Результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации людей третьего возраста посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эртман, Е. В. Результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации людей третьего возраста посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность / Е. В. Эртман, А. В. Резникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15728/ (дата обращения: 21.04.2021).



В публикации отражены результаты опытно-экспериментальной работы в рамках проводимого эмпирического исследования по диагностике уровня ресоциализации людей третьего возраста.

Ключевые слова: ресоциализация, третий возраст, старшее поколение, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность.

Для определения качественного уровня ресоциализации людей третьего возраста на базе социально-досугового отделения № 2 СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», была проведена опытно-экспериментальная работа, положенная положена в основу реализации формирующего эксперимента. Цель эксперимента: проанализировать изменения уровня ресоциализации посетителей социально-досугового отделения № 2 при включении их в культурно-досуговую деятельность.

В контрольную группу вошли 14 человек — посетителей социально-досугового отделения СПб ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района» в возрасте от 58 до 70 лет, принимавшие участие в проведении текущего мероприятия в качестве зрителей. В экспериментальную группу также вошли 14 человек — представителей социально-досугового отделения в возрасте от 58 до 70 лет, принявшие участие в реализации культурно-досуговой программы по повышению уровня ресоциализации.

Диагностика уровня ресоциализации производилась в момент реализации регулярно проводимого на базе отделения мероприятия посредством наблюдения за участниками эксперимента и фиксированием данных с присвоением им численных показателей (оценок) в карту наблюдателя.

Результаты первого этапа проведения эксперимента с участием контрольной группы показали, что в рамках включения посетителей социально-досугового отделения № 2 в организацию культурно-досуговой деятельности без учета условий, способствующих улучшению работы ресоциализационного механизма, уровень ресоциализации был оценен как «средний»: из 56 максимально возможных баллов согласно карте наблюдателя было набрано 38 баллов, что составило лишь 68 % от 100.

Далее в деятельность социально-досугового отделения № 2 была внедрена культурно-досуговая программа по повышению уровня ресоциализации людей третьего возраста, в рамках которой был произведен учет условий, влияющих на улучшение работы ресоциализационного механизма. После проведения 6 занятий (вводная лекция-беседа, тренинг с привлечением штатного психолога, мастер-класс по бронированию авиабилетов, мастер-класс по бронированию ЖД-билетов, мастер-класс по бронированию гостиниц и отелей через метапоисковую систему) в рамках программы была произведена повторная диагностика уровня ресоциализации 14 посетителей отделения, составивших экспериментальную группу, посредством наблюдения за участниками эксперимента и фиксированием данных с присвоением им численных показателей (оценок) в карту наблюдателя согласно указанным ранее диагностируемым характеристикам.

Итоги проведения повторного наблюдения за экспериментальной группой показали, что по прошествии нескольких занятий в рамках предложенной посетителям культурно-досуговой программы уровень ресоциализации повысился на 14 %. Так, интересующий нас итоговый показатель составил 46 баллов — 82 % из 100, что в полной мере дает основания констатировать положительную динамику в изменении уровня ресоциализации посетителей социально-досугового отделения № 2 СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Московского района». Согласно установленной шкале уровень ресоциализации после внедрения в деятельность отделения разработанной культурно-досуговой программы был смещен к отметке «высокий» уровень, несмотря на незначительный перевес в преодолении границы между «средним» и «высоким».

Результаты проведенного эксперимента показали, что при учете условий, влияющих на успешность работы ресоциализационного механизма, вероятность повышения уровня ресоциализации людей третьего возраста заметно повышается. Так, на достаточный уровень ресоциализации и социальной адаптации к новым социокультурным и иным условиям представителей старшего поколения повлияли такие факторы, как:

  1. Комплексный подход к подбору используемых форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности, позволивший повысить влияние данного показателя на динамику ресоциализационного процесса в экспериментальной группе на 18 % относительно результатов в контрольной группе (Рис. 1):

Рис. 1. Результаты сравнения совокупности используемых форм и методов культурно-досуговой деятельности в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)

  1. Обеспечение и развитие социально-значимых связей и отношений личности, находящейся внутри малой социальной общности людей с ее лидером, участниками, окружающей действительностью и самим собой (проявление эмоциональной поддержки, лояльность, взаимопомощь, увлеченность процессом и т. д.), позволившее повысить влияние данного показателя на динамику процесса ресоциализации в экспериментальной группе на 12 % относительно результатов контрольной группы (Рис. 2):

Рис. 2. Сравнение результатов развития социально-значимых связей в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)

  1. Стимулирование социокультурной активности людей третьего возраста с учетом таких внешних и внутренних характеристик поведения, как наличие внутренней мотивации, положительная эмоциональная реакция на созданные условия, высокий уровень социальной коммуникации, перспективная заинтересованность в организации досуговой деятельности, приобретение и использование полученных актуальных теоретических знаний и навыков в ходе практической деятельности, позволившее повысить влияние данного показателя на динамику процесса ресоциализации в экспериментальной группе на 23 % относительно результатов в контрольной группе (Рис. 3):

Рис. 3. Сравнение результатов проявления социокультурной активности в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)

Для диагностики и изучения межличностных отношений внутри группы участников культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий» было осуществлено социометрическое измерение внутригрупповых социальных связей. Цель проведения: изучение внутригрупповых социальных связей между участниками программы.

По результатам проведения социометрического измерения, проводимого на втором занятии в рамках реализации культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий», был определен недостаточный уровень развитости социальных связей внутри группы, который нашел свое отражение в среднем значении социометрического статуса, равном 0,31, а также в характеристике ее участников, среди которых один из них получил статус «изолированного». При этом стоит отметить наличие трех взаимно-положительных выборов, которые во многом обусловлены предварительным установлением коммуникативных связей в рамках участия в иных мероприятиях и программах социально-досугового отделения № 2. По итогам проведения данного измерения было также установлено наличие 13 внутригрупповых социальных связей между участниками программы.

Затем в рамках проведения шестого занятия в контексте реализации культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий» было проведено повторное социометрическое измерение внутригрупповых социальных связей между участниками, которое позволило констатировать рост среднего значения социометрического статуса, равного 0,5; изменение статуса участников группы в положительную сторону: каждый из них приобрел статус «принятого», один из участников избавился от статуса «изолированного» соответственно; а также увеличение количества взаимно-положительных связей, число которых на момент повторного проведения измерения увеличилось на 1 единицу. Число же установленных социально-значимых связей увеличилось до 21. Полученные данные (Рис. 4) позволяют констатировать положительную динамику в процессе развития коммуникации внутри группы между ее участниками, что, несомненно, влияет на повышение уровня их ресоциализации.

Рис. 4. Динамика изменений межличностных отношений внутри группы участников культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий»

Полученные в ходе социометрического измерения и формирующего эксперимента данные позволяют сделать следующий вывод: гипотеза, о том, что организация культурно-досуговой деятельности может выступить эффективным средством ресоциализации людей третьего возраста при комплексном подходе к подбору используемых форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности, способствующих повышению уровня ресоциализации людей третьего возраста; обеспечении и развитии социально значимых внешних и внутренних связей в малой социальной общности людей третьего возраста; стимулировании социокультурной активности людей третьего возраста с учетом таких внешних и внутренних факторов, как мотивация, положительный эмоциональный фон, высокий уровень коммуникации, заинтересованность, приобретение и использование актуальных знаний и навыков, сформулированная нами в ходе проведения научного исследования, в целом подтверждена.

Литература:

  1. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — Москва: УРСС, 1999. — 704 с.
  2. Кон И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, человек третьего возраста, карт наблюдателя, Комплексный центр, Московский район, отделение, повышение уровня, процесс проведения эксперимента, учет условий.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами.

Эксперименты — это не только увлекательное занятие для детей, но и

В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности дети часто были не.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий для выявления эффективности

В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя, 50 родителей. Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по...

В экспериментальной группе улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4 человек, в том числе один человек

В экспериментальной группе основой эффект формирующего эксперимента сказался на понижении числа подростков, имеющих...

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового...

Данные контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольном группах показали, что ребята получили достаточно

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер, воспитательная работа, педагогический эксперимент...

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность... Факторы адаптации педагогических работников...

Критериально-диагностический аппарат и результаты...

Контрольная группа (выборка 82 человека) — учащиеся 7–10 классов

Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ

Результаты эксперимента. Учащиеся обеих групп прошли тестирование на выявление у них уровней...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста

В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.

В группе подобраны коллекции, раковин, бумаги, камней, гвоздей, пуговиц.

Большой интерес у детей вызывает проведение долгосрочных опытов.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами.

Эксперименты — это не только увлекательное занятие для детей, но и

В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности дети часто были не.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий для выявления эффективности

В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя, 50 родителей. Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по...

В экспериментальной группе улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4 человек, в том числе один человек

В экспериментальной группе основой эффект формирующего эксперимента сказался на понижении числа подростков, имеющих...

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового...

Данные контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольном группах показали, что ребята получили достаточно

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер, воспитательная работа, педагогический эксперимент...

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность... Факторы адаптации педагогических работников...

Критериально-диагностический аппарат и результаты...

Контрольная группа (выборка 82 человека) — учащиеся 7–10 классов

Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ

Результаты эксперимента. Учащиеся обеих групп прошли тестирование на выявление у них уровней...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста

В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.

В группе подобраны коллекции, раковин, бумаги, камней, гвоздей, пуговиц.

Большой интерес у детей вызывает проведение долгосрочных опытов.