Мотивация в подготовке к профессиональной деятельности будущих государственных служащих | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Маликов, Р. Ш. Мотивация в подготовке к профессиональной деятельности будущих государственных служащих / Р. Ш. Маликов, Е. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16404/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье раскрывается мотивация профессиональной деятельности государственного служащего, так как вопрос профессионализации служащего остаётся актуальным и открытым до сих пор. Основу профессиональной деятельности любого вида составляет мотивация личности служащих. Мотивация деятельности госслужащих содержит некоторые особенности. Наряду с материальной и социальной заинтересованностью, госслужащий должен владеть необходимой государственной позицией. Между работодателем — государственным органом и работником — государственным служащим мотивация играет роль «пускового рычага», т. к. для разных социальных групп сотрудников, которые отличаются условиями труда, квалификацией, образованием и другими социальными характеристиками, одинаковые ситуации и явления могут иметь различное значение.

Ключевые слова: государственная служба, гражданский служащий, государственный служащий, профессиональная деятельность, мотивация, квалификационные требования, служебные обязанности, профессиональная идентичность.

Мотивация — это выбор нескольких компонентов информации, поступающей из внешней среды. Мотивация к действию определяется как набор движущих сил, которые запускают выполнение определенных действий. В целом, мотивация — это соотношение внешних и внутренних факторов с потребностями с интересами сотрудника (служащего).

Сотрудник (служащий) мотивирует своё поведение в зависимости от двух факторов:

– внешних (объективных);

– внутренних (субъективных).

К первому фактору относятся стимулы внешней (производственной) среды, такие как условия труда, потребности сотрудника, структура организации и т. д. Второй фактор включает текущие потребности, интересы, убеждения и способности сотрудника.

В целом, выделяют два вида стимулирования:

– материальное стимулирование;

– нематериальное стимулирование.

Материальное стимулирование выделяется: в денежной форме (заработанная плата, доплаты, надбавки); не в денежной форме («социальный пакет», страхование, путевки).

Нематериальное стимулирование — это престиж, стабильность, желание нести пользу обществу и государству и т. д.

Определение «государственная служба» трактуется как вид профессиональной деятельности. Профессионализация — это специальные знания, навыки и умения. Профессионализация подтверждается утвержденными квалификационными требованиями к занимаемым группам государственных должностей.

Профессионалы государственной службы представляют собой особый класс социума, которому характерны особые качества:

– прием на работу, благодаря не только теоретическим знаниям, но и трудовым навыкам;

– наличие специального образования и специфических навыков, полученных в процессе профессионального обучения;

– профессиональная идентификация, которая определяется компетенциями, специфическим профессиональным поведением и т. д.;

– способность служить своему обществу, добросовестно выполняя профессиональные обязанности.

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (27.05.2003 г. № 58-ФЗ), определяется, «что государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ, отдельных субъектов РФ, государственных органов, лиц, занимающих государственные должности» [1].

«Для государственных служащих работодателем является государство, а выполнение государственных обязанностей финансируется из государственного бюджета. Таким образом, именно государство формулирует требования к государственным служащим, определяет их права, обязанности, ограничения, запреты, систему гарантий, меры» [2] , вознаграждения и штрафы.

Специфику деятельности государственного служащего как отличающегося о других видов работы характеризует единство автономии и управление (бюрократическое). Данная бюрократия устанавливает определенные рамки в условной автономии. Рамки определены тем, что деятельность госслужащих направлена не на прямую реализацию функций государственных учреждений, а направлена на осуществление полномочий управленческих кадров.

Какие же качества способствуют карьерному продвижению вверх государственных служащих?

В-первую очередь, безусловно, являются деловые качества служащего, такие как компетентность в профессиональной деятельности, которая особо важна при назначении на новую должность. К вторичным качествам следует отнести желание саморазвиваться, проявлять инициативу, положительные рекомендации с предыдущей должности.

Деловые качества не являются единственными, которые необходимы для продвижения государственного служащего. К деловым качествам необходимо добавить социальные и формальные качества. К социальным качествам следует отнести показатели уровня социализации личности работника, которые определяются социальными связями, количеством знакомых, возможностями самоактуализации, преподнести себя, умение реализовать себя в коллективе и команде, строить правильные взаимоотношения с руководством. Формальными являются нижеследующие качества: пол, возраст, стаж работы, образование.

Продвижение вверх по карьерной лестнице работника реализуется путем перехода на вышестоящую должность через конкурс, который оценивает профессиональные качества работника, насколько он соответствует требованиям, установленным квалификационной категорией госслужащего [2]. Роль государственного служащего заключается в том, чтобы иметь профессиональную квалификацию в пределах полномочий, закрепленных за должностью государственного служащего.

Действия с точки зрения государственной позиция имеет огромную роль в стимулировании, т. е. не только материально-социальные стимулы двигают работником, тогда как госслужба сама по себе является мощным объектом трудовой мотивации. Кроме всех этих качеств, госслужащий обладает лояльностью по отношению к государственной структуре. Работники государственной службы не имеют права высказывать свою точку зрения на те или иные проблемы, если их мнение разнится от государственного.

Мотивы поступления на государственную службу могут быть различные, среди которых основными являются:

– «гарантия постоянной работы, стабильное положение — 46,6 %;

– стремление реализовать свои профессиональные качества — 42,1 %;

– желание принести пользу обществу и государству — 37,6 %» [3]

Выявлены также отрицательные факторы, влияющие на мотивы претендующих на государственную должность, среди которых:

– «недостаточно высокий престиж государственной гражданской службы в обществе — 49,7 %;

– частые структурные реорганизации государственных органов — 49,0 %;

– низкий статус государственного гражданского служащего в обществе — 33,3 %;

– неопределенность критериев должностного роста, сильное влияние на продвижение субъективных факторов — 29,9 %;

– отсутствие реальной взаимосвязи профессионализма и должностного положения — 22,4 %» [3].

Таким образом, социальные факторы также имеют большое значение в снижение престижности должности госслужащего.

Госслужба как один из ключевых моментов трудовой мотивации обладает специфическими характерными чертами, поскольку, помимо материальных и социальных стимулов, она должна включать в себя еще и общий гражданский компонент. В действительности, это не всегда так.

Литература:

  1. Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 г. (последняя ред.) «О системе государственной службы Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/.
  2. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. (ред. 31.07.2020 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/.
  3. Деханова Н. Г. Социология государственной службы. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 108 с.