Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кушпанова, О. Н. Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» / О. Н. Кушпанова, В. Н. Шуперт. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17628/ (дата обращения: 01.05.2024).



Ключевые слова: среда, нравственно-патриотическое воспитание, ребенок, родитель.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

И поэтому мы считаем, что в подготовке ребенка к самостоятельной жизни, необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. Патриотическое чувство у детей не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.

Малыш начинает познавать Родину через свою семью — ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи? Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины — правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Реализовать работу по нравственно — патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.

Цель создания в группе предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию:

Активизация деятельности воспитателей в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, пополнение предметно-развивающей среды в группах по данному разделу.

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

— наполнение и обновление предметно — развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Организация РППС по формированию нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО, позволяет реализовать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности. Также способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Требования ФГОС при создании РППС:

— В группе соблюдаются санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования;

— Достаточная освещенность;

— Целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей;

— Эстетичность, красочность и привлекательность, безопасность.

Правильно организованная развивающая среда в группах, создаваемая нами, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Одним из критериев построения развивающей среды в нашей группе является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми, а также поддержка детской инициативы.

Воспитатели нашей группы, стараются, чтобы содержание материалов и оборудования, их размещение, вызывали положительные эмоции, давали возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности. Для этого нами было выбрано несколько направлений, которые реализуются систематически и планомерно.

  1. «Моя семья» — родители создали семейные фотоальбомы, альбом «Профессия моих родителей», «Мой дом — мой друг», «Мой двор», составление родословной семьи «Семейное древо».
  2. «Родной город» — воспитателями были добавлены: иллюстрации родного города. Воспитатели группы изготовили: тематические папки и альбомы: «Их именами названы улицы города Иркутска», «История и достопримечательности Иркутска». «Стихи и песни Иркутска». Д/игры: «Собери картинку. Мой город», Лото «Мой любимый город».
  3. «Мой край» — символика области, карта области.Родители пополнили развивающую среду художественной литературой о Прибайкалье. «Байкал — жемчужина Сибири», организуем фото — выставки («Прогулки по городу», «Мы на Байкале»), создаем макеты («Озеро Байкал», «Сказки старого Иркутска»). Воспитателями создана настольная игра «Путешествие на Байкал».
  4. «Родная страна» — добавили карту России, карта животного и растительного мира России, глобус. Изготовлены тематический альбом «Природные зоны нашей страны», «Народы России. Национальные костюмы». Картотека стихов о Родине, картотека бесед по нравственно — патриотическому воспитанию, картотека дидактических игр по нравственно — патриотическому воспитанию, «Символика (герб, флаг, гимн, портрет президента), «Москва — столица России».
  5. «Русская народная культура» — созданы тематические альбомы «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Традиции и праздники нашего народа». Добавлены иллюстрации: «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». Картотека «Хороводные игры на Руси», картотека «Русские — народные игры», картотека «Русские — народные стихи и песни». Проведены праздничные мероприятия совместно с родителями «Масленица», «Осенняя ярмарка».
  6. «Мы помним! Мы гордимся!» — воспитателями группы созданы тематические альбомы и картотеки, дидактические игры и материал — «23 февраля», «Защитники Отечества», «Военная техника», «Города — герои», лэпбук «Этот День Победы», «Юные герои ВОВ».
  7. Уголок ряженья народные костюмы, наряды с элементами народного творчества, костюмы моряков, пилотки и плащ-палатки, каски.

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в воспитании патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, родительские собрания с предварительным анкетированием, экскурсии, акции, конкурсы, праздники, мастер — классы, выставки.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

Таким образом создание предметно — развивающей среды в группе по нравственно патриотическому воспитанию детей строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно — развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
  4. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
  5. 3. «Воспитание маленького гражданина». Ковалёва Г. А.
  6. «Нравственное воспитание в отечественной педагогике». Маркова В.
  7. «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». Маханёва М.Д.
  8. «Никто не забыт, ничто не забыто». Ершова З. А., Краскина Н. А.
  9. «Хрестоматия по детской литературе». Боголюбская М. К.
  10. «Наследие». Новицкая Н. Ю.
  11. «Патриотическое воспитание в детском саду». М. Линка Пресс, 2003.