Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 13857 раз

Библиографическое описание:

Студеникина, О. В. Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании / О. В. Студеникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39923/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование

Изменения, происходящие в российской системе образования, показали особую значимость реализации инклюзивного образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», которое нацеливает государство на обеспечение инклюзивного образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В рамках мероприятий Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализуются важные идеи новой школы (таблица 1).

Таблица 1

Основные идеи новой школы

1

Новая школа — это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

2

Новая школа — это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников.

3

Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях инклюзии.

4

Новая школа — это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологическое учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники.

Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Принципы инклюзивного образования гласят:

‒ каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

‒ каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

‒ необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

‒ лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей;

‒ обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями построения инклюзивного общества и обеспечение образования для всех. [2]

Инклюзивное образование включает в себя идеологию, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающая равные отношения ко всем людям, создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Малофеевым Н. Н. сформулированы следующие задачи инклюзивного образование:

‒ создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

‒ развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

‒ организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

‒ освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

‒ коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

‒ формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

‒ охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;

‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;

‒ успешная социализация обучающихся и воспитанников. [3]

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Эффективным средством организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение. Дистанционное обучение представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально. В организации дистанционного обучения нами были выделены следующие особенности:

‒ учет уникальных особенностей, интересов, способностей и потребностей обучающихся;

‒ необходимость в специальном мультимедийном оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, наушники, колонки);

‒ активное включение в образовательный процесс родителей обучающихся;

‒ использование в обучение современных информационно-коммуникационных технологий.

В ходе образовательного процесса проходит как общение педагога с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение обучающимися заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов по почте. При организации дистанционного обучения можно выделить следующие направления:

‒ свободный темп работы, не ограниченный временными рамками;

‒ удобное для обучающегося место занятий, домашняя обстановка;

‒ модульность обучения, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;

‒ личностно ориентированный подход в обучении;

‒ разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний и умений. [1]

Дистанционное обучение предполагает составление на каждого ученика индивидуального календарно-тематического планирования и проведение дистанционных уроков, которые проходят по заранее составленному расписанию. Проходит дистанционный урок следующим образом:

1) педагог находится в дистанционной оболочке, а именно в классе, по материалам которого планируется проведение урока;

2) для оперативной связи с обучающимся используются чат, скайп, обмен внутренними сообщениями;

3) педагог инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет цель и задачи урока, план проведения, приглашает обучающегося к общению в программах для онлайн взаимодействия;

4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, педагог находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чат, скайп);

5) при отсутствии обучающегося в дистанционной оболочке педагог старается выяснить причину его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок).

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникационным технологиям. В начале обучения ребенку нужно помочь освоить работу на компьютере по выполнению учебных действий, освоению умений работы в электронной оболочке, поэтому необходима заинтересованность родителей к урокам в дистанционном режиме. [1]

Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Реализацию такого образования можно осуществить с помощью дистанционного обучения, необходимо только создать максимально доступное и эффективное образовательное пространство, при организации которого будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся и включаться не только ученики, но и педагоги, родители и специалисты помогающего профиля.

Литература:

  1. Бодрова, И. В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-distantsionnoe-obrazovanie
  2. Кононова Н. В. Инклюзивное образование, что это такое? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie._chto_eto_takoe-344211.htm
  3. Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008. — С. 71–78
  4. Михальченко, К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — Спб.: Реноме, 2012. — С. 77–79
  5. Найденова, Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н. Ю. Найденова. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, дистанционного обучения, организации дистанционного обучения, инклюзивного образования, Инклюзивное образование, Новая школа, инклюзивного образование, Дистанционное обучение, реализации инклюзивного образования, Принципы инклюзивного образования, условиях инклюзивного образования, процесса инклюзивного образования, обеспечение инклюзивного образование, задачи инклюзивного образование, организации образования детей, особенности организации дистанционного, дистанционной оболочке, воззрениями построения инклюзивного, нервно-психического здоровья детей, Дистанционное обучение детей.


Похожие статьи

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий в инклюзивном образовании.

Специфика инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Похожие статьи

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий в инклюзивном образовании.

Специфика инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Задать вопрос