Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шерстобитова, И. В. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками / И. В. Шерстобитова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15775/ (дата обращения: 23.11.2024).



Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

В последние годы вопрос развития интеллектуальных способностей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех ступеней системы образования.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Таким образом, перед педагогами детского сада встает проблема поиска новых интересных и эффективных способов для интеллектуального и творческого развития дошкольников.

Одним из таких новых способов решения данного вопроса я предлагаю использование в работе с дошкольниками нетрадиционных развивающих игр с деревянными палочками, изготовленными своими руками.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;

– разработать и апробировать комплекс развивающих игр с деревянными палочками для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (пособие «Палочки-выручалочки»);

– внедрить пособие «Палочки-выручалочки» в работу ДОО и семьи.

Практическая значимость пособия в том, что предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе не только в дошкольном учреждении, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Основные этапы работы над созданием пособия

Первый этап — изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.

Второй этапразработка системы развивающих игр (пособие «Палочки-выручалочки»).

Ниже перечислены названия и раскрыты содержания развивающих игр, изготовленные с помощью деревянных палочек и способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста:

«Головоломка», «Соотнеси по цвету», «Найди место цифре», «Разноцветные палочки», «Построй фигуру», «Домино», «Укрась коврик», «Закрой лишнее»

«Поиграем в сказку», «Семья» (кукольный театр), «Найди отличия», «Вверх — вниз, вправо — влево».

На первый взгляд может показаться, что все игры знакомые, традиционные, но, несмотря на это, новизна их заключается в том, что в процессе используется нетрадиционный раздаточный материал, с помощью которого проводится игра.

На третьем этапесоздавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр (пособия «Палочки-выручалочки») в процесс обучения. На занятиях и в свободной деятельности, индивидуальной работе использовались подобранные развивающие игры, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.

Для того, чтобы тема развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками заинтересовала педагогов и родителей мной были проведены:

– Мастер — класс «Волшебные палочки».

– Выступление на педагогическом совете и родительском собрании на тему: «Влияние развивающих игр на интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста».

– Распространение пособия «Палочки-выручалочки» среди родителей. Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали пособие домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями.

Хочу отметить, что в результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические и проблемные задачи. Использование развивающих игр способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих игр с использованием деревянных палочек очень велики, их активное нетрадиционное применение педагогом или родителем в работе с дошкольником позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2020)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.03.2020)
  3. Барсукова О. В. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — Стр. 744–746.
  4. Глушакова О. А., Дедова С. И. Веселые счетные палочки: Содействие.- 2011. — Стр. 76
  5. Митлина М. И. Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья. — [Электронный ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-schetnymi-palochkami/ (дата обращения 25.03.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, творческая способность детей, дошкольное учреждение, палочка, пособие, развитие, ребенок.

Похожие статьи

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Похожие статьи

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений