Индивидуализация в процессе обучения иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асташова, А. Д. Индивидуализация в процессе обучения иностранному языку / А. Д. Асташова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16421/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются методы индивидуализации в процессе обучения иностранному языку в отечественной и зарубежной методике преподавания.

Ключевые слова : индивидуализация, иностранный язык, методика преподавания.

Индивидуализация обучения — актуальная тема исследования в современной методике, но несмотря на это, она все еще не до конца изучена.

Е. И. Пассов определяет индивидуализацию как «соотнесенность приемов учения с личностными (при их ведущей роли), субъектными и индивидными свойствами каждого обучаемого» [2, с. 73]. В соответствии с тремя взаимосвязанными типами свойств ученика, выделяется, соответственно, три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.

Индивидные свойства представляют собой определенные природные свойства человека. Практически, индивидные свойства можно обобщить формулировкой «способности». Способность, в данном контексте, понимается как синтез врожденного и приобретенного процессе индивидуального развития. При овладении иностранным языком можно заметить, что разные ученики в разной степени оказываются способны к выполнению разных учебных действий, в частности — способности к запоминанию, фонематический слух, интонационные способности, речемыслительные способности и т. п.

Субъектная индивидуализация определяется свойствами личности, которые, с одной стороны, обусловлены природными способностями, а с другой стороны — продуктивностью деятельности, т. е. умением трудится. Продуктивность зависит от индивидуального стиля деятельности каждого человека, т. е. «индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение данным человеком» [2, с. 68]. При недостаточном внимании учителя к субъектной индивидуализации ученика, есть большая вероятность, что урок пройдет не продуктивно и будет неправильно организован, это можно отнести как к уроку в школе, так и к индивидуальному внеинституциональному занятию.

Личностная индивидуализация затрагивает сферу интересов. Важность учета личностной индивидуализации на уроке иностранного языка можно проследить при выполнении речевых заданий. При посильности задания и наличии указания к способу выполнения, ученики могут с ним не справиться, т. к. не были учтены их личностные свойства

Тем не менее, процесс индивидуализации обучения иностранному языку должен строиться на учете всех трех свойств индивидуальности личности ученика, только так представляется возможным достижение оптимальных результатов при освоении иностранным языком.

По мнению А. В. Щепиловой, успешное овладение иностранным языком зависит от когнитивного стиля человека в целом и языковых способностей в частности. «Языковые (лингвистические) способности — понятие, отражающее потенциальную готовность субъекта к разнообразным действиям с системами языковых символов». [3, с. 19]. Языковые способности одновременно являются как подсистемой когнитивных способностей, так и достаточно самостоятельным механизмом. А иноязычные способности зависят от трех составляющих: аналитическая лингвистическая способность, фонетическая чувствительности и память.

Аналитическая лингвистическая представляет собой умение совершать абстрактно-логические действия с лингвистическим материалом, другими словами — осознание связи «форма-значение». Фонетическая чувствительность — «способность анализировать приходящие звуки, идентифицировать их, кодировать и воспроизводить звуки иностранной речи» [3, с 21]. Относительно независимый компонент языковой способности, фонетическая чувствительность не связана напрямую с грамматическими способностями или памятью учащихся, но зависима от генетических факторов. Исходя из этого компонента, выделяются ученики с разной степенью проявления фонетической чувствительности. Учащиеся с низкой аналитической способностью изучают иностранный язык полагаясь в большей степень на память. Уровни развития памяти диктуют стратегии поведения при коммуникации, возможность использования доступного лексикона или поиск иных ресурсов.

Исходя из составляющих языковой одаренности, А. В. Щепилова выделяет 8 профилей лингвистических способностей учащихся, представляющие собой различные комбинации этих составляющих. Профили, в которых задействовано больше компонентов априори могут считаться более лингвистически одаренными.

В зарубежной методике так же можно встретить исследования, связанные с изучением иностранного языка и когнитивными способностями.

Джон Кэрролл в своих трудах утверждает, что в основе успешного усвоения иностранного языка лежат четыре специальные группы когнитивных способностей.

  1. Способность к фонетическому кодированию (phonetic coding ability) — восприятие звуков иностранного языка, их «кодировка» в долговременной памяти и воспроизведение.
  2. Грамматическая чувствительность (grammatical sensitivity) — восприятие грамматических отношений в иностранном языке и понимание роли грамматики в порождении и переводе высказываний и предложений.
  3. Механическая ассоциативная память (rote associational) — усвоение большого количества произвольных связей между словами и их значениями, которые необходимо освоить.
  4. Индуктивная способность (inductive ability) — общая когнитивная способность, способность видеть и выводить правила, управляющие формированием паттернов стимулов [1, с 111].

Индивидуализация с учетом индивидуальных стилей обучения раскрыли Д. Мюррей и М. Кристисон в своей книге «What English language teachers need to know, volume 1: Understanding learning». Согласно их теории, индивидуальные стили можно разделить на 9 видов, где под стилем подразумеваются предпочтительные способы восприятия, обработки новой информации и/или навыков [4, с. 182]:

Таблица 1

Название

Характеристика

Зависимые от контекста учащиеся (Field dependent learners)

Новая информация должна быть представлена в контексте. Учащиеся могут развить высокую степень беглости речи, но не захотят сосредотачиваться на ошибках.

Независимые от контекста учащиеся. (Field independent learners)

Предпочтение систематического обучение. Они часто довольно прилежны, но могут испытывать затруднения со свободным общением (без тщательных размышлений или энергии, потраченной на анализ).

Аналитический стиль (Analytic learners)

Независимость, приоритет к деталям, прямым ответам и выполнению одной задачи за раз.

Универсальный стиль (Global learners)

Комплексное представление об обучении, способные видеть отношения и связи, получать удовольствие от групповой работы и выполнять несколько задач одновременно.

Визуальный стиль (Visual learners)

Предпочтение письменной речи или другие наглядные пособий

Аудиальный стиль (Auditory learners)

Предпочтение говорения и аудирование в процессе обучения

Тактильный стиль (Tactile learners)

Предпочтение взаимодействия с предметами, например флэш-карты

Кинестетический стиль (Kinesthetic learners)

Предпочитают мышечные движения в процессе обучения.

Восприятие неопределенности (High tolerance of ambiguity)

Учащиеся, способные воспринимать неопределенность, которым не нужен один правильный ответ.

Если провести параллель среди исследований Е. И. Пассова, А. В. Щепиловой, Дж. Кэрроллом и Д. Мюррей, мы можем заметить определенные схожие элементы в процессе индивидуализации и взять их за основу первичного диагностирования на индивидуальном занятии. В таблице 2 можно проследить примерное соотношение теорий.

Таблица 2

Классификация индивидуальных особенностей учеников

Е. И. Пассов

А. В. Щепилова

Д. Кэролл

Д. Мюррей и М. Кристисон

Природная составляющая

Индивидная

Фонетическая чувствительность;

Память.

Способность к фонетическому кодированию;

Механическая ассоциативная память

Визуальный стиль (Visual learners);

Аудиальный стиль (Auditory learners); Тактильный стиль (Tactile learners)

Деятельностная составляющая

Субъектная

Аналитический способности;

Лингвистическая способность.

Грамматическая чувствительность; Индуктивная способность.

Зависимые от контекста учащиеся (Field dependent learners);

Независимые от контекста учащиеся (Field independent learners);

Универсальные (Global learners)

Составляющая субъективной заинтересованности

Личностная

-

-

Воспринимающие неопределенность (High tolerance of ambiguity)

Природная составляющая индивидуализации обучающегося находит отражение во всех подходах и включает в себя фонетическую сторону, особенности памяти и каналы приоритетного восприятия информации. Субъектная индивидуализация, затрагивающая индивидуально-своеобразные сочетания приемов и способов деятельности, может быть рассмотрена как аналитическая, грамматическая, лингвистическая способность, грамматическая чувствительность и зависимость от контекста. Что касается личностной индивидуализации, затрагивающей сферу интересов учащегося, то можно относительно ее соотнести с возможностью восприятия неопределенности ответа учеником, они входят в сферу субъективной заинтересованности. Учет всех этих составляющих является основой при построении индивидуальной программы обучения. Это позволит выбрать оптимальные темы и упражнения, которые помогут сделать индивидуальные занятия максимально продуктивными.

Литература:

  1. Игна, О. Н. Слагаемые лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам / О. Н. Игна. — Текст: непосредственный // Вестник ТГПУ. — Томск: TSPU Bulletin, 2012. — С. 109–113.
  2. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — Ростов н/Д, Москва: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. — 640 c.
  3. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Щепилова. — Москва: Владос, 2005. — 248 c.
  4. Murray, D. E. What English language teachers need to know, volume 1: Understanding learning / D. E. Murray, M. A. Christison. — London: Taylor & Francis Ltd, 2010. — 224 c.