Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе / И. А. Емельянова, Е. П. Подушко, Л. А. Шавернева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15359/ (дата обращения: 27.04.2024).



Всем педагогам хорошо известно: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

А письменная речь — это самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Мы называем их словарными словами. И каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь.

Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приёмов, способствующих усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями. В практике нашей работы используются следующие приемы для запоминания словарных слов.

Приём «фотографирования» слова — молча посмотреть на слово, прочитать их про себя по слогам: потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным. Затем снова открыть глаза, проверить себя, записать слово и снова проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

1) Проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью);

2) Проговорить слово орфографически, отчётливо произнося каждый звук. Проговариваем слова трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговариваем слово «в уме» так же отчетливо, но, не произнося ни звука (для учащихся с моторной памятью).

Запоминанию слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого — искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. К мнемонимическим приемам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

  1. Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, анатомических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
  2. развитие умения объяснять значение слов и особенности их употребления в речи;
  3. формирование умения пользоваться, словом в речи при построении собственного высказывания.

Ознакомление с лексическим значением слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.

Работа над словом предполагает обогащение словаря учащихся и его активизацию. При изучении любого слова учащиеся определяют связи слова по значению и сочетаемость слова с другими словами в предложении и словосочетании. Лексико-семантическая работа в начальных классах должна широко применяться, так как она способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьников познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание «словарных слов».

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми написаниями использую следующие приемы, которые можно разделить на две группы:

  1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры);
  2. Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т. д.)

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный словарь школьника провожу не только на уроках, но и на внеклассных занятиях по русскому языку.

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты.

Словарный диктант — незаменимая форма проверки знаний учащихся. Этот вид диктантов удобен тем, что может, относится к конкретной теме урока, может использоваться как контрольный срез знаний по этой теме, а может быть своеобразной разминкой, проведенной в начале урока для настроя учащихся на дальнейшую работу, либо в середине урока для переключения внимания — в зависимости от вида диктанта и целей урока.

Эффективность системы работы над словами с непроверяемыми написаниями подтверждается результатами словарных диктантов. При использовании описанных методов учащиеся осваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Литература:

  1. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс/Г. А. Бакулина. — М.: Владос, 2004.
  2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс/ Г. А. Бакулина. — М.: Владос, 2001.
  3. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся.// Начальная школа. 1991. № 1. С. 9.
  4. Бурмистрова, Н. П. Еще раз о словарной работе.// Начальная школа. 1998 № 7. С. 83.
  5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение/ В. В. Волина.- М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, группировка слов, запоминание слов, значение слова, написание слова, начальная школа, письменная речь, прием, центр внимания.

Похожие статьи

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре вниманиязначение слова (подбор синонимов

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный словарь школьника провожу не только на...

К вопросу о методах работы со словарными словами...

Н. С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниямизапоминание их написания и в связи с этим подбор...

Система работы над словарными словами на уроках русского...

На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня...

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

Как понял, что знание этих слов и их правописание тебе необходимы? Напиши известные тебе способы заучивания словарных слов.

Вспомни, каким способам заучивания слов учили тебя на уроках в начальной школе и в пятом классе, какие способы придумал ты сам в процессе...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с...

Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей»

Словарик словарных слов поможет на русском языке, иностранных слов — при запоминании новых слов на английском языке, словарь цветовой гаммы — на уроках русского языка, изобразительного искусства. Словарь выдаёт каждой группе карточку со словом «века».

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе.

Похожие статьи

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре вниманиязначение слова (подбор синонимов

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный словарь школьника провожу не только на...

К вопросу о методах работы со словарными словами...

Н. С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниямизапоминание их написания и в связи с этим подбор...

Система работы над словарными словами на уроках русского...

На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня...

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

Как понял, что знание этих слов и их правописание тебе необходимы? Напиши известные тебе способы заучивания словарных слов.

Вспомни, каким способам заучивания слов учили тебя на уроках в начальной школе и в пятом классе, какие способы придумал ты сам в процессе...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с...

Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей»

Словарик словарных слов поможет на русском языке, иностранных слов — при запоминании новых слов на английском языке, словарь цветовой гаммы — на уроках русского языка, изобразительного искусства. Словарь выдаёт каждой группе карточку со словом «века».

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе.