Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Ланевская, В. М. Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста / В. М. Ланевская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16749/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентности в частности.

Ключевые слова : образование, профессиональное образование, воспитание, профессиональная компетентность, метакогнитивная компетентность, саморазвитие, самосовершенствование.

Образовательный процесс в рамках подготовки будущих педагогов ставит целью формирование профессиональной компетентности как способности и готовности осуществлять педагогическую деятельность посредством реализации знаний и умений, опосредованных личностными качествами и ценностями. Такое понимание сущности профессионального образования обуславливает обращенность к фундаментальным составляющим педагогического процесса — обучению и воспитанию.

Обучение представляет собой двухсторонний процесс, включающий деятельность педагога и обучающегося. Н. А. Кузьмина [2] описывает обучение как процесс формирования представлений, системы знаний, умений, выработки навыков. Обучение отражает способы и методы организации образовательного процесса, в основе которого лежит система — преподавание и учение. Преподавание представляет собой деятельность педагога (учителя) по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при возникновении затруднений в процессе учения, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Учение, с точки зрения Н. А. Кузьминой, — деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Воспитание же как образовательный процесс всегда рассматривался как вспомогательный процесс, как процесс, сопровождающий обучение. В целом, воспитание определяется как многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и воспитанников, и воспитателя (В. А. Сухомлинский). По мнению И. П. Подласого, воспитание представляет собой специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [3].

С целью определения степени важности процесса воспитания рассмотрим данное понятие с точки зрения различных подходов: поведенческого, культурологического и акмеологического [1].

Воспитание с точки зрения поведенческого подхода — это процесс формирования норм поведения, соответствующих уровню развития социокультурных отношений и научно-технического прогресса, системно решающих возможность развития личности и общества в принятии идей гуманизма, продуктивности и нормального распределения способностей, характеризующих устойчивость в развитии — базовым механизмом антропосреды, креативность и продуктивность — механизмами сохранения ноосферы, мораль и этику — механизмы защиты и самосохранения личности и общества в целом [1]. Воспитание, рассматриваемое как формирование норм поведения, определяет степень воспитанности будущего специалиста в рамках профессионального взаимодействия, опосредует его коммуникативные навыки, в том числе частоту возникновение конфликтов и алгоритм его решения.

Воспитание с точки зрения культурологического подхода — это процесс формирования и развития у личности духовных ценностей, ресурсов приобщения к культуре, науке, искусству и спорту, системно выделяющих модель социализации и самореализации личности, полимерные и полисистемные связи и конструкты страховки личности и антропосреды, культуры и ноосферы в целом, располагающие потенциалом и матрицей верификации качества детерминируемого процесса [1]. В рамках данного подхода имеет место определение воспитания, данное Н. Е. Щурковой, которая раскрывала его как «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» [5].

Воспитание, рассматриваемое в контексте культурологического подхода, определяет преемственность культуры между поколениями с одной стороны, и ее развитие как интеграция традиционного с достижениями науки и техники с другой. Будущий специалист часто подвергается типизации профессионального поведения, что приводит к профессиональной деформации личности. Умение интегрировать лучшее с новым обеспечивается гибкостью профессионального мышления. Степень воспитанности в данном случае выступает нравственным фильтром при отборе и внедрении в профессиональную практику инноватики.

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода — целенаправленный процесс формирования личности, определяющий свои стремления и мотив, цели и помыслы к продуктивному самосовершенствованию и самореализации, системно раскрывающих возможности личности в социальных и профессиональных отношениях, где конструкты ценностей и компетенций являются условиями и ресурсами выделенных единиц развития личности как уникальной ценности и продукта современного мира [1]. Контекст акмеологического подхода предполагает центрирование на личности. Воспитание определяет мотивы поведения, опосредованные ценностями, направленностью личности будущего специалиста. Данному подходу отвечает сущность воспитания, описанная М. И. Рожковым и Л. В. Байбородовой: педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» [4].

В рамках компетентностной парадигмы, подготовка будущего специалиста опосредована воспитанием как фактором формирования компонентов профессиональной компетентности.

Одной из важнейших компетентностей будущего специалиста является интеллектуальная компетентность и ее производная — метакогнитивная компетентность. Метакогнитивная компетентность определяет эффективность профессиональной деятельности и представляет собой способность понимать и оценивать особености собственной когнитивной, ценностно-мотивационной сферы и использовать эти данные в творческом решении профессиональных проблемных задач, а также конструировании траектории саморазвития и самосовершенствования. Рассмотрим компоненты метакогнитивной компетентности, которые формируются в рамках образовательного процесса посредством воспитания.

Когнитивный компонент метакогнитивной компетентности определяет понимание ценностей, личностных качеств, установок, вляющих на когнитивную сферу. Операционно-технологический компонент позволяет конструировать индивидуальную траекторию саморазвития и самосовершенствования, которая опосредована аксиологической сферой личности будущего специалиста. Мотивацинно-волевой компонент компетентности обеспечивает отслеживание и регуляцию собственных эмоциональных состояний и их влияние на эффективность решения поставленной задачи.

Таким образом, воспитание как процесс становление будущего специалиста определяет сущностное его наполнение и профессиональную самореализацию. В рамках образовательного процесса сущность воспитания отражается в воспитательных целях, реализация которых обеспечивает формирование всех компонентов профессиональной компететности будущего специалиста. Интеллектуальная компетентность, как базовая относительно остальных видов профессиональной компетентности, включает уровень метаконитивной компетентности. Ее формирование определяет эффективность решения профессиональных задач, а также обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста.

Литература:

  1. Аксененко, Ю. К. Некоторые аспекты уточнения категории «воспитание» в структуре профессионально-педагогической подготовки педагогов по ФК / Ю. К. Аксененко // Инновационная наука. — 2015. — № 4. — С. 74–75.
  2. Кузьмина, Н. А. Эффективность процесса обучения и учения / Н. А. Кузьмина // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 12. — С. 67–70.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  4. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  5. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 132 с.