Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками
Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2020
Статья просмотрена: 659 раз
Библиографическое описание:
Шерстобитова, И. В. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками / И. В. Шерстобитова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15775/ (дата обращения: 23.11.2024).
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
В последние годы вопрос развития интеллектуальных способностей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех ступеней системы образования.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.
Таким образом, перед педагогами детского сада встает проблема поиска новых интересных и эффективных способов для интеллектуального и творческого развития дошкольников.
Одним из таких новых способов решения данного вопроса я предлагаю использование в работе с дошкольниками нетрадиционных развивающих игр с деревянными палочками, изготовленными своими руками.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
– изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;
– разработать и апробировать комплекс развивающих игр с деревянными палочками для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (пособие «Палочки-выручалочки»);
– внедрить пособие «Палочки-выручалочки» в работу ДОО и семьи.
Практическая значимость пособия в том, что предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе не только в дошкольном учреждении, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.
Основные этапы работы над созданием пособия
Первый этап — изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.
Второй этап — разработка системы развивающих игр (пособие «Палочки-выручалочки»).
Ниже перечислены названия и раскрыты содержания развивающих игр, изготовленные с помощью деревянных палочек и способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста:
«Головоломка», «Соотнеси по цвету», «Найди место цифре», «Разноцветные палочки», «Построй фигуру», «Домино», «Укрась коврик», «Закрой лишнее»
«Поиграем в сказку», «Семья» (кукольный театр), «Найди отличия», «Вверх — вниз, вправо — влево».
На первый взгляд может показаться, что все игры знакомые, традиционные, но, несмотря на это, новизна их заключается в том, что в процессе используется нетрадиционный раздаточный материал, с помощью которого проводится игра.
На третьем этапе — создавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр (пособия «Палочки-выручалочки») в процесс обучения. На занятиях и в свободной деятельности, индивидуальной работе использовались подобранные развивающие игры, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.
Для того, чтобы тема развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками заинтересовала педагогов и родителей мной были проведены:
– Мастер — класс «Волшебные палочки».
– Выступление на педагогическом совете и родительском собрании на тему: «Влияние развивающих игр на интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста».
– Распространение пособия «Палочки-выручалочки» среди родителей. Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали пособие домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями.
Хочу отметить, что в результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические и проблемные задачи. Использование развивающих игр способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих игр с использованием деревянных палочек очень велики, их активное нетрадиционное применение педагогом или родителем в работе с дошкольником позволит ребёнку успешнее учиться в школе.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2020)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.03.2020)
- Барсукова О. В. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — Стр. 744–746.
- Глушакова О. А., Дедова С. И. Веселые счетные палочки: Содействие.- 2011. — Стр. 76
- Митлина М. И. Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья. — [Электронный ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-schetnymi-palochkami/ (дата обращения 25.03.2020)