Формирование гуманного отношения к окружающему у детей среднего дошкольного возраста при использовании методики ГРИЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукоянова, И. В. Формирование гуманного отношения к окружающему у детей среднего дошкольного возраста при использовании методики ГРИЗ / И. В. Лукоянова, Н. Ю. Косарева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16413/ (дата обращения: 14.04.2021).



В статье рассмотрена проблема формирования гуманистического отношения к окружающему у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность проблемы воспитания гуманного отношения к окружающим в процессе использования методики ГРИЗ. Обобщен практический опыт по данной проблеме. Приведены результаты гуманного развития.

Ключевые слова: гуманное отношение, гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ), нравственное воспитание дошкольников.

Государственная политика Российской Федерации в области образования на современном этапе выдвигает одним из своих основных принципов его гуманистический характер, что закреплено в Законе РФ «Об образовании». Этот принцип воспитания и образования провозглашен и в таких основополагающих документах, как декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка. Формирование личности нового человека является актуальной проблемой на этапе преобразования общества. В исследованиях педагогов и психологов проблема формирования гуманных отношений представлена в таких частных показателях, как милосердие (И. А. Княжева), отзывчивость (М. В. Воробьева, Л. А. Пеньевская, Т. А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова), доброжелательность (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева), заботливость (И. С. Демина, Т. И. Тимошенко, И. С. Хомякова), справедливость (А. М. Виноградова, О. М. Гостюхина) и др. Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило освещение в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на то, что в науке накоплен позитивный опыт развития гуманности, в то же время отдельные аспекты остаются малоизученными.

Формирование гуманистического отношения к окружающему у детей дошкольного возраста принадлежит к числу «вечных» проблем педагогики. Об этом свидетельствует история педагогического знания. Представители различных направлений и течений педагогической мысли всякий раз подчеркивали приоритет задач гуманистического воспитания.

В работах А. М. Страунинг, Л. Н. Прохоровой, Г. Н. Назаренковой подчеркнута положительная роль использования методов ТРИЗ в решении задач нравственного воспитания дошкольников.

Под руководством О. В. Драгуновой совместно с Т. В. Аристарховой, А. М. Тухфеттулиной был создан гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ). В то же время проблема выявления условий, обеспечивающих влияние эффективного использования методов ГРИЗ в нравственном развитии ребенка-дошкольника, изучена недостаточно. Проведенное обследование детей дошкольного возраста показало, что общий уровень гуманного развития находится в основном на среднем и ниже среднем уровне. После проведенного обучения с использованием методов ГРИЗ у детей экспериментальной группы было выявлено повышение уровня гуманного развития по сравнению с детьми контрольной группы, с которыми специальной работы подобного типа не проводилось.

Результаты изучения всех трех компонентов гуманности позволяют проследить динамику развития. Динамика когнитивного компонента гуманности в экспериментальной группе больше почти в 3 раза. Динамика аффективного компонента гуманности в экспериментальной группе выше в 2,75 раза. Деятельный компонент гуманности в обеих группах имеет одинаковый уровень развития, однако в экспериментальной группе динамика выше в 1,75 раза.

Использование гуманизированного варианта методики ТРИЗ в работе с детьми способствует повышению уровня когнитивного и аффективного компонентов гуманности.

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы воспитания гуманного отношения к окружающим в процессе использования методики ГРИЗ.

Так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для успешного освоения детьми общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, мы предположили, что использование методики ГРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста окажет положительное влияние на формирование гуманного отношения к окружающему.

Проведенное нами исследование доказывает, что применение методики ГРИЗ в работе с детьми повышает динамику развития аффективного и когнитивного компонентов гуманности.

Полученные нами в ходе исследования результаты убедили в правильности, выдвинутой нами гипотезы, и позволили сделать следующие выводы.

Процесс формирования гуманного отношения к окружающему методами ГРИЗ должен осуществляться с учетом следующих условий:

− наличие профессионально подготовленного педагога;

− организация содержательной, интересной, богатой яркими впечатлениями жизни ребенка;

− создание атмосферы внимания через дружественное, доверительное общение взрослого с ребенком в обстановке сотрудничества, сопереживание успехам и удачам, поддержание веры ребенка в свои силы с использованием методов ГРИЗ;

− применение и рациональное сочетание разных форм организации детей и их деятельности;

− учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

− учет принципов постепенности и доступности.

Таким образом, использование методики ГРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста дало положительные результаты.

Для достижения наилучшего результата и внедрения методики ГРИЗ в практику массового применения ее в обучении дошкольников необходима разработка подробных методических рекомендаций для воспитателей.

Литература:

  1. Драгунова О. В. Актуальные проблемы гуманизации дошкольного образования в республике // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Теория и практика дошкольного образования. — Чебоксары, — 1999. — № 2.
  2. Драгунова О. В., Тухфеттулина А. М. Вариант использования системы ТРИЗ в формировании гуманного отношения у дошкольников // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. — М., 2003.
  3. Драгунова О. В., Аристархова Т. В. Гуманизация методики ТРИЗ // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Теория и практика дошкольного образования. — Чебоксары, 2000. — № 5(18)
  4. Драгунова О. В., Аристархова Т. В. Методика ТРИЗ — проблема гуманизации //Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Второй Международной научно-практической конференции/ Под ред. доктора психологических наук, профессора В. В. Рыжова. — Нижний Новгород, 2001.

Ключевые слова

гуманное отношение, гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ), нравственное воспитание дошкольников