Значения тестового контроля при обучении профильным дисциплинам (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Поварова, Л. В. Значения тестового контроля при обучении профильным дисциплинам (из опыта работы) / Л. В. Поварова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16416/ (дата обращения: 20.04.2024).



Тесты развивают аналитические способности учащихся; умение выделять главное, обобщать и делать выводы; дисциплинируют мышление; развивают логику, выявляют качество усвоения языкового материала и помогают прогнозировать будущие учебные результаты, а такжеразвивают у студентов ключевые профессиональные компетенции.

Ключевые слова: тестовый контроль, профессиональные задачи, контроль знаний, студент, знания.

Хочется, чтобы каждый из студентов уносил как можно больше знаний с занятий. Но как узнать о потенциале каждого студента, при этом экономя время на занятиях? Проблема, с которой я столкнулась — контроль знаний. Контроль знаний — одно из важнейших звеньев в системе обучения, цель которого заключается в оценке работы учащихся пройденного материала, а также в проверке усвоения знаний. Контроль знаний является одной из форм управления учебным процессом, который способствует повышению качества и эффективности обучения учащихся, выполняя важнейшие функции. Контроль повышает чувство ответственности и помогает лучше видеть свои пробелы в профессиональных знаниях и умениях. Наиболее востребованной является проверка в результате устных ответов обучающихся, так как преподаватель сразу имеет информацию об уровне подготовки студентов, одновременно знания анализируются, логически обобщаются, приводятся в определённую систему и как результат устраняются пробелы в профессиональной подготовке студентов. На мой взгляд, эта форма имеет определённые недостатки: нет возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Письменный контроль требует гораздо больше времени и умения составить логически связанный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Когда я стала работать преподавателем таких дисциплин, как «Анатомия и физиология кожи и волос», «Санитария и гигиена парикмахерских услуг», то столкнулась со следующей проблемой. Катастрофически не хватает достойного тестового материала для контроля студентов по профессиональным дисциплинам.

И тогда я поставила перед собой следующие задачи:

Совершенствовать тестовые задания для систематического контроля знаний студентов, которые воспитают ответственное отношение к учебе, позволят выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. [6, с. 14]

На основе проведённых тестов собрать более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, что позволит мне управлять процессом обучения.

Разработать систему таких тестов, которые будут способствовать длительному запоминанию, восполнению пробелов при их подготовке, для повторения и включения, ранее приобретенных знаний в новую систему. Устраивая систематический тестовый контроль, я заметила, что студенты лучше запоминают профессиональные термины, учатся аналитически и логически мыслить, так как предлагаемые задания разные по типу. Перед тем как устраивать данный контроль я обучила студентов приемам их выполнения. Это могут быть задания с выбором одного варианта ответа, например по теме: Заболевания, встречающиеся при оказании парикмахерских услуг. Рассмотрите фотографии предполагаемых клиентов с кожными проблемами. Определите дальнейшие действия мастера — парикмахера: а) можно обслужить клиента сразу, так как данное заболевание не является инфекционным; б) спросить у клиента справку о не заразности данного заболевания и обслужить только после предъявления справки; в) нельзя обслуживать клиента и справку спрашивать не обязательно при данных проблемах с кожей. Вопрос может требовать и выбора нескольких правильных ответов. Иногда вопрос предусматривает соблюдение строго определенной последовательности в записи ответа. Это требуется в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов нужно определить последовательность процессов или явлений. Например: Установите последовательность расположения слоев эпидермиса от внутреннего слоя к наружному:

А) шиповатый

Б) базальный

В) блестящий

Г) роговой

Д) зернистый

Можно использовать тесты открытого типа, когда нужно дополнить схему или определение, подписать рисунок, назвать этапы или причины профессиональных действий.

Так же я считаю целесообразным проверять работы студентов сразу после их выполнения, нежели проверять работу самостоятельно и говорить лишь результаты, потому что ребята сразу же видят свои ошибки, анализируют их и запоминают правильные варианты ответа.

В преподавании я использую следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, исследовательские, проблемные, а использование информационных компьютерных технологий, так же улучшает результаты. Систематический контроль в виде тестов помог мне воспитать в студентах такие качества как ответственность, добросовестность. Студенты вынуждены готовиться к каждому занятию, зная, что будет определённая форма контроля. При использовании только тестового контроля у студентов снижается «умение говорить». Следовательно, не целесообразно использование лишь тестового контроля, необходимо применять разнообразные методы контроля в совокупности. Среди методов контроля мною так же используются следующие формы контроля: традиционные (устный и письменный опрос), мозговой штурм, групповые работы и др. К тому же профессиональные дисциплины — наглядные и студентам необходимо овладеть профессиональными умениями.

Однако доминирующее использование тестового контроля показало достаточно высокий процент положительных оценок на итоговой аттестации сравнительно с предыдущими годами. Таким образом, я сделала для себя вывод о том, что необходимо продолжать разработки в области изучения значения тестового контроля при обучении профессиональных дисциплин. К тому же, когда студентам задавался вопрос: «Чем вам нравится тест?», они отвечали: потому что есть варианты ответа; намного легче; проще; быстрее; не страшно и не надо выходить к доске; потому что чувствую себя спокойно, уверенно.

В процессе своей педагогической деятельности я совершенствовала тестовые задания для систематического контроля знаний студентов, собрала достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, что позволяло мне управлять процессом обучения, разработала систему таких тестов, которые, на мой взгляд, способствовали длительному запоминанию, восполнению пробелов при подготовке студентов. Саму идею систематического тестового контроля, которая уже давно пропагандируется известными педагогами, я так же рекомендую к использованию.

Тестирование является важным видом учебной деятельности. [4, с. 33]

Студент развивает своё логическое мышление, а также профессиональное мышление. [7, с. 130] Студент в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач. Другими словами, тестирование развивает иной тип мышления. [2, с. 46]

Используя данный вид деятельности преподавателю важно учитывать и межпредметные связи, рассматривая вопросы с разных сторон. [3, с. 85]

Современное общество, всё в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. [1, с. 27]

Всё направлено на то, чтобы каждый учащийся получил определённый объём знаний, приобрёл навыки самообразования. [5, с. 121]

Переработать информацию, которую студент получает, связать воедино теоретические, практические, фактические знания, овладеть простыми навыками и умениями, научиться работать с книгой, справочником можно лишь при использовании активных форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности учащихся. Выполнение этих требований, выдвигаемых социумом, обеспечивается новыми подходами к отбору содержания и организации образовательного процесса.

Литература:

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2017
  2. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2015
  3. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2018. — 59 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.
  5. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 2018
  6. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017–544 с.

7. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 2016. — 134 с.