Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андронова, О. В. Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей / О. В. Андронова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15949/ (дата обращения: 19.01.2021).



В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Ключевые слова: ребёнок раннего возраста, недоразвитие речи, логопедическое обследование, формирование речи, родители, просветительская работа.

Важнейшая характеристика созревания человека — это формирование у него речи. Этот процесс происходит по-разному и зависит от многих факторов. Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. А если по каким — то причинам имитация или языковая деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем, у ребёнка отмечается недоразвитие речи в разной степени.

Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни — это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: внутренних и внешних. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке моторного и психо — речевого развития ребёнка в целом.

Дети, имеющие в анамнезе такие неблагоприятные факторы, как внутриутробная патология (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности), повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), наследственные факторы (хромосомные нарушения и генные изменения), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови, относятся к группе риска. Так как такая патология приводит к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга (ММД), для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность. Поэтому, преодоление задержки темпов речевого развития органического характера, значительно затруднена, и требует специально организованной коррекционной работы. В этом случае ранняя диагностика и коррекция оказывается наиболее эффективной.

Как пример можно привести такое речевое нарушение, как стёртая дизартрия. Она встречается в логопедической практике довольно часто. Стёртая дизартрия может наблюдаться у детей, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе постнатальную энцефалопатию (ПЭП) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения ребёнка. В этом случаи, стёртая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Для стёртой дизартрии характерны фонетико — фонематические нарушения, нарушения просодики, нарушения лексико — грамматических компонентов речи, а также нарушение артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук.

Дети, имеющие такое речевое нарушение, часто обращаются на консультацию к логопеду после четырёх, а то и пяти лет. Так как несмотря на то, что такие дети в первый год жизни находятся под наблюдением невролога с диагнозом ПЭП, после одного года у большинства этих детей не наблюдается проблем со здоровьем. Особенно если у ребёнка нет явных двигательных расстройств. И невролог их больше не наблюдает. Он считается здоровым. Такого ребёнка ни невролог, ни педиатр не направляют к логопеду на консультацию. Только когда родители начинают беспокоиться по поводу нечёткости звукопроизношения речи у ребёнка, отсутствия хорошей модуляции голоса, моторной неловкости рук, иногда жалуются на значительную саливацию у ребёнка, только тогда они приводят его на консультацию к логопеду.

Как мы знаем, мозг ребёнка раннего возраста обладает значительной пластичностью и достаточными компенсаторными резервами. И было бы правильным, если бы такой ребёнок был направлен на обследование к логопеду ещё в возрасте до одного года. Тогда, на основании его анамнеза, изучения медицинских исследований, своего логопедического обследования, специалист, оценив возможные риски появления у ребёнка речевого недоразвития, дал бы рекомендации родителям по формированию предпосылок развития речи их ребёнка, ответил на интересующие их вопросы. А главное мотивировал родителей на дальнейшее сотрудничество со специалистами. Так как только совместные усилия врачей, дефектологов и родителей может максимально смягчить последствия поражения головного мозга и развития в дальнейшем негативных проявлений при формировании речевой функции. Поэтому, считается целесообразным, проведение раннего логопедического обследования детей, имеющих в анамнезе органические повреждения головного мозга.

К внешним условиям, неблагоприятно влияющим на речевое развитие ребёнка, следует отнести:

– отсутствие эмоционально-положительного окружения.

– нервно-психическое здоровье семьи;

– индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность);

– недостаточное внимание к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. В этих случаях у ребёнка не формируется мотивация речевого общения.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания ребёнка, даёт достаточно быструю динамику и практически полную коррекцию всех компонентов речи. Другими словами, чем раньше организовать правильное речевое окружение ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего речевого и личностного развития. И логопед может помочь в этом родителям. Он расскажет, как организовать эту речевую среду для ребёнка, подскажет, как правильно установить эмоциональное общение родителей с ребёнком.

Поэтому очень важно вести просветительскую работу среди родителей детей раннего возраста. В детских поликлиниках обязательно нужно размещать информационные стенды для родителей, на которых размещена информация о предпосылках формирования речевой функции у детей с 0 до 6 месяцев, о динамике формирования речи у детей с 6 месяцев до 1,5 лет и основных этапах развития речи с 1,5 до 6 лет. А также экспресс-тест с указанием признаков неблагополучного развития речи у ребёнка от 1 года до 3 лет. Чтобы родители детей могли ознакомиться с этой информацией, сравнить свои наблюдения за ребёнком. Так же смогли самостоятельно определить: развивается речь их ребёнка с задержкой и им срочно нужно обратиться к специалистам, в частности к логопеду, или речь их ребёнка развивается благополучно. Так как у родителей нередко бытует мнение, о том, что невнятная речь ещё маленького ребёнка со временем пройдёт сама собой. Но как показывает практика, к сожалению, этого не случается. Если, прочитав экспресс-тест, родители определят, что у их ребёнка нет предпосылок к недоразвитию речи, но они хотели бы получить консультацию у логопеда, провести обследование своего ребёнка, то им нужно дать такую возможность. Логопед проведёт обследование и подскажет родителям, на что нужно обратить внимание при формировании речи их ребёнка. Рассказать им о различных приёмах и методиках позволяющих преодолевать негативные проявления в формировании речи ребёнка.

Для специалиста важно, динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности ребёнка в процессе неоднократного обследования. Осуществляя такое наблюдение за ребёнком в динамике, логопед, более точно и своевременно сможет сориентировать родителей в нужном направлении. При последующих посещениях важно акцентировать внимание родителей на положительные изменения в речевом развитии их ребёнка, под влиянием совместных усилий логопеда и самих родителей.

Как показывает практика в тех учреждениях, где ведётся активная просветительская работа логопедов среди родителей, при поддержке педиатров и невропатологов, родители охотно приводят своих детей на логопедическое обследование, уже начиная с одного года. Они активно интересуются, как можно развивать речь ребёнка, начиная с раннего возраста. Так же интересуются литературой, которую можно прочитать и узнать о раннем психо — речевом развитии детей, в какие развивающие игры можно играть с ребёнком.

Подводя итог вышеизложенному, видно, что логопедическое обследование детей, начиная с раннего возраста и своевременная просветительская работа с родителями детей, не теряет своей актуальности. И является наиболее эффективной формой преодоления речевых нарушений у детей.

Литература:

  1. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2007.
  2. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, родитель, ребенок, стертая дизартрия, логопед, логопедическое обследование, недоразвитие речи, просветительская работа, речевое развитие, родитель детей.

Ключевые слова

родители, формирование речи, ребёнок раннего возраста, недоразвитие речи, логопедическое обследование, просветительская работа

Похожие статьи

Консультативно-просветительская работа с родителями детей...

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала «Диагностические материалы для оказания

Развитие речи детей 2–3 лет» и др. Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста.

Просветительская работа учителя-логопеда ДОУ в группах...

Ежегодное плановое речевое обследование детей 4–5 лет в нашем ДОУ показывает, что количество детей с различными нарушениями речи растет.

Речевой диагноз детей, зачисленных в группу с ТНР — Общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровня.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях...

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Среди таких детей значительное число составляют дети со стертой дизартрией, коррекционная работа с которыми имеет важное социальное значение. Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией можно отметить нарушения темпа речи.

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный...

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

Логопедическое обследование произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова у детей 2–4 лет. [1]. Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста...

Особенности логопедической работы с детьми раннего...

В дальнейшем, при работе с детьми раннего возраста, поступившими на реабилитацию в отделение коррекционной педагогики, перед логопедом в зависимости от уровня общего и речевого развития детей ставятся следующие задачи: 1) Развитие понимания обращенной...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы. Участниками программы являются дети 4–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи...

Похожие статьи

Консультативно-просветительская работа с родителями детей...

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала «Диагностические материалы для оказания

Развитие речи детей 2–3 лет» и др. Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста.

Просветительская работа учителя-логопеда ДОУ в группах...

Ежегодное плановое речевое обследование детей 4–5 лет в нашем ДОУ показывает, что количество детей с различными нарушениями речи растет.

Речевой диагноз детей, зачисленных в группу с ТНР — Общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровня.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях...

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Среди таких детей значительное число составляют дети со стертой дизартрией, коррекционная работа с которыми имеет важное социальное значение. Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией можно отметить нарушения темпа речи.

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный...

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

Логопедическое обследование произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова у детей 2–4 лет. [1]. Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста...

Особенности логопедической работы с детьми раннего...

В дальнейшем, при работе с детьми раннего возраста, поступившими на реабилитацию в отделение коррекционной педагогики, перед логопедом в зависимости от уровня общего и речевого развития детей ставятся следующие задачи: 1) Развитие понимания обращенной...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы. Участниками программы являются дети 4–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи...