Воспитание как формирование и развитие личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 июня, печатный экземпляр отправим 26 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 6988 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17017/ (дата обращения: 14.06.2024).



В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом образовательного процесса является формирование личности, гармонично развивающейся и активно участвующей в жизни общества.

Ключевые слова: воспитание, развитие личности, дети, педагогика, воспитательная деятельность.

Процессы и результаты социализации внутренне противоречивы, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям развития общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в обществе, что не готовы и не способны к личному участию в утверждении жизненных принципов. Во многом это зависит от типа воспитания.

Воспитание, в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно управляемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из наиболее существенных отличий, имеющих место во все периоды возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Результатом учебного процесса является уровень развития личности учащегося. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений генетических и приобретенных признаков и качеств человека. Именно собственная деятельность человека играет решающую роль в развитии человека.

В психологии категория «личность» является одним из базовых понятий. Но понятие «личность» не является чисто психологическим и изучается всеми психологическими науками, включая философию, социологию, педагогику и др.

Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности подкрепляется экспериментальными исследованиями и теоретическим обоснованием и потому заслуживает того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия личности. Под личностью чаще всего понимают человека в совокупности тех социальных и жизненных характеристик, которые он приобрел в процессе общественного развития. Следовательно, человеческие характеристики, связанные с генотипической или физиологической организацией индивидуума, не принято фиксировать в качестве личностных характеристик.

Развитие личности есть процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение набора устойчивых признаков и качеств. Формировать — значит придавать чему-либо форму, устойчивость, законченность, определенный вид.В формировании человека как личности, когда социальные факторы имеют первостепенное значение, постоянно и мощно работают биологические механизмы человека как природного существа, проявляя в виде тенденций, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. В то же время от последних зависят и природные параметры человека, физическое здоровье, работоспособность и долголетие.

Объясняя сущность развития и формирования личности, Л. И. Божович писал, что, во-первых, это развитие познавательной сферы; во-вторых, развитие нового уровня аффективной сферы потребностей ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, появление относительно устойчивых форм поведения и деятельности, которые составляют основу формирования его характера; и, наконец, развитие социальной направленности, т. е. обращение к группе сверстников, усвоение предъявляемых ими нравственных требований.

Под воспитанием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, воспитания и обучения общественных организаций); процесс становления человека субъектом и объектом общественных отношений и разнообразной деятельности.

Формирование личности — это приобретение человеком новых символов и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию, результаты развития. Например, можно говорить о формировании характера, мировоззрении, мышлении, личности, профессии, навыках [2].

Современный подход к проблеме образования проявляется в том, что оно рассматривается не как процесс воздействия, а как процесс социального взаимодействия воспитателей и учащихся. Сторонником такой педагогики предмета является известный русский педагог В. А. Сухомлинский, который указывал, что образование есть многогранный процесс, постоянно обогащающий и обновляющий дух и обновление учащихся и воспитателей. Некоторые преподаватели прямо указывали на неприемлемое понимание образования как одностороннее воздействие на личность, думая, что это манипулирование личностью учащегося [4].

Однако образовательный процесс не является полной автономной системой, в которой дисциплины взаимодействуют друг с другом. Образование и обучение также понимаются как процесс управления. На методы обучения и воспитания с управленческих позиций в своих работах указывали такие известные отечественные ученые, как Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Л. Б. Ительсон, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин [3].

Исходя из изложенного выше подхода к пониманию образования как процесса воздействия и взаимодействия, мы можем определить понятие воспитания следующим образом. Воспитание — это целенаправленное, планомерное и планомерное воздействие и взаимодействие воспитателей и учащихся, направленное на формирование и развитие личности отдельных лиц и/или социальных групп и приводящее к возникновению определенных механизмов поведения и деятельности. Они помогают выполнять определенные роли в системе социальных отношений.

В настоящее время в целях повышения эффективности образования в отечественную педагогическую сферу, в том числе в систему высшего профессионального образования, внедряются западные технологии. Вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори и игровой формат возлагают большие надежды, полны педагогического очарования и претендуют на звание новаторских.

Воспитание имеет определенный набор положительных (поощряющих) и отрицательных (наказывающих) санкций. Санкции делятся на нормативные (определяются в определенных документах) и неформальные (используемые образовательными объектами в рамках традиций, социальных обычаев, образовательных систем, образовательных организаций). Воспитание — двусторонний процесс: с одной стороны — учебные воздействия, с другой — собственная деятельность учащихся.

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных образовательных объектов и предметов, образовательных целей, отношений, возникающих между участниками образовательного процесса, естественных и технических сред обитания, управления, обеспечивающего жизнеспособность образовательной системы.

Критерием успешности системы воспитания является, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, благополучие воспитуемых.

Объект воспитания — это объект, на который направлено воспитательное воздействие: личность, группа, коллектив. Субъектом воспитания является любое лицо, деятельность которого имеет признаки направляющей образования.

Таким образом, воспитательная деятельность как личностнообразующий фактор связана с другим фактором — социальной оценкой субъекта.

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, свойственных человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам прежде всего относят природную и социальную среду, окружающую человека, а также специальную целенаправленную деятельность по формированию у детей тех или иных черт личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает его превращение из биологического индивида в социальное существо — личность.

Начальный этап развития ребенок проходит в школе и детском саду, где в нем закладываются личностные тенденции. Собственно процесс формирования личности происходит именно в коллективе, который обеспечивает необходимые компоненты, необходимые для развития трудовых навыков и умений. Тогда полученные навыки будет применять на практике уже не ребенок, а человек.

Влияние коллектива на развитие ребенка динамически меняется во времени. И в настоящее время человечеству нужны гораздо большие навыки и способности индивидуумов, и для этого стоит задуматься и решить, как улучшить эти качества. Лучше всего обратить внимание на структуру, сплоченность, перспективы развития, рабочий настрой в коллективе. Наконец, эти факторы также играют большую роль в формировании чувств и вкусов личности, которые, в свою очередь, формируют навыки работы и особенности самой личности, что доказано исследованиями по оценке уровня интеллекта человека. Следовательно, улучшая ресурсы коллектива, мы получим прирост умений, которые помогут личности достичь более высоких целей в жизни и в обществе, а следовательно, улучшить его гражданские, нравственные и интеллектуальные качества.

Литература:

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2015. — 583 с.
  2. Марищук, Л. В. Психология: учебник-метод. пособие / Л. В. Марищук, Г. В. Вержибок, С. Г. Ивашко; под общ. ред. Л. В. Марищук. — Минск: БГУФК, 2021. — 140 с.
  3. Петровский, А. В. Психология: учеб. для шпильки. высшее пед. учебник вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 3-е изд., ст. — М.: Академия, 2020. -512 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 2019. -Т. 1–488 с. — Т. 2. — 328 с.
  5. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика / СПб: Питер, 2020. — 189 с.