Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки и празднования 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Автор: Волкова Александра Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.07.2020
Статья просмотрена: 483 раза
Библиографическое описание:
Волкова, А. А. Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки и празднования 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / А. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15985/ (дата обращения: 14.11.2024).
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Разрабатывая настоящую Концепцию, учитывались основные тенденции в развитии современного Российского общества:
– социальная ситуация в обществе;
– появление новых требований со стороны общества к личности;
– внедрение в жизнь подрастающего поколения чуждых ему духовных ценностей и забвение отечественной истории, культуры, традиции.
Таким образом, выделяются следующие цели и задачи в аспекте патриотического воспитания:
Цели
Главная её цель — создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, готовностью отстаивать её интересы.
Задачи:
– содействие формированию у молодого поколения чувства гордости, глубокого уважения к исторического наследию государства;
– распространение в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, приобщение к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям;
– развитие у участников программы навыков активной социально-значимой деятельности;
– организация содержательной, активной, общественно-полезной, созидательной досуговой деятельности детей и подростков;
– приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности;
Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки и празднования 75 летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов выстраивалась согласно утвержденной подпрограмме гражданско — патриотического воспитания школьников, реализация которой проводится через
– музейно-поисковую работу учащихся,
– сотрудничество с Советом ветеранов,
– работу казачьих классов и Юных Жуковцев.
– учебный процесс (уроки истории России, мира, обществознания, краеведения, права)
– внеурочную воспитательную работу: кружки, выставки, экскурсии, конкурсы, акции, соревнования.
Важной составляющей всей воспитательной работы в МБОУ СОШ № 52 является военно-патриотическая работа, поэтому её организации уделяется серьёзное внимание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствуют формированию гражданской позиции, воспитывают чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему мероприятий военно-патриотической направленности, музейно-поисковую работу учащихся, сотрудничество с ветеранскими организациями, через тимуровскую работу школьников.
Условиями для реализации задач воспитательной работы по патриотическому воспитанию являются:
– наличие доверия личности обществу и общества личности;
– уважение, соблюдение и охрана прав личности;
– предоставление возможностей для развития и реализации личностью собственных способностей, потребностей, жизненных целей.
– владение информацией: -о всех подростках участниках воспитательного процесса по патриотическому воспитанию;
Воспитательная работа направленная на формирование у воспитанников патриотических чувств нацелена на формирование следующих черт характера :
– нравственности личности;
– проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине — с целью улучшения себя и окружающей жизни;
– законопослушность;
– патриотизма (любовь к Родине, поселку , школе, семье);
– гражданственности (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
– активной жизненной позиции;
– нравственности;
– творчества (раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
Ключевыми понятиями в практической деятельности являются:«нравственность», «личность», «доверие», «патриотизм», «самовыражение», «индивидуальность», «системный подход».
Пути реализации:
– через учебный процесс (уроки истории России, мира, обществознания, краеведения, права)
– через соединение системы дополнительного образования со школьной системой гражданско-патриотического воспитания;
– через внеурочную воспитательную работу: объединения, кружки, выставки, фестивали, экскурсии, конкурсы, акции, соревнования;
– через внешкольную работу: связь с музыкальной школой, художественной школой, поселковой библиотекой, музеем ст. Северской, Советом ветеранов пгт. Ильского;
– через работу с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, выставки, конкурсы.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
– создание системы гражданско-патриотического воспитания;
– обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
– в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
– в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
– в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
– в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
В.В. Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы. «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы», — говорится в тексте указа.
«Особым направлением в этой работе считаю патриотическое воспитание молодежи, потому как тех, кто воевал, уже практически не осталось. Современное поколение должно знать и помнить о дедах и прадедах — кто ценой своей жизни позволил нам жить. Поэтому проведение в России Года памяти и славы — отличная возможность еще и еще раз напомнить о подвигах наших предков», — отметил Вениамин Кондратьев. Поэтому главный акцент в 2019-2020 учебном году был направлен на реализацию плана воспитательных мероприятий, посвященных Году памяти и славы к 75-летию Великой Победы, это- культурно-массовые, информационно-просветительские, социально значимые, памятно-мемориальные мероприятия.
Самые масштабные мероприятия прошли в рамках оборонно-массовой и военно-патриотической работы: В целях проведения Всероссийской акции "Блокадный хлеб" 23-24 января в школе в фойе первого этажа оформили выставку плакатов «900 дней блокады», посвященной блокаде Ленинграда, лидеры ученического самоуправления совместно с представителями администрации поселка Ильский посетили ребенка войны, участницу блокады Гречко Валентину Михайловну , зачитали ей пожелания учащихся 3-6 классов, на память вручили рисунки и открытки. Совет старшеклассников подготовили листовки "Блокадный хлеб" для проведения общешкольной акции "Блокадный хлеб". Классные руководители 1-11 классов провели для учащихся 1-11классные часы «Прошла беда», — снятие блокады Ленинграда» и тематические встречи «Мы помним!», «900 дней мужества и стойкости», «Дети блокады»». В каждом классе продемонстрирована презентация «Блокада. Голоса», в которой показаны документальные фото- и видеоматериалы, письма жителей города, воспоминания выживших, блокадный Ленинград глазами очевидцев. В библиотеке организованы тематическая книжная выставка: «Прорыв блокада Ленинграда», «Дети блокадного Ленинграда». Учащиеся 1-10 -х посетили поселковые мероприятия в рамках акции «Блокадный хлеб», организаторы воссоздали эпоху военного времени.
Надолго запомнятся учащимся школы акции «Времен связующая нить», «Есть такая профессия — Родину защищать» -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Суздаловой Марией Францевной, офицером афганской войны Каменевы Анатолием Ивановичем, офицером запаса вооруженных сил России Ерохиным Иваном Федоровичем.
В марте учащиеся 8 «А»,8 «Б» классов под руководством учителя технологии Алимовым Романом Сергеевичем провели операцию «Подвиг в камне и бронзе» — трудовая вахта памяти по благоустройству памятников, героев Великой Отечественной войны, павших при освобождении станицы Ильской. Классными руководителями организованы экскурсии в город — герой Новороссийск, посещение г. Тимашевска, дома-музея семьи Степановых, экскурсии по памятным г. Краснодара, город — герой Севастополь. В течение года на уроках мужества проводилась акция «Военный кинозал», «Посылка солдату», «Ваше слово, ветераны» (посещение Совета ветеранов пгт. Ильского, музея ст. Северской), «Времен связующая нить», «Связь поколений», «Поздравь ветерана». В январе проведен общешкольный конкурс рисунков «Наша славная военная техника», реализован общешкольный проект «Мои родные и близкие на службе Отечеству!», «Наша Победа!», охват учащихся составляет 545 человек. Школьным библиотекарем организована выставка плакатов «Воинской славе, доблести и чести посвящается», проведены мероприятия в 1-7-х классах «Дорогая сердцу книга о войне»; урок — конференция по произведению «Сын полка», библиотечный урок по произведениям: «Хлеб той зимы», «Четвертая высота».
Традиционно прошли общешкольные мероприятия, концерты для ветеранов, 11 февраля конкурс чтецов «Наследники Победы», для 2-10 классов по решению жюри победителями стали: Куракина Арина, ученица 5 «А» класса, Лукашова Виктория ученица 8 «А» класса, Бакир Марям, ученица 9 «Б» класса- победители конкурса выступили на районном конкурсе чтецов стихов о войне, где Лукашова Виктория заняла первое место, Бакир Марям стала призером конкурса. 20 февраля состоялся фестиваль песен о войне «Битва хоров. «Ранен в бою, статен в трою!», среди учащихся 1-4 классов, в котором приняли участие 235 учащихся 1-4 классов, по решению жюри все участвующие классы были награждены грамотами:
– В номинации «За яркость исполнения песни» грамотой награждены учащиеся 3 «А» класса.
– В номинации «За артистизм в исполнении песни» грамотой награждены учащиеся 3 «Б», 1 «А» классов.
– В номинации «За патриотичность в исполнении песни» грамотой награждены учащиеся 4 «Б», 1 «Б» классов.
– В номинации «За творческий подход в исполнении песни» грамотой награждены учащиеся 4 «А» класса.
– В номинации «За создание художественного образа» грамотой награждены учащиеся 2 «А» класса.
– В номинации «За самое эмоциональное исполнение песни» грамотой награждены учащиеся 2 «Б» класса.
21 февраля состоялся конкурс литературно- музыкальной композиции «Песня в солдатской шинели», среди учащихся 5-11 классов, по решению жюри победителями стали: 5 «Б», 8 «Б» класс в среднем звене, 9 «А» класс в старшем звене; призерами были признаны 6 «А», 7 «Б», 9 «Б», 10, 11 классы.
На дистанционном обучении проведен цикл мероприятий Декады памятипосвящённые Году памяти и славы, 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. В школе реализуется проект «Имя героя школе», презентация размещена на школьном сайте https://ilskaya-school52.obr23.ru/item/387502; участвуя во всероссийских акциях «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/;«Лица Победы» https://historydepositarium.ru/;«Правнуки победы» https://www.ruy.ru/pravnuki-pobedy/, учащиеся школы рассказывали, размещали фотографии о подвигах героев своих семей, близких и родных, участниках Великой Отечественной войны.
В онлайн — режиме были проведены общешкольные мероприятия: онлайн-проект «Правнуки победы», ученики 1–11 классов размещали записи видеороликов собственного исполнения стихов о войне, онлайн-акция рисунков «Победа дедов-наша победа», самыми активными стали учащиеся 2- 11х классов, 27 апреля стартовал проект «Герои моей семьи», учащиеся рассказывали о героях семей в ВОВ. Силами учеников и их родителей сняты короткие видеоролики с поздравлением и словами благодарности тем, кто защищал Родину, все работы были опубликованы в социальных сетях «ВКонтакте» https://vk.com/club188906040, активными участниками стали учащиеся 2–9-х классов. 7 мая стартовал проект «#Окна_победы», активными участниками стали учащиеся1–8 классов — родители совместно с детьми украсили окно своего дома рисунком о победе и словами благодарности, и выложи фото в соцсети с хеш-тегом #Окна_победы.
Также в качестве онлайн –уроков были проведены виртуальные экскурсии в музеи Боевой славы, туры по музею Военной академии. https://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/virtual_tours.htm; классные часы «Урок Победы», видеоуроки ко Дню Победы «Дорогами мужества»: https://videouroki.net/blog/vidieourokko-dnm-pobiedv-doroghami muzhiestva.html.Эти мероприятия показали 100 % активности учащихся.
В течение года осуществляла работу школьная музейная комната «Восхождение» под руководством учителя истории Кочубеевой Г.В. Силами учащихся 6–8-х классов для учащихся 1-5-х классов подготовлены и проведены экскурсии на тему «Имя героя — О Негрецком П.А.», «История СОШ № 52», «А. Кистерев», «Лица Победы», «Война в станице Ильская», «Семь жемчужин в станице Ильская», «Ветераны пгт. Ильский». Кружковцами кружка Музееведение разработаны обзорные экскурсы в историю Кубани и России: «Куклы –обереги Кубани», «Георгиевская ленточка», «Патриотическими тропами», «Памятники Северского района», «Война в моей семье», «О героях былых времен», «Герои Кубани», «Блокада Ленинграда», «Великая Отечественная война в Ильской».
За учебный год проведено 370 Уроков Мужества — первую и четвертую неделю формы проведения Уроков педагоги выбрали самостоятельно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся — это литературная гостиная; Уроки — презентации: «Пионеры -герои», «Герои Сталинградской битвы», «Что такое подвиг?», «Маленькие герои большой страны», «Имя героя», «Памятник Неизвестному солдату», «Освобождение Северского района», «Партизанское движение на территории Севрского района», «Голубая линия», «Малая земля»; операция под командованием Цезаря Куникова, «28 Панфиловцев», «Кубань в лицах», «Пионеры –герои Кубани. Дети недетской судьбой!», «Материнский подвиг. Степанова Епистиния Федоровна» и т.д.
В школе функционирует детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение Юнармия, 8 «А», 8 «Б» 11 классы. Главной целью работы отряда является создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств. В работе отряда принимают активное участие зам. директора по ВР Волкова А.А., классные руководители 7-х классов Обухова И.А., Барзылович К.И., учитель ОБЖ Алимов Р.С.
Ученики 8-х классов члены движения в свободное от учёбы время будут принимают участие в гражданско-патриотических, культурных и спортивных мероприятиях, в соответствии с графиком несли Почётную вахту Памяти на Посту № 1 у мемориала Вечный огонь пгт Ильского .
Все проведенные воспитательные мероприятия дали возможность школьникам прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за Родину, проявить уважение к ветеранам.