Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 01.05.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, С. А. Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16525/ (дата обращения: 26.04.2024).



Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 существенно повлияла на систему деятельности социальных институтов страны и на систему образования в частности. В результате этого в образовательных учреждениях учебный процесс претерпел серьезные изменения.

Учреждениям СПО в России за очень короткий срок пришлось изменить свой привычный формат обучения на совершенно новый, ранее не применявшийся. Дистанционное обучение, переход на которое был вынужденным, стало препятствием для эффективной реализации образовательных программ, что может в дальнейшем негативно сказаться на результатах обучения студентов.

В сложившейся ситуации обостряется проблема технической оснащенности и ресурсной базы для построения занятий.

Задача образовательной организации состоит в том, чтобы определить оптимальные инструменты проведения занятий. Это могут быть интегрированные платформы цифрового обучения, массовые открытые онлайн курсы, видео-уроки, и даже предоставление курсов по телевизионным каналам и радиоканалам.

Помимо внедрения дистанционного обучения и платформ для онлайн-программ, высока потребность использовать в образовательном процессе элементы демонстрации и практики.

Следующая проблема заключается в том, что на данный момент не все преподаватели понимают, какие из множества решений являются наиболее эффективными и как можно их наилучшим образом реализовать. В данном случае дополнительным препятствием выступает тот факт, что не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной группе студентов. Отдельным трудностью является ограниченность кооперативных и совместных форм обучения, что особенно актуально для практических областей, таких как театр, танцы, музыка, и им подобные.

Законодательство в системе образования включает в себя также и сетевую форма реализации образовательных программ. Эта форма обеспечивает возможность освоить образовательные программы образовательного учреждения опираясь на ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Такими организациями могут быть российские организации, осуществляющих образовательную деятельность, научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ способна решить следующие задачи, которые стоят перед современной системой образования:

– повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия;

– повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций — участников сетевого взаимодействия;

– повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;

– улучшение образовательных результатов обучающихся.

Реализация образовательных программ может быть представлена в следующих формах:

– в первом случае, когда используются ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– во втором случае, когда участники сетевой формы реализации создают и утверждают совместную образовательную программу.

В связи с актуальностью данной темы, считаю, что имеет смысл в организацию обучения студентов в дистанционном режиме включить сетевую форму получения знаний в онлайн и в офлайн режимах с использованием дистанционных ресурсов учебных учреждений партнеров. Это направление деятельности может быть реализовано в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», что представляется достаточно значимым направлением работы.

В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО для изучения разделов «Основы обороны государства и воинская обязанность» и «Основы медицинских знаний» целесообразно задействовать сетевую форму обучения в дистанционном формате.

В каждом регионе страны есть ВУЗ с военным учебным центром и медицинский колледж. Опыт преподавателей этих учреждений и их материальная база для изучения обозначенных мною разделов просто уникальны по сравнению с образовательными учреждениями других профилей.

При таком подходе запускается асимметричное взаимодействие между двумя обучающими организациями, где одна — основная образовательная организация, куда зачислены студенты, и вторая организация, которая предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения. Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности студентов, которая предполагает виртуальное перемещение студентов на учебную материальную базу в другое образовательное учреждение для обучения, после чего студент и преподаватель возвращается в свое основное учебное заведение.

В предложенном мною варианте сетевая технология обязательно должна опираться на использование сети Интернет , для дополнительного обеспечения студентов учебно-методическими материалами, для интерактивного взаимодействия преподавателя и студента, а также студентов между собой.

Предложенное мною взаимодействие образовательных организаций направленно на повышение качества образования, конкурентоспособность учреждений СПО, мобильность студентов. Сетевая форма реализации образовательных программ является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие перспективы в системе отечественного образования.

Одним из мотивирующих факторов внедрения сетевой формы обучения в дистанционном формате преподавания являются новые образовательные стандарты, основу которых составляет модульно-компетентностный подход к организации обучения с привлечением преподавателей из числа специалистов-практиков.

Учреждениям СПО необходимо создавать такую образовательную траекторию для своих студентов, которая способна вместить сетевую составляющую и в онлайн образовании, дополнять образовательный процесс современными технологическими решениями и вовлекать студентов в этот процесс.

Более того, формирование подобной образовательной траектории позволит создавать уникальных специалистов с широким спектром компетенций и навыков, необходимых на рынке труда.

Используя современные технологии, включая в них сетевую форму обучения, образовательные программы будут эффективнее осваиваться студентами. Форма сетевого дистанционного обучения позволить усилить роль учреждений СПО в поддержке обучения на длительную перспективу.

Учреждения, которые не пытаются перестраиваться на новые форматы обучения специалистов среднего звена, будут менее востребованы на рынке и не смогут полноценно взаимодействовать с работодателями и готовить специалистов необходимых современному рынку труда.

Результатом применения сетевого обучения в дистанционном формате станет повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям. В результате мы получим подготовленные кадры с уникальными компетенциями.

В этой связи, учреждениям СПО необходимо стать более гибкими и быстро реагировать на изменяющиеся условия и возникающие вызовы. Проверка «пандемией» дает для учреждений СПО шанс в развитии, который позволит укрепиться на рынке образовательных услуг и создать привлекательный современный имидж учебного заведения.

Литература:

  1. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов // — М.: Юрайт, 2018–194 с.
  2. Калинина Н. М. Индивидуальная академическая мобильность студентов в условиях развития открытого образовательного пространства // Сибирский торгово-экономический журнал. — РГТЭУ, 2012. № 12. — 5 с.
  3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.
  4. Шестак В. П., Весна Е. Б., Платонов В. Н. Сетевое образование: лучшие отечественные и зарубежные практики [Электронный ресурс].–URL:https://scienceeducation.ru/pdf/2013/6/280.pdf