Организация познавательной теоретической и практической работы младших школьников на уроке окружающего мира | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Ярмоленко, Г. Г. Организация познавательной теоретической и практической работы младших школьников на уроке окружающего мира / Г. Г. Ярмоленко, И. Г. Петренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17187/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье представлен опыт организации познавательной теоретической и практической работы младших школьников через проведение дидактических игр и проведение опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: младший школьник, познавательная теоретическая и практическая работа, опыт, эксперимент, дидактическая игра.

Начальное общее образование является первым уровнем общего образования, фундаментом для последующего «строительства» образования и воспитания обучающегося. Именно на уровне начального общего образования формируется «ценностное отношение к знаниям» и интерес к познанию, формируются универсальные учебные действия, позволяющие в дальнейшем успешному обучению в школе, а также дающие возможности обучающимся решать учебные проблемы самостоятельно на основе уже имеющегося опыта и сформированных универсальных учебных действий всех трех групп: познавательные, коммуникативные, регулятивные. А также именно на уровне начального общего образования, согласно психическим процессам соответствующим младшему возрасту происходит переход от наглядно-образного мышления к понятийному, что позволяет конкретизировать и систематизировать предметные результаты.

Младший школьник — это переломный момент в жизни ребенка, это переход к новому образу жизни в условиях нового вида деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. И то на сколько будет организован этот переход, зависит успешность обучения, формирование учебных мотивов обучающихся начальных классов [3].

Как сделать так, чтобы в этот период жизни учебная деятельность стала по-настоящему ведущим видом деятельности?

По нашему мнению, именно грамотная организация познавательной теоретической и практической работы на уроках в начальной школе является залогом решения данной проблемы, эффективным и продуктивным путем перехода от игровой к учебной деятельности в первом классе. А урок окружающего мира — это то «поле, на котором можно получить богатый урожай».

Что же мы понимаем под понятием «познавательная теоретическая» и познавательная практическая» работа? Согласно словарю практического психолога, познавательная деятельность — это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний [9]. Согласно толкованию Немова Р.С познавательная деятельность — это деятельность человека или животного, направленная на познание окружающего мира, на получение знаний (информации) о нем [7]. Есипов Б. П. считает, что формирование познавательной деятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками [4]. Лебедев Г. М. указывает, что «познавательная деятельность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а так. же проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [2]. Конюхов Н.И определяет теоретическую деятельность как деятельность личности или группы, цель которой — познание и объяснение мира, нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической [6]. Согласно вышеизложенным определениям, мы сформулировали для себя такое понятие познавательной теоретической и практической работы — это активность обучающихся, направленная на познание и объяснение окружающего мира через проявление интереса и самостоятельности к получению знаний в процессе как мысленного так и практического опыта или эксперимента, поддерживающаяся педагогом через мотивационные приемы и техники.

То есть, педагог должен на мотивационном этапе урока так организовать свою деятельность, чтобы обучающиеся проявили интерес к определенной проблеме, к изучению нового предметного материала. Примером такой организации мотивационного этапа урока и поддержания мотивации к изучению и к деятельности на протяжении всего урока, можно считать использование наглядного способа обучения первоклассников на уроке окружающего мира при изучении темы урока «Почему радуга разноцветная» в форме видеофрагментов мультипликационного фильма [1], которые позволяют поддержать процесс формирования произвольного восприятия младших школьников, так как в этом возрасте «картинки» это средство облегчающее запоминание, «картинки» это «яркие» пятна, способные выделять существенное [8].

Для поддержания интереса и самостоятельности к получению знаний на проводимом уроке использовалась дидактическая игра «да-нетка». Возможности этой игры достаточно широки, но именно на уроках окружающего мира в начальной школе, она позволяет формировать такие психические операции как классификация, обобщение, сериация [5]. Обучающиеся при проведении данной игры должны за меньшее количество вопросов отгадать загаданный объект. В данном случае у детей была представлена коллекция картинок (Рис.1). Им необходимо было найди более обобщенный вопрос, чтобы убрать как можно больше ненужных картинок (Задать вопрос такого типа: «Этот объект относится к рукотворному миру?» и тогда останется только мир природы. Далее мир природы у нас делится на живую и неживую, соответственно обучающиеся могут пойти и другим путём, но игра дидактическая, значит, мы обучаем их приёму сужения поля поиска. Задаем вопрос: «Это живая природа?». В результате поле поиска ответа сокращается. Дети к этому времени изучили темы: «Почему бывает ветер» и «Почему идет дождь», значит, они могут задать такой вопрос: «Мы уже изучали это явление природа?»). Данный прием также позволяет сформулировать тему урока и цель урока обучающимися. Так как если мы говорим о познавательной теоретической работе, то для нее необходимо четкое понимание цели, чтобы сформировалась потребность ее достичь.

Рис. 1

Одно из важных условий организации познавательной теоретической и практической работы обучающихся является мысленный и практический опыт или эксперимент. Именно содержание уроков окружающего мира в первом классе является мощным ресурсом для проведения опытов и экспериментов, а также возраст младшего школьника, характеризующийся именно пытливостью ума и любознательностью, способствует организации такой работы, которую мы проводим в форме парной работы. Данная форма работы в первом классе способствует формированию как регулятивных, так и коммуникативных универсальных учебных действий. На данном уроке была организована мыслительная опытная работа, обучающиеся посмотрели видеофрагмент мультфильма, где был проведён опыт, после чего в ходе диалога предположили почему же радуга разноцветная и как это происходит. Но главным кульминационным этапом урока, конечно же, стал собственный эксперимент, в ходе которого обучающиеся получили «свою радугу» (Рис.2).

Рис. 2

В результате проведения эксперимента обучающиеся не только получили свою радугу, ответили на поставленные в начале урока вопросы, но и стали проявлять самостоятельный интерес к познанию тему урока.

Еще не менее важное условие эффективности познавательной теоретической и практической работы обучающихся начальной школы является связь полученных знаний и умений с практической личностной значимостью, с повседневностью в жизни школьников. Так изучая тему «Почему радуга разноцветная», на проведенном уроке нами была предложена работа на первичное закрепление изученного материала в форме игры «Ассоциации». То есть количество цветов в радуге соответствует числу 7. Ребятам было предложено вспомнить какие они читали сказки, где есть семь персонажей. Согласно цветам в радуге расположить дни недели и присвоить определенный цвет радуги дню недели, попробовать придумать предложение-помощник для запоминания дней недели (Пойдем Вместе Сегодня Чай Пить с Сахаром и Вареньем).

Делая вывод, мы можем сказать, что организация познавательной теоретической и практической работы младших школьников на уроках окружающего мира:

  1. Позволяет:

– Формировать интерес к познанию;

– Проводить процесс перехода от наглядно-образного мышления к понятийному более эффективно;

– Конкретизировать и систематизировать предметные результаты.

  1. Возможна:

– При использовании наглядного способа обучения;

– При использовании мотивационных дидактических игр;

– При организации мыслительных опытов и практических экспериментов;

– При использования личностно-значимых заданий.

Литература:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=nLFq5bl7o-w&feature=emb_logo
  2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  3. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.- С.28.
  4. Есипов Б. П. Урок в начальной школе. — 1944
  5. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М., 1988. — 265с.
  6. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Автор-составитель доктор психологических наук, доцент Н. И. Конюхов. — Москва. 1992
  7. Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007. Немов Р. С.
  8. Психология человека от рождения до смерти. / [Аверин В. А. и др.] под ред. А. А. Реана. — Москва: АСТ: Прайм, сор. 2015. — 656 с.
  9. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Ключевые слова

опыт, эксперимент, дидактическая игра, младший школьник, познавательная теоретическая и практическая работа

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников

В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников

В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.