Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ
Авторы: Зуева Татьяна Михайловна, Лузан Елена Юрьевна, Судак Ирина Григорьевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1268 раз
Библиографическое описание:
Зуева, Т. М. Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ / Т. М. Зуева, Е. Ю. Лузан, И. Г. Судак. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2356/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современный мир переживает информационную революцию, которая преобразует все сферы жизнедеятельности человека и социума, сопровождается быстрыми качественными изменениями информационного пространства, что свидетельствует о переходе от индустриального общества к информационному. Сегодня изменились запросы по хранению, использованию, переработке и передаче информации, что повлекло изменение требований к выпускникам школы [4, с.11]. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в систему российского образования имеет определенные особенности и сложности. Этот процесс происходит в условиях обновления содержания образования, смены образовательной парадигмы и введения стандартов второго поколения. Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования [1, с.5].
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
— сделать этот процесс интересным;
— эффективно решать проблему наглядности обучения;
— свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;
— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
— раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
По мнению С.Л Братченко компетенция есть способность к осуществлению реального жизненного действия, по определению Б.Д. Эльконина, – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Вместе с тем, следует отметить, что сама теория компетенций, в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей: М. Стобарт, В. Чинапаха, Я.И. Лестеда, Г.В. Вайлера, М.В. Рыжакова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, В.В. Баранникова и др. Определение информационно коммуникационных компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее [6, с.22].
Опираясь на исследования Е.К.Хеннера, можно выделить следующие виды информационных компетенций, которые целесообразно формировать в процессе общеобразовательной информационной подготовки:
компетенция в сфере познавательной деятельности: владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез;
компетенция в сфере коммуникативной деятельности: владение основными средствами телекоммуникаций;
технологическая компетенция: владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий;
компетенция в сфере социальной деятельности: готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации [2, с. 12].
Как показывает практика, умение школьника использовать при изучении разделов математики ИКТ – технологии играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся.
Мы систематизировали отдельные приемы ИКТ – технологий, применяемые нами при подготовке и проведении уроков.
На этапе «Актуализации знаний»
Устные упражнения
Кроссворды
Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие презентации. Определение времени анимации не просто придает презентациям интерактивный характер (произвольное перемещение по слайдам), а позволяет создавать новые обучающие программы.
На этапе «Изложение нового материала»
Электронный учебник
Интерактивный плакат слайд
Электронные модули
Цифровые образовательные ресурсы
Использование модулей на данном этапе помогает детям с помощью интерактивного мультфильма лучше усваивать новый материал.
На этапе «Контроль знаний»
Самостоятельная работа
Интерактивные тесты в программе Microsoft Excel
Демо-версии ЕГЭ по математике слайд
Преимущество интерактивного теста заключается в следующем:
Указано количество выполняемых заданий
Количество допущенных ошибок
Не возможно не ответив на вопрос перейти к следующему заданию
На этапе «Домашнее задание»
Составление буклета в программе Microsoft Publisher
Составление дидактического материала с использованием Microsoft Word и Microsoft Publisher
Задания на uztest.ru/
В этом учебном году мы начали работу по подготовке к ЕГЭ по математике с использованием сайта uztest.ru/ Он дает возможность рассылать задания по всем темам курса математики. В кабинете учителя выдается отчет по тренингам. Создан журнал по учету выполненных заданий и тренажеров, мы рассылаем детям задания по различным темам, ограничиваем их во времени и потом выставляем оценки. Есть возможность распечатывать задания для проведения уроков.
Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению презентационного материала. Такая работа позволяет:
развить познавательный интерес к математике;
повысить концентрацию внимания;
увеличить темп урока и подачи учебной информации;
излагать материал в более доступной и интересной форме;
увеличить объем изучаемой информации [3, с.9].
Нами разработан алгоритм работы над презентацией с использованием книги интел обучение.
Создание структуры презентации:
использование основных приемов работы с Microsoft Power Point;
вставка картинок из коллекции;
добавление эффектов анимации;
добавление гиперссылок;
использование видео- и звуковых файлов;
сохранение презентации.
Упаковка презентации. Учащимся даются критерии для создания презентации.
Одним из условий развития высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся является работа по использованию на уроках математики возможностей интерактивной доски.
Мы используем следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
работа с текстом и изображениями;
сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала.
Таким образом, применение на уроках интерактивной доски создает необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения [4, с.7].
Результаты своей работы мы отслеживаем по итогам выполнения выпускниками задания части С единого государственного экзамена.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую – задания по стереометрии С-3
Работа с электронным учебником, словарем, энциклопедией
Наблюдается положительная динамика степени целенаправленного пользования поисковыми системами.
Мы принимаем активное участие в различных интернет конкурсах. Результаты участия:
Победа в детской телекоммуникационной конференции «Умник»
Победа на всероссийской дистанционной конференции школьников «Радикал».
Победа в двух номинациях «Успешный старт» и «Коллективное творчество» в интернет-конкурсе Московского института открытого образования.
Литература:
Ахметалиев А.М. Мотивация деятельности на уроках математики/ Ахметалиев А.М., Математика в школе – №2, 1996. – 59-60 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 1989. – 12с.
Виленкин Н.Я Математика 5/Учебник для общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 2003.
Драхлер Б.А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б.А., Методическое пособие. М.: «Бином. Лаборатория знаний» – 2008.
Модернизация российского образования: документы и материалы. / Под ред. Э.Д. Днепрова. – М.: ГО ВШЭ, 2002.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Хуторский А.В. Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр "Эйдос", 23.04.2002, www.eidos.ru/news/compet.htm