Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Создаем радугу-дугу» в подготовительной группе
Авторы: Кобзева Марина Александровна, Подгорбунская Елена Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 05.04.2022
Статья просмотрена: 231 раз
Библиографическое описание:
Кобзева, М. А. Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Создаем радугу-дугу» в подготовительной группе / М. А. Кобзева, Е. В. Подгорбунская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7260/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: развивать познавательную активность детей.
Задачи:
Образовательные:
сформировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; объяснить детям условие возникновения радуги; дать представление о том, что свет обладает целым спектром красок; доказать с помощью эксперимента, что свет разноцветный;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, самостоятельность при проведении опытов; развивать умение обобщать и делать выводы; развивать любознательность, наблюдательность;
Воспитательные:
воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование :
краски, вода, кисти, фонарик, зеркальце, миска с водой.
Предварительная работа :
заучивание потешек о радуге; разгадывание загадок; рассматривание альбома «Явления природы»; чтение энциклопедий, опыты со светом; рисование «Радуга в небе»; рисование «Разноцветное настроение».
Чтение произведений:
— Ю. Лавренченко «Сказка о потерянном свете»,
— В. Степанов «Волшебная радуга»,
— С. Маршак «Радуга-дуга»,
— Е. Пермяук «На все цвета радуги»,
— И. Бунин «Две радуги»
— В. Берестов «Солнечный зайчик»
— А. Мошковский «Солнце»
— ДЖ. Родари «Солнце и туча»
Беседы:
— «Свет вокруг нас». Цель: познакомить с понятием «свет», «освещенность».
— «Знакомство со свойствами света». Цель: понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
— «Цвет и свет». Цель: расширить представление детей о смешении цветов, составляющих белый цвет
— «Откуда берется радуга». Цель: подвести к пониманию того, как образуется радуга;
— «Что такое солнечный зайчик?». Цель: познакомить детей с понятиями «солнечный луч», «солнечный зайчик» а также понять причину и условия возникновения солнечных зайчиков.
— «Тайна солнечного света». Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч.
Ход познавательно-исследовательской деятельности
Организационный момент
Воспитатель: — Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии, отгадайте загадку:
Дождь и солнце колдовали,
Над землей дугу кидали.
От чудесной пестроты
Много в небе красоты.
Дети: Радуга.
Воспитатель: Молодцы, верно. Радугу можно увидеть на небе после дождя, возле водопада, у фонтана. Откуда же она берется? (предположения детей)
Основная часть занятия
Воспитатель: Люди издавна искали объяснения этому загадочному явлению, но не хватало знаний. С появлением радужной дуги на небе существует много легенд.
Древние греки видели в радуге мост между небом и землей, по которому спускалась к людям посланница от богов Ирида. Жители Древней Индии радугу символизируют как лук бога грома и молний Индры, а китайцы верили в то, что радуга — это небесный дракон, охраняющий небо и землю. Для древних славян радуга тоже считалась мостом, соединяющим небо и землю, по которому на землю с небес спускались ангелы за водой, которую брали из реки или озера, а затем переливали ее в облака. Впоследствии шел живительный дождь.
Появились также приметы, связанные с предсказанием погоды: если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а, если низкая и пологая, то погода скоро испортится.
Древнегреческий мыслитель Аристотель был первым ученым, который открыл понятие «радуга». Он осознал, что радуга не является обманом зрения, магией, — это сложное оптическое явление.
Проведение опыта «Солнечный лучик»
Возьмем зеркало, поймаем солнечный луч.
Воспитатель: Получилась у нас радуга?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что это?
Дети: Солнечный зайчик.
Воспитатель: Как же возникает эта радужная дуга?
Радуга — природное явление, которое мы видим, возникает в том момент, когда капли воды зависают в воздухе, так и не опустившись на землю, а лучи солнца попадают на эти капли, отражаются от них, как в зеркала, и становятся разноцветными.
Воспитатель: А почему же капельки разноцветные? (предположения детей). Капельки воды отклоняют свет на неодинаковое расстояние, поэтому и образуется разноцветная полоса, которая в науке называется «спектр». Мы видим эту полосу в виде дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх. В действительности же — это форма круга, видимая из самолета, летящего в небе.
Размер радуги зависит от того, где находится солнце и где стоим в этот захватывающий момент.
Воспитатель: Как вы думаете, зимой можно увидеть радугу? Ведь дождя зимой нет! (предположения детей).
Воспитатель: Можно. Все достаточно просто, ведь снежинки — это та же вода, только в замерзших кристаллах. Мороз и зимнее солнце, а вокруг парят маленькие ледяные кристаллы, через них проникает белый солнечный луч, преломляется и отражается на небе в зимнюю радугу.
Воспитатель: Цвета радуги и их порядок всегда один и тот же. Сколько цветов у радуги?
Дети: Семь.
Воспитатель: Верно, а чтобы легче запомнить порядок расположения цветов, есть забавные предложения, в которых по первым буквам слов запоминаем расположение цветов:
— Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь;
— Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан;
— Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки
Воспитатель: Вы можете пофантазировать и придумать свои предложения!
— Цвета в радуге располагаются от теплого к холодному: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
— Теплые цвета — это какие? (красный, оранжевый, желтый). Почему мы называем их теплыми? (предположения детей)
Воспитатель: Потому что это цвета огня и солнца.
— А холодные цвета — это какие? (голубой, синий, фиолетовый). Как вы думаете, почему их называют холодными? (предположения детей).
Воспитатель: Потому что это цвета воды и льда.
— А как же зеленый: он какой — теплый или холодный? (предположения детей)
— Зеленый цвет — особенный.
Проведение эксперимента
Давайте проведем эксперимент и узнаем, почему. Для эксперимента нам нужны два маленьких стаканчика с водой, один большой пустой стакан, краски, кисть.
Окрашиваем воду в одном стакане в теплый желтый цвет, а воду во втором стакане — в холодный синий цвет. Теперь возьмем большой стакан и перельем в него воду из двух стаканов. Смешивая теплый желтый цвет и холодный синий, получается зеленый. Зеленый цвет — нейтральный, он будет теплым, если будет больше желтого. А, если будет больше синего, то он станет холодным.
Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть и поиграть.
Дидактическая игра «Собери радугу из ленточек». Цель: закреплять знание цветов спектра, последовательность их расположения; способствовать снятию эмоционального напряжения.
Воспитатель: Но почему же так получается, что солнечный луч, попадая на воду, становится разноцветным?
Давным-давно ученый Ньютон доказал, что солнечный луч состоит из разных цветов.
Во время дождя белый солнечный луч, сталкиваясь с каплей воды, разлетается на составляющие его цветные лучи. И мы их видим все в виде разноцветной радуги.
Проведение эксперимента
Воспитатель: Проверим эту теорию, попробуем разделить свет от фонарика и «сделать» радугу.
Для эксперимента берем:
— фонарик вместо солнечного света;
— воду вместо капель дождя;
— зеркало, чтобы поймать разлетевшиеся цветные лучи.
В затемненном помещении поставим миску с водой, в ней находится зеркало. Посветим фонариком на зеркало сквозь воду. Вот белый луч ударился о поверхность воды, разлетелся на отдельные лучики, которые зеркало отразило на стену. И мы наблюдаем появление радуги!
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, к какому мы выводу пришли во время проведения экспериментов?
Вывод: свет от фонарика, как и солнечный свет, разноцветный. В науке это называется явление дисперсии света, т. е. разделение белого света на разные цвета.