Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Авторы: Фомина Татьяна Владимировна, Федотова Наталья Николаевна, Пелюшенко Ирина Викторовна, Князева Алла Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 01.04.2023
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Фомина, Т. В. Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Фомина, Н. Н. Федотова, И. В. Пелюшенко, А. В. Князева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17896/ (дата обращения: 16.11.2024).
Группа подготовительная
Тема недели «Весна пришла, тепло принесла» Тема дня «Деревья»
Совместная деятельность педагога и детей |
Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
|
НОД |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Игра-путешествие «Путешествие в сказочный лес» 1. Графический диктант «Разгадай зашифрованный рисунок» 2. Задачи в стихах. 3. Д/и «Каждую цифру на свое место». 4. Физминутка «Раз, два, три, четые, пять» 5. Д/и «Из каких фигур состоит домик Бабы Яги» 6. Д/у «Посади деревья в ряд» 7. Д/и «Чудесный родник» 8. Д/и «Собери волшебный ключ» 9. Творческая деятельность: «Дорисуй и раскрась сказочное дерево» |
Утро Беседа с детьми «Как деревья питаются». Утренняя гимнастика «Есть в лесу три полочки…» Д/и «С какого дерева листочек». Д/и «Четвертый лишний» с подгруппой мальчиков. Прогулка № 1 Наблюдение за цветением березы. Худ. Слово: загадка о березе, стихотворение «Нас в любое время года учит мудрая природа» П/и «Семена», «Дети и козы», «Раз, два, три- к дереву беги». И/д «Части дерева» Сюжетная игра «Мы лесники». Хороводная игра «Во поле береза стояла». Исследовательская деятельность: «одинаковые ли сережки у березы». Обед Чтение перед сном рассказ «Глухие деревья». Беседа «Как заварить чай из липового цвета». Вечер Рассматривание фотографий «Деревья и кустарники нашего двора» Д/И «Считай и называй» Лабиринты. Совместная работа «Березовая роща» Прогулка № 2 Наблюдение «Кто свил гнездо на нашей березе». Худ.слово: «загадка о гнезде» Исследовательская деятельность «Чем мы можем помочь березке» П/И «Березка», «Поводырь» «Разведчики» Сп/у «Попади в цель» развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте. |
Актуальная среда Листы бумаги в клетку, цветные и простые карандаши, картинки с математическими задачами, карточки с цифрами, магнитная доска и набор геометрических фигур, карточки с деревьями разной высоты, мерные стаканчики и кувшины, кубики «сложи узор», листы с осью симметрии и половина изображения дерева. Книги с иллюстрациями деревьев, аудио сопровождение, раздаточный материал с изображением листьев. Карточки с изображением деревьев, альбом со стихами и загадками о деревьях, шапочки с изображение солнца, капелек дождя, стоики, книги, заварочный чайник, сухой липовый цвет, фотографии деревьев и кустарников, математические лабиринты, краски, повязки на глаза, схема-план участка, мишени и малые мячи. |
Подобрать занимательный материал (загадки, стихи, картинки, ребусы о деревьях). Консультация для родителей «Правила поведения в лесу» |
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «Путешествие в сказочный лес»
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):форма, количество и счет, величина, ориентировка в пространстве.
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание (действие и его содержание) |
Способ предъявления задания |
Способ презентации результатов выполнения задания |
1. Выполни графический диктант и разгадай на каком транспорте мы отправимся в путешествие. |
словесный |
наглядный |
2. Посмотрите и решите задачи. |
словесный, наглядный |
словесный |
3.Найдите и расставьте цифры по порядку. |
наглядный |
наглядный, практический |
4.Посмотрите и назовите геометрические фигуры, из которых состоит домик бабы Яги. |
наглядный |
Наглядный, практический |
5. Расставьте деревья от самого маленького до самого большого и покажите четвертое слева дерево. |
словесный, наглядный |
наглядный, практический, словесный. |
6. Измерь сколько воды в кувшине с помощью стаканчика. |
словесный |
практический, словесный |
7. Сложи из кубиков изображение ключа |
словесный, наглядный |
практический |
8. Дорисуй вторую половину сказочного дерева и раскрась его. |
словесный, наглядный |
практический |
Образовательные задачи.
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Упражнять в вычислении.
- Закреплять навыки количественного и порядкового счета.
- Закреплять знания о геометрических фигурах.
- Закреплять умения расставлять предметы в порядке возрастания пределах 10.
- Закреплять умения расставлять цифры в числовом ряду.
- Закреплять умение измерять объем жидкости с помощью условной мерки.
- Закреплять умения ориентироваться на плоскости, различать пространственные представления.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение, логическое мышление.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал:
Картинки с математическими задачами, карточки с деревьями разной высоты, карточки с цифрами, раздаточный материал с изображением листьев, кубики «сложи узор»,
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
Листы бумаги в клетку, цветные и простые карандаши, магнитная доска и набор геометрических фигур, мерные стаканчики и кувшины, листы с осью симметрии и половина изображения дерева.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная |
Приглашает детей совершить путешествие в Сказочный лес. Для определения вида транспорта предлагает выполнить графический диктант |
Выполняют графический диктант, дорисовывают колеса у автомобиля. |
Основная |
Показывает картинки и предлагает решить задачи по ним. Предлагает найти на волшебном дереве карточки с цифрами и расставить их по порядку. Предлагает рассмотреть домик бабы Яги и назвать геометрические фигуры, из которых он состоит. Предлагает «Посадить деревья» в ряд в порядке возрастания высоты и поставить фишку на четвертое слева дерево. С помощью условной мерки предлагает определить объем воды в кувшине. Предлагает рассмотреть половину дерева дорисовать и раскрасить его. Из «чудесных» кубиков предлагает сделать ключ к сундуку. |
Рассматривают и решают задачи. Расставляют цифры по порядку. Рассматривают изображение домика и называют геометрические фигуры Расставляют карточки по порядку отмечают фишкой требуемый объект. Измеряют объем воды, отсчитывают с помощью фишек Рассматривают, дорисовывают, раскрашивают. Складывают из кубиков изображение ключа. |
Заключительная |
Открывает сундучок с яблоками |
Эмоциональный отклик |
Литература:
- Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Планирование работы в старшей и подготовительной группах детского сада. Н. А. Виноградова, Ю. В. Кодачигова. 2013г.Москва.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Н. В. Лободина. Волгоград. 2012г.
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки» Формирование временных представлений. — М.: Книголюб. 2005г.
- Л. Ю. Козина «Игры по математике для дошкольников». — М.: Сфера.2008г