Развитие проблемы педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в учреждениях дополнительного образования 60–80 гг. ХХ в. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 26.11.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Лаврова Н. В. Развитие проблемы педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в учреждениях дополнительного образования 60–80 гг. ХХ в. [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 1-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15449/ (дата обращения: 15.12.2019).



Статья посвящена развитию форм и методов педагогического руководства самообразованием школьников в работах отечественных учёных середины прошлого века. Проблема статьи сосредотачивает внимание читателей на особенностях проблемы самообразования учеников в процессе их обучения в дополнительном образовании.

Ключевые слова: исследования форм и методов педагогического самообразования школьников, дополнительное образование, кружки, клубы, студии, ФОП, школы.

The article is devoted to the development of forms and methods of pedagogical management of self-education of schoolchildren in the works of domestic scientists of the middle of the last century. The problem of the article focuses the readers ' attention on the peculiarities of the problem of self-education of students in the process of their training in additional education.

Key words: research of forms and methods of pedagogical self-education of schoolchildren, additional education, circles, clubs, studios, faculties of public professions, schools.

Изменения, происходившие в российском обществе 60–80-х гг. ХХ века, предъявили новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Государственная система ставила перед собой цель, воспитать всестороннего развитого человека, активного преобразователя жизни. Решениями ХХIV съезда КПСС было намечено: «Развивать народные университеты и другие массовые формы самообразования…» [11,с. 278].

На разных этапах развития советского общества перед дополнительным образованием школьников ставились конкретные задачи, которые претворяли в жизнь политику партии и государства. Для реализации этих целей планировалось: «Развивать сеть Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских клубов, спортивных, музыкальных школ и других детских учреждений» [12, с. 221].

Всё острее вставала задача государственного и общественного понимания необходимости приоритетности дополнительного образования школьников как вариативного обучения, имевшего органическую связь с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочным трудом и воспитательными занятиями.

Внедрение в школьную практику психологических принципов помогало в решение проблемы образования, обозначал Василий Васильевич Давыдов [3]. Психологи отмечали необходимость исследования психических функций детей, как в различные возрастные периоды обучения учащихся, так и в дополнительных видах деятельности. Знания учеников являлись продуктом познавательных действий. Познавательная деятельность развивалась в ходе усвоения знаний детьми, управляла обучением, влияла на качество познаний. Управление педагогом развитием познавательных функций учащихся эффективно осуществляло воспитание их самостоятельности. Принципы управления помогали усваивать отдельные познавательные действия, воспитывали приёмы интеллектуальной и умственной деятельности.

Пётр Яковлевич Гальперин обуславливал, что действие опиралось на предшествовавшие исходные формы, свойства, уровень их выполнения и меру обобщения. Формирование умственных действий и понятий являлось результатом перенесения действий в план восприятия, представлений и понятий.Он отмечал, умственное действие воспитывалось при переносе действия в речевой план: «Речь есть форма предметного действия…» [4, с. 456].Каждое новое задание предполагало известные предварительные навыки и умения до формирования нового действия.

По мнению Юрия Александровича Самарина, система сформированных у детей знаний, составляла базу для образования у них новых умений и навыков, и предполагали сознательный характер умственной деятельности.Соотнесённость знаний, умений и навыков определяла степень умственной зрелости учащихся. Чем разнообразнее были навыки учеников, тем легче воспитывались умения и расширялись знания. Зрелая умственная деятельность школьников имела намерение переноса знаний, умений и навыков в творчество, создания интеллектуальных ценностей [22].

Регулирующее значение по отношению ко всем образовательным функциям приобретало воспитание у детей обучаемости, считал Борис Герасимович Ананьев. Правильная организация обучения снижала трудность освоения ребятами школьных умений и знаний, содействовала успеху действий и успеваемости. Сочетание активизации обучения, взаимосвязь между предметами, соединения знаний с жизненным опытом и компонентов учения вели школьников к самостоятельности [3].

По мнению ученых-психологов, обучение в системе дополнительного образования необходимо было строить с опорой на психические новообразования, которые составляли перспективу развития учеников. В основе обучения лежало самообразование, выступавшее условием раскрытия возможностей личности. Педагог использовал самообразование как дополнительное средство при решении задач, стоящих перед обучением, воспитанием и самоопределением личности.

Распространенной формой организации обучения и развития учащихся в системе дополнительного образования являлисьКлубы и Кружки. Это учреждения дополнительного образования с многоуровневым программным самоопределением, методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализацией, отмечал В. П. Голованов [5].

Одним из направлений работыпо воспитанию самообразованиявсистеме дополнительного образования являлась кружковая деятельность. Работа в них носила общественно полезный характер. Занятия были направлены на развитие способностей ребят, самореализацию и саморазвитие личности, воспитание интереса к труду, знаниям и науке. Ученики познавали окружающую жизнь, у них формировались умения и навыки самостоятельной работы, воспитывались черты характера и эстетического вкуса. Деятельность в кружке имела увлекательный, эмоциональный характер, строилась на инициативеисамодеятельности школьников. Дети участвовали в организационной и творческой работе, осуществляли контроль и оценку своей деятельности.

Клубы различались по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладавшим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие); по степени организованности (официальные, неформальные). Целенаправленно организованная деятельность клуба позволяла в привлекательной форме утверждать ценности образования, личной свободы, традиций и истории [5]. В системе клубного дополнительного образования сочеталось просветительное и воспитательное воздействие воспитателей, общественных организаций, а также сформировавшееся взаимовлияние учащихся в процессе их творческой самодеятельности и отдыха. Своё дальнейшее развитие в дополнительном образовании получили любительские объединения и клубы по интересам. К этому же периоду относилось создание новых типов внешкольных учреждений дополнительного образования — Дом комсомольца и школьника, Военно-спортивные клубы.

Проанализировав педагогическое руководство самообразованием школьников, организацию их деятельности в образовательном и информационно — комментаторском аспекте, Надежда Ивановна Яркинаразработала рекомендации по руководству развитием самообразования учащихсявКлубе.

Она советовала использовать:

− общедоступность;

− возможность выбора форм работы в зависимости от потребностей и интересов учеников;

− непосредственность общения;

− совместимость индивидуальных и коллективных форм занятий;

− контроль качества труда.

Исследователь предложила направления педагогического руководства самообразованием детей:

− соответствие логике познавательного процесса;

− возбуждение и формирование интереса к знаниям, их расширение и углубление в избранной области;

− воспитание, развитие и удовлетворение потребности в самообразовании;

− вырабатывание умений, создание условий для реализации самообразования.

Все направления педагогического руководства самообразованием ребят были тесно взаимосвязаны. Устремления пробуждали интересличности к самообразованию, формировали потребность в нём. По мнению автора, методику занятий необходимо было строить с учётом возрастных особенностей школьников и «…использования всего арсенала форм клубной работы в определенной системе, соответствующей направлениям деятельности клуба в помощь самообразованию» [25, с. 2].

Учёный отметила, что несмотря на то, что клубы располагали большими возможностями, система самообразования учащихся ещё не сложилась окончательно, педагогическое руководство самообразованием детей не было постоянным и целенаправленным.Н. И. Яркинапришла к выводу о необходимостиспециально планировать клубную работу по организации самообразования учеников.

Евгений Александрович Семёнов считал необходимость интенсивного включения каждого учащегося в клубную деятельность исследовательского плана, так как подростковому возрасту «…характерна резкая смена увлечений...своеобразная жизнь толчками…», перепады напряжения и апатии [23, с. 46]. Наличие в Клубе разных видов деятельности требовали продуманного педагогического руководства содержанием и формой самообразования, тонкого управления познавательной и самообразовательной деятельностью школьников. Важнейшим принципом развития характера и направленности самообразования являлось возвышение личных потребностей и индивидуальных интересов учеников до уровня социально значимых увлечений, посредством выдвижения общественно — существенных целей.

В своей работе исследователь раскрыл задачи Клуба для развития самообразования детей:

− формирование гармонически развитой личности;

− создание условий для самореализации в процессе учебно-творческих занятий;

− развитие силами участников самого предмета в сфере деятельности, через пропагандистскую функцию (выступление перед слушателями наиболее полно реализовало потенциал личности).

Решения данных целей автор предлагал осуществлять поэтапно.

В начале ХХ века Надежда Константиновна Крупская писала: «Громадные воспитательные задачи ложатся на все Дома пионеров, на Дома культуры, на всю внешкольную работу» [9, с. 378].

Центром разнообразной внешкольной деятельности учащихся в системе дополнительной учёбы в 60-х — 80-х годах был Дворец пионеров и школьников. Он координировал работу и обобщал опыт деятельности детских учреждений, оказывал методическую помощь в развитии детского творчества.

Дворец пионеров и школьников являлся учреждением с гибкой организационной структурой, образовательный процесс в котором был направлен на обеспечение запросов социального окружения.Обучение в нём полагало формирование мотивации к знанию и творчеству, поддержке личностного и профессионального самоопределения; воплощение в жизнь стремлений, использование свободного времени с наибольшей пользой, совмещение досуга с развлечением и творчеством.

Организованные Дворцом пионеров и школьников мероприятия способствовали формированию самообразования учащихся:

− литературно — музыкальные лектории и кинофестивали;

− смотры и конкурсы художественного творчества, выставки;

− встречи с деятелями литературы и искусства;

− знакомство с музыкальным, театральным, литературным, народным и прикладным искусством;

− экскурсионная работа.

В мастерских и лабораториях Дворца пионеров и школьников под руководством педагогов — наставников ученики постигали азы науки, занимались творчеством и прикладным искусством, совершенствовали приёмы и умения самообразования. Ребят готовили к участию в смотрах, слётах и олимпиадах [19], [17], [20, 21, 22, 23].

За заслуги в воспитании подрастающего поколения Ленинградский им. А. А. Жданова и Тбилисский им. Б. Дэнеладзе Дома пионеров и школьников были награждены орденами Трудового Красного Знамени Совета СССР.

Систему методов педагогического руководства самообразованием школьников при музыкальном обучении в Студии, рассмотрел В. Г. Кузнецов.Совместная деятельность педагога и школьниковвстудийном обучении выступала в разных дидактических формах. Наиболее ярко творческая познавательная активность учащихся проявлялась в использовании многообразных способов приобретения знаний, умений и навыков (догматический, эвристический), в преобразовательном характере самообразования. Исследовательский способ применялся для самостоятельного добывания знания путём наблюдения, рассуждения, обдумывания, проникновения в смысл музыкального произведения, «…построения исполнительского замысла и определения путей его воплощения…» [10, с. 99]. В своей работе автор определил критерии эффективности деятельности педагога-руководителя и уровни проявления самообразовательной активности детей.

Педагогическое руководство самообразованием учеников в музыкальном обучении (ФОП) исследовал в своей работе Макс Мордухович Перельштейн. Он отмечал, чем гармоничнее личность учителя, тем эффективнее его педагогическое руководящее воздействие на ребёнка. Педагог-наставник руководил действиями, направлял внутренний рост и качественные изменения личности, добивался в «сотрудничестве» с учащимися положительного результата, последовательности и самостоятельности действий. При руководстве самообразованием педагог-музыкант основной упор делал на многоуровневую познавательную индивидуальную музыкальную деятельность детей, при оптимальном руководстве педагогическим процессом. Самообразовательные умения, знания и навыки успешно применялись учениками в условиях частично несходных с ранее известными ситуациями. Результативными средствами являлись — полу — самостоятельная работа, переходы от репродуктивного к творческому уровню, подготовительные этапы и механизмы познания. Исследователь вычленил умения музыкального самообразования детей:

− видеть существенные задачи, планировать занятия, анализировать качество выполненных заданий;

− выбирать и применять соответствующие методы и приёмы деятельности.

Педагогическое руководство музыкальным самообразованием, это двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, существовали реальные условия для управления учебным процессом, а с другой — возможность школьников заниматься самообразованием. Творческая деятельность учащихся являлась кульминацией самообразования. Своеобразие руководства самообразованием в музыкальном обучении, что педагог-наставник не придерживался жёсткой последовательности действий, так как развитие самообразования протекало «скачкообразно». М. М. Перельштейн обусловил: «Побудительная, содержательная, процессуальная, результативная стороны составляют ядро познавательной самостоятельности…», отражали цель и мотив, являлись ключевым звеном в педагогическом руководстве процессом воспитания самообразования [14, с. 37]. Методам и приёмам самообразования педагог обучал специально, формировал умения отбирать наиболее действенные и творчески применять их. В основе выбора материала для самообразования лежал дидактический принцип доступности и посильности, соответствия интеллектуальному развитию и эмоциональной сфере учащихся.

Школыдополнительного образования школьников представляли систему взаимосвязанных программ одного профиля, которые позволяли ученикам самостоятельно усвоить тот или иной уровень в обучении. Они были представлены различными областями науки и техники, искусства, детско-спортивными школами. Учреждения решали комплексные и разноуровневые задачи поэтапной начальной профессиональной подготовки, имели учебный план, образовательные программы, ориентированные на базовые знания, навыки и умения учеников; учитывали пожелания детей по организации факультативов, индивидуальной работы и консультаций. Для школ дополнительного образования обязательной являлась совместная творческая деятельность, система промежуточной и итоговой аттестации ребят [5].

Итоги научного анализа в многогранной работе учреждений дополнительного образования нашли своё отражение в публикациях и диссертационных исследованиях: Г. Г. Волощенко [2], И. Н. Ерошенков [6], С. А. Иконникова [8], Л. Ф. Каразян [7], В. Г. Кузнецов [10],Л. А. Нейштадт [13], М. М. Перельштейн [14], И. А. Редковец [21], Е. А. Семёнов [23],А. Н. Телюк [24], Н. И. Яркина [25].

В 60–80-х гг. ХХ века в системе дополнительного образования государства был накоплен уникальный педагогический опыт, созданы все условия для развития самообразования и обучения школьников. Дополнительное образование учащихся было ориентировано на вольный выбор изучения дополнительных образовательных программ. Направления, формы и методы обучения в нём совпадали с внеклассными занятиями учеников.Школьникам предоставлялась самостоятельность в выборе занятий в зависимости от потребностей, запросов и интересов. Они переключались с одного вида деятельности на другой, руководствуясь собственными склонностями и творческими способностями. По мнению учёных, процесс самообразования проходил действенно только в постоянно развивавшемся детском коллективе, когда его члены видели перспективу саморазвития и участвовали в решении конкретных задач. Личный пример педагога являлся определяющим фактором в развитии детей.

Широкое распространение в системе дополнительного обучения учащихся получили Клубы моряков, речников, авиаторов и полярников, Клубы юных космонавтов.

Станции — это специально оборудованные учреждения системы дополнительного образования, для обучения школьников по профильным программам к ведению наблюдений, исследований по определённому направлению (Станции юных натуралистов, детского технического и научно-технического творчества, юных техников, экологические).

Инновационной формой учёбы и воспитания школьников в системе дополнительного образования в рассматриваемый период являлись Факультеты общественных профессий (ФОП). В них под руководством педагогов учащиеся приобретали и усваивали необходимые знания, вырабатывали умения и практические навыки самообразования необходимые для профессии.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. (1907–1972). Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе // Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. — М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 184 с. — С. 3–28.
  2. Волощенко, Г. Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодежи в клубе: дис. …канд. пед. наук. — Л., 1977. — 176 с.
  3. Давыдов, В.В. (1930–1998). Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  4. Гальперин, П.Я. (1902–1988). Развитие исследований формирования умственных действий и понятий / Психологическая наука в СССР: В 2-х тт.; — М.: Изд. АПН РССР, 1959. Т. I. — 600 с. — С. 441–469.
  5. Голованов, В. П. История дополнительного образования детей в России. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». 2005. — 244 с.
  6. Ерошенков, И. Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. — М.: Просвещение. 1982. — 160 с.
  7. Каразян, Л. Ф. Формирование у старших подростков готовности к самообразованию в процессе клубной деятельности: дис....канд. пед. наук. – Киев. 1989. — 165 с.
  8. Клубоведение. Под ред. С. А. Иконнковой и В. И. Чепелева. — М., 1980. — 388 с.
  9. Крупская, Н.К. (1869–1939). Заметки о коммунистическом воспитании // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1980. Т. VI. — 511 с. — С. 375–380.
  10. Кузнецов, В. Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи: Дис....канд. пед. наук. — М.: 1973. — 227 с.
  11. Материалы ХХIV съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1974. — 320 с.
  12. Материалы ХХV съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  13. Нейштадт, Л. А. Подготовка подростков к самообразованию в процессе коллективной познавательной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1986. — 223 с.
  14. Перельштейн, М. М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания: (На материале обучения слушателей факультета общественно-профессиональной игре на фортепиано): Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1981. — 204 с.
  15. Постановление коллегии М-ва просвещения РСФСР, секретариата ЦК ВЛКСМ и президиума Центр. совета Всесоюз. о-ва изобретателей и рационализаторов от 11 авг. 1977 г. протокол № 16–126/25–1399 «О проведении VI Всероссийского слета юных рационализаторов и конструкторов» // Сборник приказов и инструкций М-ва просвещения РСФСР, 1977, № 32, с. 2–12.
  16. Постановление коллегии М-ва просвещения СССР, Секретариата ЦК ВЛКСМ, президиума Всесоюзного Совета научно-технических обществ, президиума Центрального Совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР от 29 июля 1982 г. № 8/17а «О проведении Всесоюзного смотра «Юные техники, натуралисты и исследователи — Родине!». С. 18–20. // Сборник приказов и инструкций М-ва просвещения РСФСР, 1982, № 32, С. 18–29.
  17. Приказ Минпроса РСФСР от 23 июля 1986г. № 207. Об итогах ХII Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников 1985/86 уч. г. и о порядке проведения олимпиады в 1986/87 уч. г. // Сборник приказов и инструкций М-ва просвещения РСФСР. 1986. № 29. С.2–26.
  18. Приказ Гос. ком. СССР по нар. образованию от 26 июля 1989 г. № 606. /извлечение/. О проведении Международной олимпиады школьников по информатике в 1990 году. // Бюл. Гос. ком. СССР по нар. образованию. Сер.I. — 1989. — № 11. — С.28–29.
  19. Приказ Гос. ком. СССР по нар. образованию от 23 января 1990 г. № 60. О проведении Всесоюзной педагогической олимпиады учащихся. // Бюл. Гос. ком. СССР по нар. образованию. Сер.I. — 1990. — № 4. — С.27–28. Сер.2. — 1990, — № 4, — С.26–27.
  20. Приказ Гос ком. СССР по нар. образованию от 8 июня 1990 г. № 399. Об итогах Всесоюзной заочной педагогической олимпиады учащихся. // Бюл. Гос. ком. СССР по нар. образованию. Сер.I. 1990. — № 10. –С.13–15.
  21. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценой мотивации самообразования. Учебное пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ, 1986. — 88 с.
  22. Самарин, Ю.А. (1901–1984). Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  23. Семёнов, Е. А. Оптимизация развития познавательной самостоятельности молодежи в клубных краеведческих коллективах: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1980. — 216 с.
  24. Телюк, А. Н. Формирование готовности к самообразованию: дисс. …канд. пед. наук. — М., 1985. — 139 с.
  25. Яркина, Н. И. Деятельность клуба по организации самообразования молодежи: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1976. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, педагогическое руководство, умение, система, самообразование школьников, музыкальное обучение, Клуб, знание, Дворец пионеров, воспитание.

Ключевые слова

дополнительное образование, школы, кружки, исследования форм и методов педагогического самообразования школьников, клубы, студии, ФОП

Похожие статьи

Разработка форм и методов педагогического руководства...

Проблема педагогического руководства самообразованием школьников нашла своё продолжение в трудах деятелей педагогической науки и в исследованиях учёных, изучавших вопросы самообразования учащихся в процессе их обучения и во внеучебное время.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков

Также под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации

Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально

Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по

Таким образом, педагог способствует тому, что каждый школьник учится определять и...

Музыкальное образование старшеклассников...

Школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем нуждается формирующаяся личность старшеклассника.

Проблема формирования у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании была рассмотрена в...

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования...

Содержанием самообразования школьников являлась дополнительная активная учебная

Самообразование — одна из важных педагогических проблем творческой деятельности

Необходимость развития самообразования школьников признавалась всеми педагогами...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования всегда были и остаются в центре внимания нашего государства и общественных структур и поэтому являются весьма важными и...

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных

Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний...

Организационные основы системы музыкального воспитания...

Музыкальное образование должно обеспечивать единство обучения и воспитания.

В основе системы музыкального образования школьников лежат такие способы музыкальной деятельности, которые

Система включает не только уроки музыки, но и внеклассные занятия...

Современные требования в области подготовки специалистов...

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и через

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков...

Похожие статьи

Разработка форм и методов педагогического руководства...

Проблема педагогического руководства самообразованием школьников нашла своё продолжение в трудах деятелей педагогической науки и в исследованиях учёных, изучавших вопросы самообразования учащихся в процессе их обучения и во внеучебное время.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков

Также под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации

Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально

Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по

Таким образом, педагог способствует тому, что каждый школьник учится определять и...

Музыкальное образование старшеклассников...

Школьное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем нуждается формирующаяся личность старшеклассника.

Проблема формирования у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании была рассмотрена в...

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования...

Содержанием самообразования школьников являлась дополнительная активная учебная

Самообразование — одна из важных педагогических проблем творческой деятельности

Необходимость развития самообразования школьников признавалась всеми педагогами...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования всегда были и остаются в центре внимания нашего государства и общественных структур и поэтому являются весьма важными и...

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных

Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний...

Организационные основы системы музыкального воспитания...

Музыкальное образование должно обеспечивать единство обучения и воспитания.

В основе системы музыкального образования школьников лежат такие способы музыкальной деятельности, которые

Система включает не только уроки музыки, но и внеклассные занятия...

Современные требования в области подготовки специалистов...

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и через

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков...