Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста / А. А. Шамшурина, С. Л. Лукина, О. Ю. Жарёнова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16352/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Ключевые слова: дошкольники, мышление, математическое развитие, плоскостное моделирование, геометрические фигуры, дидактические игры, мировые головоломки, родитель, совместная работа.

Главным воспитателем своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья.

Работа по воспитанию подрастающего поколения будет эффективной только в том случае, если она будет строиться на решении совместных задач в семье и в детском саду, если есть взаимопонимание и уважение со всеми участниками педагогического процесса.

Одним из важнейших приоритетов дошкольного образования в работе с детьми дошкольного возраста является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала, так как дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию логического мышления, но они не будут осуществляться, и выполняться в полной мере без главного фактора, значимого для ребенка, это его семья. Поэтому необходимо обогащать и расширять педагогические знания родителей в этом направлении: ведь каждый родитель желает, чтобы ребенок рос любознательным и смышлёным, а главное, сообразительным и умным.

Ведь давно известно, что игра — это основной вид деятельности, который является ведущим в развитии ребёнка. Видов игр много, но для своей работы мы выбрали игры по плоскостному моделированию с математическим содержанием, т. к. математика — один из самых интересных, но в то же время и сложных учебных предметов в школе.

Плоскостное моделирование — это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелепипедов, овалов [2, с.8].

Работа в данном направлении позволяет привить интерес к сознательной поисковой деятельности, включающей элемент неожиданности, развивать у детей воображение, память, мышление, активизирует конструкторское творчество, подводит детей к пониманию схем, планов, чертежей, способствует расширению словарного запаса, который потом входит в повседневное использование в речи.

Особое место среди игр, направленных на развитие логического мышления, занимают игры-головоломки на составление плоскостных изображений различных предметов быта, животных, птиц, растений, людей, домов, кораблей. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Квадрат Пифагора», «Пентамино».

Игры на плоскостное моделирование начинают применять с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям доступны простые игры со счётными палочками, геометрические мозаики, блоки Дьенеша. В средней группе добавляются палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори, квадрат Воскобовича, «Монгольская игра», «Дроби», «Сложи квадрат», «Танграм», «Тетрис». В старшей группе задания многих игр выполняют на время, появляются игры доступные детям старшего возраста «Прозрачный квадрат», «Волшебный квадрат». В подготовительной к школе группе находят применение игры из серии мировых головоломок «Вьетнамская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамимо», «Волшебный круг».

К каждой игре-головоломке прилагаются схемы изображения силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить, так как последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта.

Очень часто в своей работе используем головоломки со счетными палочками, которые называются задачами на смекалку геометрического характера. Где в ходе решения задачи необходимо преобразовать одну фигур в другую, но при этом нельзя их решить усвоенным ранее способом.

Игра «Палочки Кюизенера» предполагает варьирование длины деталей предметов, когда счетные палочки всегда одной длины. С помощью палочек Кюизенера дети могут творчески походить к знакомым заданиям. Например, из счетных палочек раньше делали домик квадратный или прямоугольный, а теперь есть возможность создавать домики более разнообразные.

«Квадрат Воскобовича», уникальная конструкция которого позволяет видоизменять квадрат в огромное количество плоских и объёмных фигур с различным рисунком, знакомит детей с разными видами сложения квадрата: по диагонали, пополам, отгибать углы у квадрата.

Работа с играми на плоскостное моделирование начинается с уточнения представлений детей о свойствах и качествах материалов.

На первом этапе знакомства с играми, дети приобретают практический опыт в составлении новых фигур из других фигур набора по образцу. У детей формируется умение составлять фигуры по устному заданию и по замыслу.

Следующий шаг — это работа с образцом, разделенным на части. Сначала надо внимательно рассмотреть образец, проговорить из каких частей он состоит, и только потом дети приступают к самостоятельному составлению фигуры. Затем составленную фигуру ребенок сравнивает с образцом. Постепенно дети осваивают умение расчленять фигуру на части, умение видеть пропорциональное соотношение частей фигуры, и самое главное, проговаривают (анализируют) свои действия. Важно помнить, что речь и мышление тесно связаны. Не только мышление развивает речь, но и речь, и особенности усвоенного языка влияют на процессы мышления.

Третий этап — основной (доступен детям 6–7 лет). Детям предлагают рассмотреть образец, зрительно разделить фигуры на части, определить расположение одних частей относительно других. Ребенок высказывает предположения, доказывает свою точку зрения, рассуждает.

Важно научить ребенка на основе зрительного анализа формы фигуры и ее частей планировать решение задачи, предвидеть результат. Если появляются трудности в воспроизведении образца, педагог еще раз совместно с ребенком анализирует образец.

На заключительном этапе ребенок самостоятельно составляет фигуры на заданные темы и зарисовывает схемы. Дети с большим удовольствием придумывают изображения предметов и обмениваются со сверстниками. Дети чувствуют себя творцами и созидателями.

При систематическом использовании дидактических игр-головоломок у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах, они легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.

И только при активном сотрудничестве родителей и педагогов можно добиться положительных результатов в развитии логического мышления детей. И поэтому родителям необходима квалифицированная помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит, к безрезультативности воспитания.

С этой целью в нашей группе была проведена тематическая неделя под девизом «Игра — это интересно», что способствовало созданию мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процессе создания совместных игр-самоделок, направленных на развитие логического мышления у детей.

Для родителей были проведены:

– Семинар-практикум «Игры-головоломки на плоскостное моделирование. Зачем они нужны?»;

– памятки «Этапы обучения детей играм», «Как играть с детьми в игры — головоломки»;

– папки-передвижки «Играем вместе»;

– рекомендации по изготовлению игр своими руками; проведению совместной с ребенком обучающей игры;

– медиатека «Схемы к играм».

Таким образом, во время нашей совместной работы, родители пополнили свои знания о влиянии дидактических игр с математическим содержанием на всестороннее развитие ребенка. Они познакомились с эффективными методами обучения детей и подготовке их к учебной деятельности. В результате чего появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми, и они стали стремиться к контактам с педагогами.

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. — М.: «Мозаика-синтез», 2006.
  2. Белошистая А. А. Знакомства с геометрическими понятиями // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — С. 8–9.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 2001.
  4. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 2002.
  5. Шехирева Е. В. Плоскостное моделирование. — Пермь, 2012.