального уровня (исследование механизмов воздействия социальной педагогики на традиции, нравы, общественное мнение, общественное настроение, моду, с целью превращения их в регулятор социального поведения).

В условиях реформирования системы образования наиболее остро стоит вопрос о профессиональном мастерстве и профессиональной пригодности современного социального педагога. Не вызывает сомнения, что профессия социального педагога требует вполне определенных качеств характера и умений, а также социально-психологической предрасположенности к профессиональной деятельности. На сегодняшний день ВУЗы, являясь центрами образовательной и научно-исследовательской деятельности, представляют собой основу образовательные учреждения для подготовки социально-педагогических кадров и полностью способны отвечать на современные запросы в области профессиональной работы, так как их образовательная программа гармонично сочетает в себе фундаментальность и универсальность, непрерывность и научно-исследовательскую направленность.

Вуз, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога. Но сегодняшняя ситуация показывает недостаточное внимание педагогов к обучению студентов справляться с проблемой формирования досуговых интересов детей. В данном случае речь идет об изменении содержания и структуры изучаемых социально-педагогических курсов, которые по сути осваиваемого материала и по форме организации образовательной деятельности становятся средством для саморазвития будущего специалиста [2, c. 58].

Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учебных планов по специальности 031300 «Социальная педагогика» позволил выявить их содержательный и технологический потенциал для профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к формированию досуговых интересов школьников в образовательном процессе вуза. Обще-профессиональные дисциплины несут фундаментальную нагрузку по развитию у студентов профессионально-педагогического мышления, базовой компетентности, формированию у них умений и навыков педагогической деятельности с учетом специфики ее проявления в различных условиях. Особое значение в процессе подготовки к организации детской досуговой деятельности имеют такие дисциплины как «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии», «Общая и педагогическая психология», «Психолого-педагогический практикум». Осваивая обще-профессиональные дисциплины, студенты имеют возможность актуализировать методологическую и деятельностно-практическую сторону профессиональной деятельности по формированию досуговых интересов детей. Однако стоит отметить и тот факт, что знания о досуговой деятельности и ее специфике в данном блоке поверхностны и разрозненны, что не способствует формированию целостного образа детской досуговой деятельности как предмета педагогического труда.

Особо следует выделить значение педагогических практик, включенных в Государственный образовательный стандарт (2002г.), в системе подготовки студентов к организации детской досуговой деятельности. Прежде всего, это летняя педагогическая практика. В процессе педагогических практик происходит преломление теоретических знаний, полученных студентами в аудитории, в собственный педагогический опыт, который способствует совершенствованию профессиональных умений будущего социального педагога. Летняя педагогическая практика способствуют формированию умений организации детского досуга, но в рамках временного детского коллектива и не охватывают весь спектр профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной детской досуговой дея­тельности в других сферах социально-педагогической работы [3, c. 40].

Как показывает практика, основную роль в организации досуга подрастающего поколения, играют специалисты учреждений культуры, спорта и образования, в том числе и социальные педагоги образовательных учреждений. Их реальная деятельность по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому основной задачей является формирование интересов и организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений данной категории населения.

ВУЗ, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога. Но сегодняшняя ситуация показывает недостаточное внимание педагогов к обучению студентов справляться с проблемой формирования досуговых интересов детей. В данном случае речь идет об изменении содержания и структуры изучаемых социально-педагогических курсов, которые по сути осваиваемого материала и по форме организации образовательной деятельности становятся средством для саморазвития будущего специалиста.

Организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский «Школа для родителей» и др.) являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

Одним из наиболее важных моментов социально – педагогической работы является партнерское взаимодействие. Воспитание ребенка в процессе партнерского взаимодействия специалиста и родителей становится частью социализирующего образования и может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и должному. Социокультурное пространство социального педагога и семьи, взаимоотношения которых построены на принципах партнерства, создают условия для социализации ребенка путем интеграции его в определенную среду, и чем шире партнерское поле, тем возможности социализации будут носить более позитивный характер. Тенденция развития отечественного образования в сторону личностно-ориентированной педагогической практики заостряет проблему социально-педагогической поддержки родителей, роста их компетентности как воспитателей. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях, в том числе психолого-педагогических. Решение проблем в области воспитания ребенка требует от супругов зрелости и компетентности в качестве воспитателей, а значит, волевых усилий, способности взять на себя ответственность естественных воспитателей (Б.Т. Лихачев) [5, c. 67]. В настоящее время в семьях часто возникают такие противоречивые ситуации, которых не было в их родительской семье, что приводит к неумению родителей правильно их интерпретировать, семейной дисгармонии из-за отсутствия образцов того, как справляться с трудной педагогической проблемой. И у родителей может возникать ощущение педагогической несостоятельности, социального исключения (Ю. Хамалайнен).

В соответствиями с социальными и политическими условиями уже А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий в своей опытно-экспериментальной работе развили основные принципы, методы и содержание отечественной социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда [4, c. 103].

Немалый вклад в развитие идеи партнерства внес В.А. Сухомлинский, который главной задачей воспитания детей видел формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности, нравственной ответственности перед окружающими людьми. При этом педагогическое просвещение родителей Сухомлинский рассматривал в качестве подготовки к партнерству семьи и школы в воспитании ребенка.

Не смотря на то, что проблема формирования досуговых интересов и организации досуговой деятельности известна уже довольно давно, недостаточное количество уделяемого к ней внимания позволяет рассмотреть необходимость подготовки будущего социально педагога к формированию досуговых интересов ребенка как один из факторов способствующих разрешению данной ситуации.

Таким образом, вышесказанное позволяет нам определить перспективные теоретические подходы, связанные с подготовкой будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка в условиях малого города восточного Подмосковья. Необходимым условием успешного становления будущего социального педагога является его умение как субъекта социального, образовательного, семейного пространства увидеть, выявить существенные связи, тенденции, их индикаторы в потоке разнородных социально-педагогических явлений. Знакомство с историческим и настоящим опытом формирования досуговых интересов выявило немало примеров использования механизма педагогического партнерства. В настоящее время, когда значительно снизилась воспитательная функция семьи как основного социального института, возникает необходимость научного переосмысления практики равноправного, добровольного взаимодействия партнеров в вопросах воспитания ребенка.


Литература:

  1. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга [Текст] / Б.А. Титов. – СПб.: СпбГАК, 1996. – 275 с.

  2. Уроки детского досуга: методическое пособие для организаторов детского досуга [Текст] / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа: Вагант, 2010. – 108 с.

  3. Хахлова, О.Н. Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук: / О.Н. Хахлова. – Уфа, 2010. – 185 с.

  4. Шацкий, СТ. Избранные педагогические сочинения [Текст] / СТ. Шацкий. – М.: Педагогика, 1984. – 154 с.

  5. Шмаков, С.А. Досуг школьника [Текст] / С.А. Шмаков. – Липецк: НПО Ориус, 1993. – 191 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, будущего социального педагога, досуговых интересов, формированию досуговых интересов, формирования досуговых интересов, профессиональной подготовки будущего, досуговых интересов ребенка, досуговых интересов детей, ориентаций будущего социального, досуговой деятельности, детской досуговой деятельности, ценностных ориентаций будущего, саморазвития будущего специалиста, подготовки будущего педагога-музыканта, подготовки будущего социального, проблемой формирования досуговых, умений будущего социального, профессия социального педагога, современного социального педагога, пространство социального педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос