Опыт работы по реализации проекта «Гироботы» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора
Авторы: Финогина Ольга Валерьевна, Седашева Виктория Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 21.10.2022
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Финогина, О. В. Опыт работы по реализации проекта «Гироботы» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора / О. В. Финогина, В. Н. Седашева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17499/ (дата обращения: 17.12.2024).
На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в нашем детском саду. То, чему дети учатся в процессе LEGO-конструирования и робототехники (создание моделей и их программирование), дает возможность применять данные навыки в проектной деятельности с целью развития их творческой инициативы, креативности мышления, умения позиционировать себя и свой творческий продукт.
Особенностью и новизной проектной деятельности по использованию конструкторов в нашем дошкольном учреждении является включение в один из этапов проекта, в рамках которого дошкольники презентуют свой творческий продукт, выполненный из разнообразных видов современных конструкторов — итог проектной деятельности. Для того чтобы понимать, как и каким образом выстраивается проектная деятельность по выделенному направлению, рассмотрим один из проектов — проект «Гироботы».
Участники проекта: дети 6–7 лет, педагоги ДОО, родители.
Сроки проекта: сентябрь-ноябрь.
Актуальность: На протяжении всей истории людьми было сделано множество изобретений. Ошибочно полагать, что все изобретения были придуманы и сконструированы взрослыми. История знает много примеров полезных вещей, которые придумали дети. Многие из этих изобретений серьезно облегчают жизнь людей. Вот и в нашем случае ребята попробовали себя в роли изобретателей. В рамках темы недели «Едем, плывем, летим» Егор продемонстрировал детям книжку малышку про «Гироскутер», сделанную своими руками. Рассказал нам, что «Гироскутер» чрезвычайно популярное средство передвижения в России и многих странах мира. На нем удобно перемещаться по городу, кататься на прогулке в парке, и т. д. Но, к сожалению, гиро скутер тяжёлый и мало функциональный. Передвижение на нём сопряжено с рисками неудачно упасть и получить какие-либо травмы: из-за особенностей строения. Ребята решили придумать новое средство предвидения по принципу гироскуера, чтобы оно было безопасным, удобным, легким и многофункциональным. Для этого ребята соединили два продукта «Гироскутер» и батники. И мы предположили, что подобные изобретение можно изготавливать на обувной фабрике в нашем регионе.
Цель проекта: Разработать и сконструировать современные технологические ботинки по средствам развития у детей интереса к техническим видам творчества и изобретательства с помощью разных видов конструктора.
Задачи проекта:
- Расширить представления детей о производстве современной обуви посредством посещения обувного предприятия.
- Познакомиться с основными профессиями людей, работающих на обувном предприятии.
- Предложить свое видение того, как можно расширить работу обувного предприятия и какие профессии будут востребованы в будущем на этом предприятии.
- Побудить проявить фантазию, нестандартное решение при создании изобретения, используемого в проекте.
- Продемонстрировать роль нового инновационного изобретения, позволяющего решить выделенную проблему.
Планируемый результат: Врезультате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
– в группе созданы условия для обучения и развития ребёнка с использованием конструирования из разных видов конструктора;
– родители активные участники образовательной деятельности детей по приобщению к техническому творчеству;
– организация творческой продуктивной деятельности на основе конструирования, робототехники позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
Этапы проектной деятельности:
- Исследовательский этап.
Просмотрели презентации, мультфильмы : презентация «История колеса», «Как работает гироскутер», просмотр мультфильмов «Разные колеса», «Фиксики — колесо», «Коля, Оля и Архимед».
Чтение художественной литературы : «Большая энциклопедия для детского сада», энциклопедия «Кем быть?». Результат : узнали о самых важных научных достижениях в развитии разных гаджетов. Попробовали в рисунках «Дудлпедии» соединить гиро скутер и ботинки, чтобы они могли передвигаться, были удобными как обувь. А почему бы и нет, мир изобретений так разнообразен? Решили придумать новое средство передвижения, которое будет безопасным, доступным для детей и родителей, для совместного времяпровождения на прогулке, или для перемещения, например, от дома до детского сада. Новое изобретение назвали ГИРОБОТЫ.
Совершили экскурсию: Дети, в сопровождении педагога и родителей посетили офис обувной фабрики: рассмотрели схему, фотографии производства, на которых отображены этапы изготовления обуви . Результат : узнали о том, с чего начинается производство, какой материал используется для пошива обуви, какие есть отделы (цеха) на фабрике и как они работают, люди каких профессий работают на фабрике. Решили создать макет фабрики обуви, где будут в будущем изготавливать наши «ГИРОБОТЫ». Также решили, что все механизмы, датчики, колеса будут располагаться в подошве.
Пригласили в гости библиотекаря Ирину Александровну , библиотекарь Елена Сергеевна принесла детям энциклопедии, содержащие информацию с иллюстрациями о известных изобретателях, изобретениях, профессиях сапожника, инженера, дизайнера обуви, рассказала, какие профессии будут востребованы в будущем. Результат: придумали новую профессию «Инвентиробот» — изобретательтехнологической обуви, который должен изобретать, разрабатывать и следить за технологическим процессом изготовления ГИРОБОТ.
В процессе исследования дети воплощали свои впечатления от услышанного в следующих формах образовательной деятельности :
- Рисование (продуктивная деятельность) — рисовали «Фабрику обуви», «Ботинки для девочек и мальчиков», «Гироботы», используя разнообразные средства изобразительной деятельности.
- Конструирование по чертежам, по замыслу (конструктивно-модельная деятельность) — конструировали «Фабрику обуви», «Гиро скутер», из разных видов конструктора (Lego, «Полесье», «Машина тягач «Пых-Пых»)
- Подвижные игры (двигательная деятельность) «Красный, желтый, зеленый», «Найди себе пару», «Третий лишний» (двигательная деятельность
- Дидактические и настольно печатные игры «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?»; «Знатоки» (лото), «Правила для маленького пешехода» (пазлы), «Одежда, обувь» (Лото), «Профессии», «Сложи из фигур», «Ходилки-бродилки».
- Сюжетно-ролевые игры «Сапожники», «Фабрика обуви» (игровая деятельность.
Для того чтобы создать новую технологическую обувь, мы изучили историю изобретения обуви, сапожного мастерства, а также гиро скутера. Узнав много интересного из истории, мы придумали свое изобретение, которое займет ведущее место в обувной промышленности нашего региона, потому что:
Обычные ботинки прошлый век. Обувь 2 в 1 вот что выбирает новое поколение. С помощью специальных креплений можно превратить «Гироботы» в ботинки и наоборот.
2. Практический этап.
– Подготовили эскиз макета.
– Обсудили, на какой площадке будет расположен макет. Решили, что макет будет располагаться на большой трехуровневой площадке, где будет легко отобразить процесс производства «Гироботов» на обувной фабрике.
– Посовещались по количеству секторов, из которых будет состоять макет.
– Обсудили, какие модели можно расположить в секторах и как можно изготовить нестандартные конструкции, такие, такие как две модели «Гироботов».
– Отобрали необходимый конструктор и дополнительный материал для макета.
– Распределили между собой объекты построек и план сборки секторов макета.
– Обсудили технику безопасности с Lego конструктором и приступили к работе.
Макет состоит из 3 секторов:
1 сектор (Кабинет «Инвентиробота», «Большой принтер», «Отдел раскройки») Инвентиробот — профессия будущего. Он должен быть художником, инженером, механиком, знать физиологию человека, чтобы изобрести удобную многофункциональную обувь. для строительства мы использовали детали конструктора Lego Classik:
«Принтер» — распечатывает для рабочих эскизы. Принтер работает на червячной передаче.
«Отдел раскройки» — заготавливается необходимый материал, делаются выкройки. Для строительства мы использовали детали конструктора Lego WeDo,, Lego Classik.
2 сектор «Швейная машинка», «Отдел сборки», «Отдел упаковки»
3 сектор «Гироботы» («РП № 1», Гироботы-навигаторы»)
Макет имеет несколько программируемых моделей: «Принтер», «Швейная машина», «Отдел упаковки», Модели Гироботов «РП № 1», «Гироботы-навигаторы».
3.Заключительный этап.
Вывод: По окончании работы над проектом нам удалось достичь своей цели и решить все поставленные задачи. Дети расширили свой кругозор, получили большой объем знаний и умений, среди которых особое место занимают:
– Были систематизированы знания по техническому процессу изготовления обуви.
– Удалось реализовать свои творческие способности и технические умения, проявить инициативу в познавательно — исследовательской деятельности.
Дети решили, что когда вырастут, пойдут учиться и, станут учеными инженерами и тогда смогут придумать и сконструировать такое изобретение, которое можно использовать в различных сферах нашей жизни.
Литература:
- Дудлпедия. Открытия и изобретения. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Инструкция lego Wedo 9508. Конструктор перворобот LeGo.
- Клеман Ф. «Метаморфозы». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
- Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста под ред. Е. А. Романовой — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Нефедова К. П. Транспорт. Какой он?.: Пособие для воспитателей, гувернеров и родителей. Издательство: Гном и Д, 2010.
- Скоролупова О. А. Транспорт. Наземный, Водный, Воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство: Скрипторий, 2006.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей — СПб: Наука, 2010
- Хокинс Э. «Все на борт «Дискавери-Экспресса». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. М.: Прометей, Книголюб, 2002.