Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий
Авторы: Кальветова Алия Алдановна, Расстегаева Елена Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 24.02.2021
Статья просмотрена: 199 раз
Библиографическое описание:
Кальветова, А. А. Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий / А. А. Кальветова, Е. С. Расстегаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16412/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования с помощью дистанционных технологий обучения. Авторы описывают пути решения возникающих трудностей путём использования современных дистанционных педагогических технологий.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, социализация, развитие, включение, педагогические технологии.
Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.
Нормативно –правовая база специального и инклюзивного образования в РК опирается на международные законодательства и законодательную базу Республики Казахстан:
− Закон РК «Об образовании».
− Закон «О правах ребёнка в Республике Казахстан».
− Закон «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
− Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
− Закон «О специальных социальных услугах».
− Государственная программа развития образования РК 2011–2020гг.
Одним из способов реализации равенства возможностей обучающихся, является организация деятельности образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения: обучающийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе и временном отрезке необходимым для освоения той или иной дисциплины. Учебный план составляется с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика и пожеланиями родителей.
Цель инклюзивного образования — образование доступное для всех и его гуманизация, переход от обучения детей с особыми образовательными потребностями в специальных учреждениях закрытого типа к интегрированному образованию (инклюзии) [1].
Дистанционное обучение предполагает самостоятельное изучение учебного материала учащимся, с использованием консультативной помощи педагога.
Инклюзивный подход в дистанционном формате обучения предполагает привлечение всех обучающихся в совместную учебную деятельность.
Одна из главных задач инклюзивного образования — развитие социальных навыков: коммуникативных, трудовых, а также формирование толерантности и дружелюбия. Для выполнения этой задачи недостаточно только общаться через учебные платформы с педагогом, необходимо также групповое взаимодействие. Следовательно, педагогу нужно вовлекать учащихся с особыми образовательными потребностями в групповую учебную и социальную деятельность несмотря на то, что дистанционное обучение, прежде всего, автоматизированный процесс, и совместная работа преподавателя и обучающегося в целом затрудняет реализацию инклюзивного подхода. Однако, на наш взгляд, есть определенные возможности организации группового взаимодействия в учебном процессе. Такие возможности реализуются через различные технологии дистанционного обучения. Рассмотрим примеры групповой работы в системе дистанционного обучения:
- «Чат» (Мессенджер) — предназначен для организации обсуждения в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для коммуникации преподавателя и учащегося: обсуждения индивидуальных учебных проблем. Пользователи имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными, как всем участникам обсуждения, так и отдельным участникам по выбору. Педагог, активно участвуя в чате, своими вопросами, направляет и активизирует групповое взаимодействие. Общение может проходить с организованной помощью родителей.
- «Электронная конференцсвязь» — асинхронная коммуникационная среда, которая, подобно электронной почте, может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь для пользователей хорошо организованным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать комментарии других участников обсуждения. Участие в тематических электронных конференциях сети Интернет интересно для педагогов и обучающихся. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, длительных по времени дискуссий и т. д. Асинхронный режим работы обучаемого способствует саморефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможность использования файлов любого типа, делают такие виртуальные семинары весьма продуктивными и интересными [2].
- «Видеоконференцсвязь», в отличие от предыдущей формы, имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют, друг с другом в реальном времени. Здесь возможно общение один на один (консультация), один ко многим (урок). Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в учебных заведениях.
- Метод групповых проектов участниками образовательного процесса. Разработка проектов с использованием виртуального пространства, может охватить большое количество обучающихся. В процессе разработки проекта педагог организует дискуссии в online-режиме, учитывает мнение каждого обучающегося. Этот метод эффективен в классах инклюзивного типа для развития лидерских и коммуникативных качеств.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционные образовательные технологии могут быть использованы для обучения определенной категории людей с особыми образовательными потребностями в двух случаях:
− для привлечения дополнительных ресурсов (учебных материалов):
− для инклюзивной категории обучающихся;
− для обучения наиболее уязвимой категории людей с ограниченными возможностями здоровья (лежачих больных).
Дистанционное обучение нельзя рассматривать, как основную форму инклюзивного образования. Для успешной социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями, прежде всего, важно быть услышанным, чтобы мнение учащегося было принято во внимание. Это способствует повышению самооценки «особых» детей [3].
Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, культурного и социального положения, всё смелее входит в нашу жизнь. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в научных журналах и статьях, но и на страницах учебников, в практических руководствах для педагогов, социальных работников, медиков и других специалистов. Они приводят к пониманию того, что методические и организационные изменения, осуществляемые в интересах определенной категории детей, испытывающих трудности в учёбе, при некоторых условиях, могут принести пользу всем детям без исключения. Интеграционная идея привлекла, прежде всего, родителей «проблемных» детей. Именно родители инициировали первые шаги обучения своих детей в массовых детских садах и школах.
Организация инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях общего типа способствует:
− во-первых, обучению детей в школах, расположенных рядом по месту жительства, что позволяет создать условия для их комфортного проживания и воспитания в семье,
− во-вторых, обеспечению их возможности постоянного общения и взаимодействия с другими детьми.
Содержательной целью концепции является не только создание условий для социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, но и совершенствование системы образования, формирование нового подхода относительно гуманного отношения к детям, включения новых образовательных стандартов, внедрения интерактивных, компьютерных технологий, в частности, инклюзивного обучения. Следовательно, инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Это требует реальной адаптации школьного пространства и общества к тому, чтобы принять, понять и помочь всем детям без исключения, ценить и уважать их различия.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Среди ключевых ориентиров методологии развития инклюзивного образования:
1) методология инклюзивного образования, созданная для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
2) все дети без исключения участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т. д.) являются инклюзивными;
3) индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и другими специалистами;
4) инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми образовательными потребностями в их праве быть полноправными членами общества.
Инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на важной ценности человеческой личности, ее уникальности, неповторимости и праве на достойную жизнь, какими бы ни были ее физическое и умственное состояние, праве на обладание всеми возможностями современной цивилизации.
Литература:
1. Инклюзивное образование: практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви Перевод с английского языка: Н. В. Борисова.М., 2008.
2. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, 2009.
3. Ахметова, Д. З. Все начиналось с идеи / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — No 4 — С. 34–38.
Ключевые слова
дистанционное обучение, инклюзивное образование, социализация, развитие, Педагогические технологии, включениеПохожие статьи
Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам
В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...
Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования
Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...
Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы
Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...
Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях
Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...
Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе
В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Методика асинхронного обучения деловому английскому языку при помощи интеграции интерактивной платформы MIRO
В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки асинхронного обучения, а также методы, позволяющие существенно снизить негативное влияние асинхронного обучения. В качестве примера приводится внедрение асинхронной методики изучения делового ...
Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5−6 лет. Цель работы− выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных ум...
Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом
В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...
Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение
В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.
Похожие статьи
Цифровая трансформация процесса обучения школьников иностранным языкам
В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преим...
Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования
Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...
Интеграция цифровых образовательных ресурсов в образование: педагогические условия моделирования электронной службы
Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ...
Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях
Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...
Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе
В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Методика асинхронного обучения деловому английскому языку при помощи интеграции интерактивной платформы MIRO
В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки асинхронного обучения, а также методы, позволяющие существенно снизить негативное влияние асинхронного обучения. В качестве примера приводится внедрение асинхронной методики изучения делового ...
Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5−6 лет. Цель работы− выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных ум...
Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом
В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...
Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение
В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.