Словарная работа по русскому языку в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кужанкулова Г. Р., Боязитова Р. Н., Ерёмина Н. А. Словарная работа по русскому языку в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 883-885. — URL https://moluch.ru/archive/116/31917/ (дата обращения: 16.12.2018).



Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание.

  1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
  3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километри др.).
  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. [1, с.75]

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами: C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Диктант по памяти:

1) записать по памяти слова на определенную тему;

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек. [3, с.435].

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).

Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения.

Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т. д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.

Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Стенд «В мире слов» включает в себя следующие рубрики:

  1. Из толкового словаря (в этой рубрике приводится толкование слова).
  2. Однокоренные слова.
  3. Присматривайся к слову! (в рубрике приводятся словосочетания с данным словом).
  4. Как произошло слово?
  5. Когда так говорят?
  6. Наш словарь.
  7. Конверты — кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, предложений.

Работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание. [2, с.88]

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А. В. Текучев. Он выделял ряд важнейших методических вопросов, которые актуальны и в настоящее время: утверждение принципа сознательного, а не механического усвоения навыков, развитие орфографической зоркости, самоконтроля и орфографической памяти; формирование орфографических навыков с учетом и на основе специфических особенностей (принципов) русской орфографии; прочность усвоения орфографических навыков.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М. Р. Львов. Он говорил, что слово — важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тысяч слов. Это — общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.

Начальное обучение — важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.

Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Не случайно К. Д. Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, — словом, чтобы его приготовить к учению». [4, с.321]

Литература:

  1. Купров В. Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, № 3.
  2. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. — М., 2003.
  3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1995.
  4. Ушинский К. Д. Собр. Соч. — Л., 1988–89.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, словарная работа, начальная школа, ребенок, гласная, память слова, изображенный предмет, знак ударения, трудное слово.


Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах...

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс, написание, сорока.

К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

слово, начальное общее образование, Федеральный государственный стандарт, словарное слово, словарная работа, ассоциативный образ, начальная школа, русский язык, собственная деятельность...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

слово, ученик, работа, образ, этимологический словарь, подобная работа, русский язык, словарный диктант, этап работы, ассоциация.

Формирование произносительной культуры младших школьников

слово, русский язык, ошибка, литературное произношение, обычная устная речь, орфоэпический минимум, начальная школа, речевая деятельность, речедвигательный аппарат, литературный язык.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить); ‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка

Основные термины (генерируются автоматически): слово, гласная, ошибка, ребенок, памятка, часть речи, проверочное слово, индивидуальная работа, мое...

Обогащение словарного запаса младших школьников

слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Развитие коммуникативных УУД через работу со словами...

Проходит неделя работы над блоком словарных слов.

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова

Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Работа над словарными словами в начальных классах...

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс, написание, сорока.

К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

слово, начальное общее образование, Федеральный государственный стандарт, словарное слово, словарная работа, ассоциативный образ, начальная школа, русский язык, собственная деятельность...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

слово, ученик, работа, образ, этимологический словарь, подобная работа, русский язык, словарный диктант, этап работы, ассоциация.

Формирование произносительной культуры младших школьников

слово, русский язык, ошибка, литературное произношение, обычная устная речь, орфоэпический минимум, начальная школа, речевая деятельность, речедвигательный аппарат, литературный язык.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить); ‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка

Основные термины (генерируются автоматически): слово, гласная, ошибка, ребенок, памятка, часть речи, проверочное слово, индивидуальная работа, мое...

Обогащение словарного запаса младших школьников

слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Развитие коммуникативных УУД через работу со словами...

Проходит неделя работы над блоком словарных слов.

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова

Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах...

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс, написание, сорока.

К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

слово, начальное общее образование, Федеральный государственный стандарт, словарное слово, словарная работа, ассоциативный образ, начальная школа, русский язык, собственная деятельность...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

слово, ученик, работа, образ, этимологический словарь, подобная работа, русский язык, словарный диктант, этап работы, ассоциация.

Формирование произносительной культуры младших школьников

слово, русский язык, ошибка, литературное произношение, обычная устная речь, орфоэпический минимум, начальная школа, речевая деятельность, речедвигательный аппарат, литературный язык.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить); ‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка

Основные термины (генерируются автоматически): слово, гласная, ошибка, ребенок, памятка, часть речи, проверочное слово, индивидуальная работа, мое...

Обогащение словарного запаса младших школьников

слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Развитие коммуникативных УУД через работу со словами...

Проходит неделя работы над блоком словарных слов.

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова

Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Работа над словарными словами в начальных классах...

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс, написание, сорока.

К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

слово, начальное общее образование, Федеральный государственный стандарт, словарное слово, словарная работа, ассоциативный образ, начальная школа, русский язык, собственная деятельность...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

слово, ученик, работа, образ, этимологический словарь, подобная работа, русский язык, словарный диктант, этап работы, ассоциация.

Формирование произносительной культуры младших школьников

слово, русский язык, ошибка, литературное произношение, обычная устная речь, орфоэпический минимум, начальная школа, речевая деятельность, речедвигательный аппарат, литературный язык.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить); ‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка

Основные термины (генерируются автоматически): слово, гласная, ошибка, ребенок, памятка, часть речи, проверочное слово, индивидуальная работа, мое...

Обогащение словарного запаса младших школьников

слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Развитие коммуникативных УУД через работу со словами...

Проходит неделя работы над блоком словарных слов.

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова

Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Задать вопрос