Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ли, Е. Л. Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности / Е. Л. Ли, Г. Е. Баграмова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16051/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Ключевые слова: специальная школа, патриотическое воспитание, проектный метод, технологии.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в республике Казахстан является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания . Поэтому при формировании личности учащихся с ограниченными возможностями развития, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад в этот процесс должна внести именно современная специальная школа.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной специальной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося с ограниченными возможностями. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности. Воспитывая учащихся на национальных традициях, мы можем развить у них национальное самосознание, дать учащемуся почувствовать себя частью целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Воспитанники с ограниченными возможностями развития обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту, они испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества с окружающими. Данные наблюдений показали низкий уровень сформированности у воспитанников представлений о родном городе, о национальных традициях народов Казахстана. Следовательно, необходима работа по поиску наиболее эффективных средств, инновационных и альтернативных форм и методов организации воспитательного процесса с учётом особенностей в развитии воспитанников.

Учитывая своеобразие развития, мы определили проектный метод, как наиболее целесообразную форму и средство формирования нравственно- патриотических чувств. Важными задачами проектной деятельности стало вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, которая активизирует у них процесс познания, стимулирует инициативу каждого воспитанника, повышая тем самым его социальный статус, а также содействует развитию его коммуникативных навыков. В формате реализации Программы «Рухани жаңғыру» нами были определены задачи работы по патриотическому воспитанию:

− знакомство воспитанников с ограниченными возможностями с культурой страны, народа, родного города: с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

− создание развивающей предметно-пространственной среды в школе, способствующей приобщению воспитанников к народной культуре;

− привитие активного интереса к казахскому языку;

− повышение мотивации в воспитании патриотических чувств через проектную деятельность.

Знакомя воспитанников с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами, а также народными праздниками и обрядами казахского народа был разработан алгоритм деятельности учащихся над проектом и составлению презентаций.

Одним из условий ознакомления учащихся с культурными традициями — это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенной развивающей предметно — пространственной среды, обеспечивающей погружение воспитанников в социально-культурный опыт народа. В ходе проектной деятельности использовалась музейная технология, задачей которой является наилучшее педагогическое использование музейных предметов для развития личности воспитанника с ограниченными возможностями развития. В многообразном процессе освоения ребёнком знаний о прошлом своего города, о традициях и обычаях народов Казахстана музей занимает особое место. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности воспитанника одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей, как окно в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями расширяет границы взаимодействия личности с обществом, развивает его образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу. Музей — незаменимый инструмент адаптации воспитанников к окружающему миру, с его помощью у него расширяется словарный запас, развивается связная речь, мышление и т. д.

Экскурсии в краеведческий музей нашего города, в музей космонавтики, музей изобразительного искусства, в Областной архив способствовали образному познанию мира, помогли сформировать представления о «малой Родине», о людях, прославивших её. Те живые впечатления, которые дети получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения художественной литературы, рассматривания альбомов, слайдов, просмотра

В процессе проектной деятельности широко использовалась технология «Река времени». Основной развивающей задачей исследований — путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени — от прошлого к настоящему). Данная форма работы не только интересна и доступна школьникам с ограниченными возможностями, но является той формой, которая позволяет дать воспитанникам представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Гармоничное использование современных технологий с традиционными средствами развития учащихся позволило участникам воспитательного процесса создать такие проекты как: «Мой город Караганда», «Наурыз — праздник обновления», «История моей семьи», «Герб моей страны», «Традиции казахской юрты. Реализация проектов по этнокультурной тематике способствовала развитию познавательных способностей у воспитанников, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной казахской культуре. Высокая эмоциональная насыщенность проектной деятельности, постоянная опора на интерес — все это дает положительный эффект в работе по формированию у школьников представлений о казахской народной культуре. У большинства воспитанников выработался устойчивый интерес к знаниям о казахской народной культуре, сформировался необходимый минимум исторических знаний; оформились чувства национального достоинства.

Таким образом, созданная в школе-интернате система по приобщению школьников с ограниченными возможностями развития к истокам казахской народной культуры через проектную деятельность позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому воспитаннику, способствует коррекции особенностей психофизического развития.

Результаты наблюдений конечного мониторинга показали положительную динамику в формировании представлений о родном крае. Проектная деятельность способствовала развитию познавательных интересов, формированию навыков исследовательской деятельности, самостоятельности, появилось умение планировать свою деятельность, работать в коллективе. У воспитанников повысился познавательный интерес к народным обычаям и традициям, появилось устойчивое желание больше узнать о Родине. В ходе реализации проектной деятельности с использованием технологий «Река времени», музейной технологии учащиеся познакомились с культурой страны, народа, родного города: с казахскими народными обычаями, обрядами, праздниками, казахским народным творчеством, искусством.

Литература:

  1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК
  2. Закон РК о госсимволах
  3. Программа «Рухани жаңғыру»
  4. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 706–709.
  5. Селиванова, И. В. Формы и методы работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с народными традициями Урала / И. В. Селиванова. — Текст: электронный // Всероссийский сетевой педагогический журнал «Современный урок»: [сайт]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/6695 (дата обращения: 29.09.2020).

Ключевые слова

технологии, патриотическое воспитание, проектный метод, специальная школа