Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кальветова, А. А. Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий / А. А. Кальветова, Е. С. Расстегаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16412/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования с помощью дистанционных технологий обучения. Авторы описывают пути решения возникающих трудностей путём использования современных дистанционных педагогических технологий.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, социализация, развитие, включение, педагогические технологии.

Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.

Нормативно –правовая база специального и инклюзивного образования в РК опирается на международные законодательства и законодательную базу Республики Казахстан:

− Закон РК «Об образовании».

− Закон «О правах ребёнка в Республике Казахстан».

− Закон «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

− Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».

− Закон «О специальных социальных услугах».

− Государственная программа развития образования РК 2011–2020гг.

Одним из способов реализации равенства возможностей обучающихся, является организация деятельности образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения: обучающийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе и временном отрезке необходимым для освоения той или иной дисциплины. Учебный план составляется с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика и пожеланиями родителей.

Цель инклюзивного образования — образование доступное для всех и его гуманизация, переход от обучения детей с особыми образовательными потребностями в специальных учреждениях закрытого типа к интегрированному образованию (инклюзии) [1].

Дистанционное обучение предполагает самостоятельное изучение учебного материала учащимся, с использованием консультативной помощи педагога.

Инклюзивный подход в дистанционном формате обучения предполагает привлечение всех обучающихся в совместную учебную деятельность.

Одна из главных задач инклюзивного образования — развитие социальных навыков: коммуникативных, трудовых, а также формирование толерантности и дружелюбия. Для выполнения этой задачи недостаточно только общаться через учебные платформы с педагогом, необходимо также групповое взаимодействие. Следовательно, педагогу нужно вовлекать учащихся с особыми образовательными потребностями в групповую учебную и социальную деятельность несмотря на то, что дистанционное обучение, прежде всего, автоматизированный процесс, и совместная работа преподавателя и обучающегося в целом затрудняет реализацию инклюзивного подхода. Однако, на наш взгляд, есть определенные возможности организации группового взаимодействия в учебном процессе. Такие возможности реализуются через различные технологии дистанционного обучения. Рассмотрим примеры групповой работы в системе дистанционного обучения:

  1. «Чат» (Мессенджер) — предназначен для организации обсуждения в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для коммуникации преподавателя и учащегося: обсуждения индивидуальных учебных проблем. Пользователи имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными, как всем участникам обсуждения, так и отдельным участникам по выбору. Педагог, активно участвуя в чате, своими вопросами, направляет и активизирует групповое взаимодействие. Общение может проходить с организованной помощью родителей.
  2. «Электронная конференцсвязь» — асинхронная коммуникационная среда, которая, подобно электронной почте, может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь для пользователей хорошо организованным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать комментарии других участников обсуждения. Участие в тематических электронных конференциях сети Интернет интересно для педагогов и обучающихся. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, длительных по времени дискуссий и т. д. Асинхронный режим работы обучаемого способствует саморефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможность использования файлов любого типа, делают такие виртуальные семинары весьма продуктивными и интересными [2].
  3. «Видеоконференцсвязь», в отличие от предыдущей формы, имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют, друг с другом в реальном времени. Здесь возможно общение один на один (консультация), один ко многим (урок). Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в учебных заведениях.
  4. Метод групповых проектов участниками образовательного процесса. Разработка проектов с использованием виртуального пространства, может охватить большое количество обучающихся. В процессе разработки проекта педагог организует дискуссии в online-режиме, учитывает мнение каждого обучающегося. Этот метод эффективен в классах инклюзивного типа для развития лидерских и коммуникативных качеств.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционные образовательные технологии могут быть использованы для обучения определенной категории людей с особыми образовательными потребностями в двух случаях:

− для привлечения дополнительных ресурсов (учебных материалов):

− для инклюзивной категории обучающихся;

− для обучения наиболее уязвимой категории людей с ограниченными возможностями здоровья (лежачих больных).

Дистанционное обучение нельзя рассматривать, как основную форму инклюзивного образования. Для успешной социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями, прежде всего, важно быть услышанным, чтобы мнение учащегося было принято во внимание. Это способствует повышению самооценки «особых» детей [3].

Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, культурного и социального положения, всё смелее входит в нашу жизнь. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в научных журналах и статьях, но и на страницах учебников, в практических руководствах для педагогов, социальных работников, медиков и других специалистов. Они приводят к пониманию того, что методические и организационные изменения, осуществляемые в интересах определенной категории детей, испытывающих трудности в учёбе, при некоторых условиях, могут принести пользу всем детям без исключения. Интеграционная идея привлекла, прежде всего, родителей «проблемных» детей. Именно родители инициировали первые шаги обучения своих детей в массовых детских садах и школах.

Организация инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях общего типа способствует:

− во-первых, обучению детей в школах, расположенных рядом по месту жительства, что позволяет создать условия для их комфортного проживания и воспитания в семье,

− во-вторых, обеспечению их возможности постоянного общения и взаимодействия с другими детьми.

Содержательной целью концепции является не только создание условий для социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, но и совершенствование системы образования, формирование нового подхода относительно гуманного отношения к детям, включения новых образовательных стандартов, внедрения интерактивных, компьютерных технологий, в частности, инклюзивного обучения. Следовательно, инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Это требует реальной адаптации школьного пространства и общества к тому, чтобы принять, понять и помочь всем детям без исключения, ценить и уважать их различия.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Среди ключевых ориентиров методологии развития инклюзивного образования:

1) методология инклюзивного образования, созданная для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

2) все дети без исключения участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т. д.) являются инклюзивными;

3) индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и другими специалистами;

4) инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми образовательными потребностями в их праве быть полноправными членами общества.

Инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на важной ценности человеческой личности, ее уникальности, неповторимости и праве на достойную жизнь, какими бы ни были ее физическое и умственное состояние, праве на обладание всеми возможностями современной цивилизации.

Литература:

1. Инклюзивное образование: практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви Перевод с английского языка: Н. В. Борисова.М., 2008.

2. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, 2009.

3. Ахметова, Д. З. Все начиналось с идеи / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — No 4 — С. 34–38.