Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, май 2020)

Дата публикации: 15.04.2020

Статья просмотрена: 1385 раз

Библиографическое описание:

Васюкова, О. Н. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / О. Н. Васюкова, С. Б. Сабирова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15780/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание младших школьников, физическая культура и спорт, военно-патриотическое воспитание, клубный час, квест-игра, метод проектов.

Руководить нравственным воспитанием, это значит, создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.

В. А. Сухомлинский

Душа каждого человека — зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа — во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.

Школа — это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребенка, и приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. А также школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ряде документов:

– В «Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.

– В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г.

– В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования.

Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания детей, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других, и учить этому детей, воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, развивать нравственные качества.

Иными словами, нужно воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного будущего гражданина России. Я считаю, что физические упражнения, игры и уроки могут внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать развитию нравственно — волевых качеств (выдержки, настойчивости, решительности), инициативности, самостоятельности с помощью физической культуры и спорта.
  2. Развивать у детей психофизические качества (терпение и выносливость при занятии спортом, желание достигать результата).
  3. Побуждать детей на примере героев художественных произведений проявлять такие духовно — нравственные качества как: умение выстраивать стратегию и смело реализовывать ее в жизни; проявление дружеских и доброжелательных отношений друг к другу; оказание взаимопомощи; принятие сверстника таким, какой он есть, и быть достойным гражданином своей страны.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания младших школьников может, осуществляется посредством разных форм и методов работы. Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему упражнений и игр с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача.

Важным компонентом в младшем школьном возрасте является подвижная игра. Которая играет большую воспитательную роль в плане духовно-нравственного развития детей: сдержать свои желания, чтобы не толкнуть соперника в игре; не рассмеяться над неудачей своего товарища; помочь тому, кто упал, пожалеть товарища, если он упал и ему больно; соблюдать правила игры — всё это позволяет воспитывать подвижная игра.

Большую роль в формировании духовно-нравственного потенциала младших школьников я отвожу ознакомлению с культурой и традициями народов России. В урок, спортивные праздники включаю народные игры, в процессе которых дети познают игровой опыт прошлых поколений. В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. Я стараюсь вызвать у детей желание обладать такой же силой, ловкостью, выносливостью, как у былинных героев, проявлять смекалку, выдержку, находчивость как герои русских сказок. Таким образом, радость движения мы сочетаем с духовным обогащением детей.

Особым успехом пользуются игры народов Севера: «Ручьи и озера», «Льдинки, ветер и мороз»; подвижная ненецкая игра «Ловись рыбка», «Прыжки через нарты»; якутская игра «Ястреб и утки»; долгана-ненецкая игра «Хейро», «Ловля Оленя» и другие. Прежде чем разучить новую народную игру, мы с детьми кратко знакомимся с культурой и бытом того или иного народа. Таким образом, радость движения сочетаем с духовным обогащением детей.

Большой воспитательный эффект на ребенка оказывают спортивные праздники и развлечения, они входят в жизнь ребенка ярким событием и остаются в памяти надолго. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Становятся доброй традицией проведение такого спортивного праздника как «Спартакиада «Северные старты», или спортивного праздника «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки», который я провожу во время рождественских колядок.

Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания младших школьников я выделяю военно-патриотическое воспитание. Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля — День Защитника Отечества, 9 мая –День Победы(Приложение 1). Эти праздники, с моей точки зрения, оказывают наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств младших школьников.

С большим азартом и вдохновением участвуют дети и в спортивных развлечениях разной тематики: «Бравые солдаты», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Выходи скорей во двор», в основе которого лежат игры, знакомые нам с детства, в которые мы играли во дворах (резиночка, классики, «Казаки-разбойники» и т. д.).

Современные технологии я активно использую для эффективного решения задач нравственного воспитания младших школьников в их двигательной сфере.

Квест-игра — это игра по станциям, которая требует от детей решение тех или иных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету. Такие игры способствуют развитию аналитических способностей, развитию фантазии и творчества и, конечно, нравственных качеств: дети учатся вместе находить какое-то решение, помогать друг другу, переживать за своих товарищей.

Празднование дня Защитника Отечества в форме квест — игры «Как мальчишки богатырями стали» начиналось с общего построения. Детям раздавали план — карту маршрута игроки последовательно двигались по «станциям», решая различные задания (логические, творческие, двигательные). После прохождения каждой станции («Застава», «Разведчики», «Силачи» и др.), команда получала пакет со следующим направлением и двигалась к следующему заданию. Таким образом, выполнив все задания, пройдя все препятствия, дети попадали в крепость к Воеводе, где происходило посвящение мальчиков в богатыри.

В результате данной игры совершенствуются физические качества бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются такие качества, как взаимопомощь, сопереживание, чувства коллектива.

Клубный час. Как вы знаете, эта технология заключается в том, что дети могут в течение определённого периода времени перемещаться по параллельным классам, соблюдая определённые правила. Дети посещают различные станции, где находят себе занятия по интересам. В свою очередь, я совместно с воспитателями как учитель по физической культуре на своей «станции» организую различные народные, спортивные игры или какие-то состязания, эстафеты, знакомлю с традиционными играми народов Севера, играми наших бабушек и дедушек. Участвуя в играх и состязаниях, дети познают народную мудрость, учатся проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста.

В подготовке и организации клубных часов участвуют воспитатели, педагоги, а также родители, организуются различные «станции», где каждый по-своему формирует определённые знания детей, воспитывает их нравственные качества.

Традиционно в марте проходит клубный час «Твори добро на всей земле». Дети вместе со взрослыми учатся делать добрые дела: кто-то ремонтирует книжки, мастерят кормушки для птиц, а на станции «Сказочная» ребят ждут весёлые эстафеты с мамами.

Метод проектов — это, прежде всего метод развития творческого познавательного мышления. Но, вместе с тем, работа над проектом имеет большое значение и для формирования нравственных качеств младших школьников. Ведь дети не только познают что-то новое, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в работе над проектом.

В работе над проектом «Папа, мама, я — спортивная семья», были созданы условия для формирования у детей уважительного отношения к своим родителям, а взрослым участникам проект дал возможность передать свой опыт младшему поколению. Итогом проекта стал фестиваль подвижных игр с участием родителей и детей.

На таких мероприятиях создается определенный эмоциональный настрой от взаимного общения, у детей развивается чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании нравственных качеств.

Таким образом, благодаря данному направлению моей работы осуществляется эффективная реализация всех поставленных задач по нравственному воспитанию младших школьников. Которые не только физически развиты, но и приобретают активную гражданскую позицию, овладевают социальными ценностными, нравственными качествами и потребностью в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. –М., Айриспресс, 2002.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005 № 4.
  3. Лях В. И.и Зданевич А. А.; издательство «Просвещение», Москва — 2017г
  4. Погадаев Г. И., Мишин Б. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1–11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г.
  5. Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1–11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г.
  6. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи // Интернет-ресурс: http://www.nirsi.ru/100
  7. Спортивно-патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта//Интернет-ресурс: http://online.rae.ru/594
  8. Физическая культура и патриотическое воспитание // Интернет-ресурс: http://rusbiathlon.ru/health/id25771
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, игра, качество, физическая культура, клубный час, нравственное воспитание, школьник, военно-патриотическое воспитание, подвижная игра.

Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, метод проектов, физическая культура и спорт, квест-игра, духовно-нравственное воспитание младших школьников, клубный час

Похожие статьи

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Похожие статьи

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...