Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 18.02.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16386/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов.

Ключевые слова: учебная программа, период обучения. физическое совершенство, учебная дисциплина, система физического воспитания.

Учебная программа по физической культуре является организационно-программным документом, определяющий для всех высших учебных заведений основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура». Составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура, как учебная дисциплина, является обязательным разделом в гуманитарном компоненте образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое развитие. Развивающие и формирующие функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания, как целенаправленного педагогического процесса.

Программа по физической культуре ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студентов вуза. Она построена на научной основе и обеспечивает получение студентами точно очерченного систематического круга знаний, умений и навыков, достижения ими оптимального уровня физической подготовленности, необходимых для здорового образа жизни. Программа также обеспечивает взаимосвязь с программами для учащихся общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений по преемственности учебного материала и последовательности его изложения.

Программа прежде всего включает в себя введение, цель и задачи физического образования студентов, формы процесса физического воспитания, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала как практику так и теорию, зачетные требования и экзамены по физической культуре, контроль динамики спортивной и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, раздел реализации процесса физического воспитания, примерные тесты для оценки физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния организма студентов основного, спортивного и специального учебных отделений, а также примерный минимальный недельный двигательный объем занятий физическими упражнениями и рекомендуемую литературу.

Важными особенностями программы являются:

– демократичность выбора средств и организационно- методических форм реализации требуемого объема двигательной активности студенческой молодежи;

– необходимость учета специфики профессионально важных качеств предстоящей профессиональной деятельности при постановке и решении задач физической подготовки студентов;

– усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни с использованием средств физической культуры и спорта;

– смещение акцентов деятельности кафедр в сторону методической направленности с целью научить студентов навыкам спортивно- оздоровительной деятельности, предоставить им возможность выбора и освоения средств реализации собственной программы физического совершенствования.

Программы кафедры физического воспитания вузов разрабатывают учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения.

Учебную программу кафедр физического воспитания рекомендуется преподавать в следующих формах:

– теоретические учебные занятия (лекции по учебным потокам);

– методические занятия по группам в специализированных аудиториях;

– практические занятия по рабочим учебным планам спортивных отделений;

– контрольные занятия (тесты, зачетные нормативы).

В качестве методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой.

Методико-практическое занятие обязательно согласуется во времени с усвоением соответствующей теоретической темы или проводится по следующей примерной схеме:

– в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее усвоению;

– объяснить методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы и способы выполнения физических упражнений для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

– студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

– преподавателем в форме групповых и индивидуальных бесед обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий.

Закрепление и совершенствование методических умений происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий в профессиональной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Средства учебно-тренировочных занятий, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе кафедрой физического воспитания каждою вуза самостоятельно. Содержание и конкретные средства каждого учебно- тренировочного занятия определяются преподавателями каждых учебных фупп с учетом графика занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения.

Конечной целью учебно-тренировочных занятий в самом общем смысле является овладение практическими и методическими навыками в нескольких видах спортивной деятельности, прежде всего в общей для всех видов спорта (легкая атлетика, бег на лыжах, плавание), а также в избранных по интересам традиционных и нетрадиционных видах спорта.

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по разделам учебной деятельности:

– теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками;

– общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

– жизненно-необходимые умения и навыки, профессионально- прикладная физическая подготовка, реабилитация и восстановление.

Усвоение этого раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями и соответствующими умениями и навыками.

Для проверки знаний, умений и навыков, усвоенных студентами н соответствии с учебной программой по физической культуре, применяются следующие формы: устная проверка, письменная проверка, проверка умения применять знания на практике.

Литература:

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-в КГУ, 1988.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика: учеб, пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др. М.: Просвещение, 1988.
  3. Безрукова В. С. Педагогика / В. С. Безрукова. Екатеринбург: ОИРРО, 1994.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  5. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб, для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Рсан. СПб.: Питер, 2001. (Сер. Учебник нового века).
  6. Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб, пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Педагогии, общ-во России, 2004.

Ключевые слова

учебная программа, учебная дисциплина, система физического воспитания, период обучения. физическое совершенство