Успехи одаренного ребенка — результат совместной деятельности ученика и учителя
Автор: Фисун Ирина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)
Дата публикации: 18.01.2022
Статья просмотрена: 179 раз
Библиографическое описание:
Фисун, И. А. Успехи одаренного ребенка — результат совместной деятельности ученика и учителя / И. А. Фисун. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16918/ (дата обращения: 14.11.2024).
Ключевые слова: одаренные дети, ситуация успеха, индивидуальный образовательный маршрут, карта одаренного ребенка.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», — отмечал В. А. Сухомлинский. Детская успешность — это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Каждый ребенок одарен, а рассмотреть и развить его способности — задача учителя. Только вместе одаренность ребенка и профессиональные компетенции педагога приводят к успеху.
Ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, так как создание ситуации успеха — необходимое условие для развития одаренности [5]. Прежде всего необходимо создание комфортных психолого-педагогических условий ребенку (положительная оценка достижений ребенка, уважение к идеям и мыслям ученика, обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.). Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать чувством юмора, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь творческое мировоззрение.
Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Только тогда у обучающихся появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Педагог в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь обучающимся делать самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что педагог не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного ответа. Обучающиеся самостоятельно, без оглядки на других выбирают сферу своей деятельности и двигаются вперед. Основной стиль работы педагога — совместное творчество с обучающимися.
В работе с одаренными детьми следует опираться на принципы педагогической деятельности:
— принцип развивающего обучения;
— принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
— принцип учета возрастных возможностей;
— принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
— принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, факультативы, консультации;
— принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
— принцип создания условий для творческой работы учащихся [5].
В учебной деятельности работа с одаренными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Учитель должен дать возможность одаренным учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, предложив, например, такие формы работы:
— творческие мастерские;
— групповые занятия с сильными учащимися;
— факультативы или дополнительные занятия;
— кружки по интересам;
— занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
— конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, соревнования и другие внеклассные мероприятия;
— научно-практические конференции;
— участие в олимпиадах;
— работа по индивидуальным планам.
На уроках я использую педагогические технологии, которые представляют целостную систему психолого-педагогического воздействия на учащихся: проектное обучение, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения с элементами ИКТ, здоровьесберегающие, игровые. Особое значение имеет индивидуальное обучение:
— организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса;
— предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий;
— создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;
— для учащихся используются тестовые задания с учетом дифференциального подхода.
В индивидуальной работе с детьми применяю элементы дистанционного обучения. С помощью социальных сетей налажено общение между мной и учениками во внеурочное время. Я пересылаю учащимся образовательные контенты (учебные материалы, лекционные видеокурсы, вебинары), письменные задания, тесты через электронную почту; через Skype и Zoom (в режиме онлайн) работаю с учащимися по выполнению творческих заданий и заданий повышенного уровня. В условиях пандемии дистанционное обучение стало основным, поэтому работа ведётся через технологические карты, в которых прописана последовательность действий при самостоятельном выполнении работы. Если ученик правильно выполняет задания, то никаких проблем в усвоении материала не возникает.
Я использую те методы и приемы, которые позволяют детям самостоятельно получать знания, снимают психологическую и физическую нагрузку, повышают интерес к русскому языку и литературе. В том потоке информации, в котором мы живем, необходимо научить детей анализировать информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отвергать ненужную, т. е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Эту задачу решает технология развития критического мышления. Такие приемы, как «Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Кластер», позволяют осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе; они не только развивают речь, мышление ребенка, но и помогают подготовить учащихся к написанию творческих работ.
Серьезным помощником в учебном процессе и подготовке одаренных детей стал Интернет. Опыт показывает, что уровень знаний, полученных на занятиях, проведённых с применением компьютерных и информационных технологий, выше, чем на занятиях без использования компьютерных программ.
С чего я начинаю свою работу? Провожу анкетирование, диагностику, беседую с учителями начальной школы, классными руководителями, родителями обучающихся, консультируюсь с психологом и социальным педагогом. Итогом этой работы является «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка», целью которого является выявление одаренных детей и создание условий для оптимального их развития. Маршрут включает в себя план работы, характеристику учащегося, карту, участие в мероприятиях, создание портфолио достижений...
Составляющие индивидуального образовательного маршрута могут быть разные, я предлагаю индивидуальный образовательный маршрут изучения русского языка и литературы ученицы П. Ирины:
Характеристика учащегося |
Ирина интересуется предметами общественно-гуманитарного и филологического профиля, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает высоким уровнем интеллекта, имеет широкий кругозор. Обладает развитым образным и логическим мышлением. Обладает достаточным опытом самостоятельной работы. Может сама планировать свою предстоящую работу. |
Цель индивидуального изучения предметов |
Систематизация знаний. Углубленное изучение материала. Подготовка к олимпиадам, конкурсам. Подготовка к государственной итоговой аттестации. |
Основное содержание учебного материала |
Учебная программа по предметам традиционная. Разделы языкознания и литературоведения. |
Дополнительное содержание учебного материала |
Тестовые задания. Написание сочинений, рецензий, творческих работ. |
Источники дополнительной информации |
Список литературы для самостоятельного изучения. |
Участие во внеурочных мероприятиях |
Ежегодно в олимпиадах по русскому языку, литературе и журналистике. Систематически в творческих конкурсах и исследовательских. |
Выбор предметов для сдачи ГИА. |
Русский язык, литература, история, обществознание. |
Дополнительные индивидуальные занятия |
Не реже 1 раза в неделю. |
Планируемые результаты индивидуальной работы |
Поступление на филологический факультет КГУ. |
Карта одаренного учащегося:
1. Фамилия, имя, отчество учащегося: П. Ирина Михайловна.
2. Состав семьи, ее структура: полная, двое детей в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: собственный дом с земельным участком.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
5. Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.
6. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе, так и дома.
7. Характер ребенка: не лидер . Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: готова помочь другу
отрицательные: высокая самооценка
8. Положение ребенка в коллективе: пользуется уважением
9. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа — первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты ;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: хорошие;
познавательный интерес: высокий.
10. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда : умственный
участие в трудовых делах: активное
11. Получение дополнительного образования: не получает.
Итог нашей совместной работы: призер регионального этапа по журналистике, победитель и призер всероссийских конкурсов, высокие результаты ЕГЭ и поступление на бюджет филологического факультета КубГУ.
Одаренные дети нуждаются в особом внимании и руководстве со стороны учителя, но результат будет только в том случае, если они сами стремятся добиться успеха, уделяя особое внимание самоподготовке. Основное направление в работе с ними состоит в том, чтобы сохранить высокий уровень развития ребенка, дать возможность раскрыть способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Успехи моих учеников — это результат нашей совместной работы. Только совместная работа дает положительные результаты.
Литература:
- Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. — М.: Роспедагентство, 2007.
- Панов В. И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. — с. 30–44.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2006.
- https://infourok.ru/professionalnie-kompetencii-pedagoga-rabotayuschego-s-odarennimi-detmi-2658294.html
Ключевые слова
одарённые дети, ситуация успеха, индивидуальный образовательный маршрут, карта одаренного ребенкаПохожие статьи
Детская одаренность и особенности одаренного ребенка
В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала
В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.
Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)
В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.
Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.
Педагогическое сопровождение как объект методической работы
Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельно...
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста
Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...
Похожие статьи
Детская одаренность и особенности одаренного ребенка
В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала
В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.
Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)
В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.
Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.
Педагогическое сопровождение как объект методической работы
Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельно...
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста
Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...