Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у обучающихся Старорусского политехнического колледжа (филиала) Новгородского государственного университета
Авторы: Васильева Елена Николаевна, Карпова Светлана Евгеньевна, Нестеров Аркадий Юрьевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 31.01.2020
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Е. Н. Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у обучающихся Старорусского политехнического колледжа (филиала) Новгородского государственного университета / Е. Н. Васильева, С. Е. Карпова, А. Ю. Нестеров. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15589/ (дата обращения: 17.12.2024).
Старорусский политехнический колледж (филиал) ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» совместно со Старорусским филиалом Новгородского государственного объединенного музея заповедника на протяжении нескольких лет проводил цикл воспитательных мероприятий по патриотическому направлению, посвященных освобождению Старой Руссы, города воинской славы, от немецко-фашистских захватчиков. Данные мероприятия были направлены на воспитание уважения к героическому прошлому своего города, формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как героизм, патриотизм, развитие творческих способностей студентов, навыков устной речи, выразительного чтения.
При подготовке и проведении мероприятий были представлены такие формы работы со студентами, как:
− видеоролик «Письма огненных лет», основанный на письмах фронтовиков, воевавших под городом Старая Русса в годы Великой Отечественной войны, на Северо-Западном фронте, рушан, воевавших на других фронтах, в партизанском крае и подполье и других материалов из фондов музея Северо-Западного фронта г. Старая Русса. На этапе подготовки видеоролика были изучены и проанализированы подлинные письма военных лет, которые занимают особое место в фондах музея Северо-Западного фронта. Письма переданы в музей родственниками погибших участников Великой Отечественной войны, ветеранами войны, нашими современниками. Письма были адресованы родителям, женам, детям, землякам, друзьям, командирам, являются историческими документами и вошли в сборник «Письма огненных лет», изданный Новгородским музеем-заповедником в 2015 году.
Запись видеоролика проходила в музее Северо-Западного фронта, в съемке принимали участие родственники бойцов, чьи письма вошли в сборник, преподаватели и студенты колледжа. Одной из составляющих патриотического воспитания студентов является совместная с педагогами деятельность в проектах по данному направлению, оптимальное использование в процессе этой деятельности форм и методов работы.
Видеоролик транслировался 18 февраля 2017 года в день освобождения Старой Руссы от немецко-фашистских захватчиков в музее Северо-Западного фронта.
− Литературная гостиная «Письма военных лет», основана на материалах сборника писем военных лет из собрания музея Северо-Западного фронта города Старая Русса «Письма огненных лет» и включает в себя прочтение писем наизусть студентами колледжа, музыкальное сопровождение, презентационный материал.
На этапе подготовки гостиной студенты получают макет сценария, вносят свои дополнения, пожелания, разбиваются по ролям, выбирают ведущих, проводят репетиции. Преподаватели выступают в роли консультантов, помогают студентам осуществить их замысел, вносят определенные коррективы в их работу. Итог своей работы студенты представляют на торжественном мероприятии в присутствии преподавателей, гостей, родителей, научных сотрудников музеев города.
− Фотоальбом «Стихи военных лет» как форма работы, представляет слияние информационной основы с художественным воплощением. Материалы фотоальбома упорядочены и соподчинены. В основе систематизации фотокадров лежит логика авторской мысли и взаимосвязь поэтических произведений из фронтовых газет военных лет из фондов музея: «Героический штурм» № 209 от 25.07.1942 года, № 261 от 02.11.1943 года, «Защитник Отечества» № 174 от 27.07.1945 года, № 228 от 28.09.1945 года, «Вперёд на врага» № 65 от 17.03.1945 года, «Сталинец» № 21 от 09.02.1943 года, «Красный партизан» № 6 от 23.02.1944 года, «Ленинградский партизан» № 19 от 28.06.1943 года, «Красная звезда» № 253 от 07.11.1941 года. Итогом данной работы является тематическая выставка фотографий, представленная студентами колледжа и руководителем данного кружка.
− Литературная гостиная «Стихи и песни военных лет» основана на поэтических произведениях разных жанров из фронтовых газет хранилища фондов музея Северо-Западного фронта, стихотворениях известных поэтов: Константина Симонова, Александра Твардовского, Алексея Суркова, Степана Щипачева, Семена Гудзенко, Юлии Друниной. Материалы архива позволили включить в сценарий стихотворения старшего политрука В.Кулагина «Смерть комиссара», ефрейтора Анатолия Ягодина «Военкор», старшего лейтенанта Якова Кузьмина «Партизанка», красноармейца С. Мяготина «Письмо сыну», старшего лейтенанта В. Краскина «Артиллерист Николай Киреев», басню «Фриц и грач», фронтовые частушки, которые звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Эти строки восстанавливали силы, звали на подвиг, в походе и на привале вдохновляли бойцов. Гостиная включает в себя прочтение стихотворений малоизвестных фронтовых поэтов, известных поэтов-фронтовиков, исполнение военных песен как индивидуальное, так и групповое, презентационный материал. Презентация состоит из фотографий фронтовых газет, представленных музеем Северо-Западного фронта, подлинных военных фотографий, сборника «…Где-то под Старою Руссою…», основанного на документальных кадрах хроники военных лет, видеозаписи песен военных лет, исполнение песен студентами.
На подготовительном этапе студенты получают материалы фронтовых газет, представленные музеем Северо-Западного фронта, по желанию отбирают для предложенного макета сценария произведения разных жанров, разрабатывают презентацию, продумывают музыкальное сопровождение гостиной, проводят репетиции. Итог своей работы студенты представляют в колледже на торжественном мероприятии, посвящённом освобождению города от немецко-фашистских захватчиков.
− Видеоролик «Строки, опаленные войной», основан на материалах фронтовых газет из собрания музея Северо-Западного фронта. На этапе подготовки видеоролика студенты под руководством преподавателей анализируют материалы фронтовых газет, произведения поэтов о войне, отбирают необходимые произведения, в том числе, и отражающие идеологию советской эпохи. В ролике органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст стихотворений о Великой Отечественной войне. Запись видеоролика проходит на фоне здания Старорусского политехнического колледжа (филиала) НовГУ, которое является памятником архитектуры начала XX века, сохранившимся в разрушенном городе в годы Великой Отечественной войны.
Во время съёмки студенты читают наизусть следующие стихотворения: Анны Ахматовой «Мужество», Константина Симонова «Три брата», «Смерть друга», «Тот самый длинный день в году», Жди меня», Роберта Рождественского «Грянул смертный бой», Степана Щипачева «О любви», Юлии Друниной «Ты должна», басню ефрейтора Анатолия Ягодина «Фриц и грач», Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», Алексея Суркова «Утро в окопе», Семена Гудзенко «Перед атакой». Видеоролик транслировался 18 февраля 2018 года в музее Северо-Западного фронта в день освобождения Старой Руссы от немецко-фашистских захватчиков.
Результатом данной работы является повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы по данному направлению, формирование гражданской позиции студентов, внедрение новых форм работы с целью повышения эффективности патриотической работы, создание воспитательной среды для формирования патриотических чувств, вовлечение студентов в общественные мероприятия патриотической направленности, повышение уровня воспитанности и нравственности студентов.
При оценивании результатов работы по данным воспитательным мероприятиям патриотического характера были использованы некоторые критерии оценивания из научно — исследовательской работы «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [2].
Количественные критерии:
− количество мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию -большое;
− масштаб мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию — большой;
− процент участия обучающихся в мероприятиях — значительный;
− количество субъектов, участвующих в подготовке и проведении основных мероприятий по патриотическому воспитанию — значительное;
− арсенал использованных форм, методов и средств — большой.
Качественные критерии:
− уровень подготовленности и результативности работы по патриотическому воспитанию — высокий;
− уровень организационно-методического обеспечения работы по патриотическому воспитанию — высокий;
− уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по патриотическому воспитанию — высокий;
− процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера- высокий.
− степень удовлетворенности руководителей и организаторов (субъектов) работы по патриотическому воспитанию ее основными результатами — высокая;
− отношение участников мероприятий по патриотическому воспитанию к результатам их проведения — положительное.
Литература:
- Письма огненных лет. Сборник писем военных лет из собрания музея Северо-Западного фронта г. старая Русса/ Новгородский музей — заповедник — Великий Новгород: Печатный двор «Великий Новгород», 2015, — 416 с.: ил.
- https://www.tambov.gov.ru/