Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15317/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обучающихся в музыкальной школе. Также освещены вопросы этиологии синдрома и приведена статистика заболевания. В статье использованы практические примеры работы с учениками с СДВГ, являющиеся эффективным методом в процессе обучения.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, индивидуальный подход, ритмическая и голосовая импровизация, двигательная и эмоциональная разгрузка.

Ученик младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является большим вызовом для педагога любого звена музыкального образования: музыкальная студия, кружок, детская музыкальная школа, детская школа искусств, специальная музыкальная школа. В последние десятилетия количество детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности стремительно увеличивается. Происходит это по самым разным причинам:

− стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация бесспорно влияет на внутриутробное развитие плода и влечёт за собой неминуемые патологические изменения в структурах головного мозга;

− постоянно прогрессирующий уровень диагностики;

− по ряду патологий во время беременности- болезни матери, курение, алкоголь, наркотические воздействия и др.;

− осложнения во время родов;

− сложная социальная ситуация в семье ребёнка играет не последнюю роль в усугублении первоначальных признаков Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В Республике Молдова по данным 2016 г. количество детей с СДВГ равняется 5 % детской популяции [5], что является схожим с другими странами: США-11 % [1], Болгария- 3–7 % [3].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) производится согласно критериям DSM-V (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [6]. Дети с СДВГ отличаются нарушением произвольного внимания, импульсивностью и повышенной неконтролируемой двигательной активностью. Для выявления перечисленных нарушений необходимо полугодовое наблюдение за ребёнком в различной среде: дом, школа, детская площадка и пр. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невролога, психоневролога, невропатолога.

Основной особенностью, которой характеризируется синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течение 5–15 мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [4]. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить» свой мозг.

Цикличность становится основной трудноразрешимой задачей для педагога специального фортепиано, на уроке которого требуется высокая степень концентрации внимания, хорошая переключаемость, вдумчивость, хороший контроль над двигательными процессами и импульсами. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и сумбурности в исполнении.

Наибольшие сложности в обучении появляются на начальном этапе овладения инструментом. Неусидчивые, находящиеся в постоянном бесцельном движении, ученики с СДВГ с трудом подчиняются общепринятым правилам. Особенный ребёнок требует от педагога овладения целым рядом новых знаний, умений и педагогических секретов. Понимание причин особого поведения ребёнка значительно облегчает процесс получения новых навыков на уроке. Важно понимание необходимости короткой двигательной и эмоциональной разрядки на каждом занятии, порой и неоднократной. Ребёнку надо встать со стула, походить, подвигать руками, ногами, повертеть головой. Для того чтобы сделать вынужденные паузы более эффективными, можно предложить ученику несколько упражнений на расслабление, которые используются в донотном периоде обучения на фортепиано- например, в сборниках начального обучения Артоболевской А. Д., в которых задействована крупная моторика: «шалтай-болтай» и др. [2] или более современные пособия для обучения начинающих игре на фортепиано. Также эффективны разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики, которые кроме преследуемой нами цели эмоциональной и двигательной разрядки, оказывают развивающее действие на мелкую моторику. Игровая форма подачи расслабляющих упражнений наиболее приемлема для детей младшего школьного возраста, в особенности для учеников с СДВГ, у которых преобладание непроизвольного внимания значительно превышает среднестатистические показатели для данного возраста. Двигательные упражнения для крупной и мелкой моторики должны присутствовать на каждом уроке с ребёнком с СДВГ. После подобной разрядки, ученик с СДВГ способен продолжить образовательный процесс на занятии более эффективно, нежели он будет принуждать себя воспринимать информацию, не дав организму ослабить накопившееся двигательное напряжение. Прекрасным способом двигательной разгрузки будут самые разные ритмические задачи и импровизации, которые необходимо хлопать в ладоши или топать ногами, также очень развивающими являются различные ритмические комбинации рук и ног, например, четверти топаем ногами, восьмые руками; партию правой руки хлопаем ладошками, партию левой руки топаем. «Рисование» линии мелодии рукой, «дирижирование» произведением также даёт возможность двигательной разгрузки и одновременно включения в урок творческих составляющих. Двигательные и голосовые импровизации кроме необходимого переключения развивают воображение и фантазию: «рассказать» пальчиками детскую считалку или четверостишие. «Рассказывать» можно как одним пальцем, так и заранее определившись с аппликатурой, а также поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно. Например, «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперёд» сл. К. Чуковского «рассказать» 3-м пальцем правой руки, затем 3-м пальцем левой руки, а потом 3-ми пальцами обеих рук одновременно. На следующем занятии расписать аппликатуру, включив 1, 2 и 3 пальцы, на последующих уроках можно усложнять задачу, включая в работу все пальцы обеих рук, меняя четверостишия или считалки. Подобные упражнения развивают координацию движений, мышление, произвольное внимание, переключаемость, концентрацию. Во время их выполнения ученик с СДВГ получает необходимую двигательную разрядку, заряжается положительными эмоциями.

Дети с СДВГ отличаются повышенной импульсивностью, что проявляется в бурном выражении эмоций и с одной стороны подобная яркость проявлений хороша для музыканта, с другой стороны, такие дети с большим трудом идут к поставленной цели. Для них более подходяще ставить маленькие текущие ежедневные задачи, нежели идущие на несколько месяцев вперед стратегии. Для ребёнка с СДВГ перспектива успешно сдать экзамен в надлежащий срок, занимаясь ежедневно по 2 часа, слишком далёкая цель, и, совершенно неважно для таких детей, идет речь об экзамене через месяц или полгода. Для них это почти одинаковые сроки — «когда-то и потОм». Гораздо более успешной стратегией работы с учениками с СДВГ будет постановка более мелких целей- выучить аппликатуру в первом периоде или штрихи во втором. На одновременное выучивание аппликатуры и штрихов у них не хватит ни внимания, ни терпения. Некоторая монотонность, присутствующая при отработке технически сложных фрагментов, необходимость многократного повторения отдельных кусочков крайне утомительна для обычного ученика, а для ребёнка с СДВГ порой становится непосильным барьером. Ученик с СДВГ начинает сердиться, нервничать, иногда даже чересчур активно проявлять свои негативные эмоции. В таких случаях задача педагога — максимально творчески подойти к процессу отработки технических сложностей, прибегнув к контрастным ритмическим фигурам, к полярной динамическим средствам, наполняя образностью самый неинтересный фрагмент пассажа.

Нарушение произвольного внимания у учеников с СДВГ влечет немало трудностей в качестве работы над музыкальным материалом. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, необходимо максимально активизировать непроизвольное внимание. Для достижения большего эффекта полезно менять акценты в музыкальной фразе, задавая вопрос: «послушай, что изменилось?»; также сильное впечатление производит смена мажора на минор или наоборот; изменение ритмической структуры мелодии или аккомпанемента тоже активизируют непроизвольное внимание ребёнка, тем самым вовлекут его произвольное внимание в творческий процесс работы над образностью изучаемого произведения.

В целом ученики с СДВГ довольно успешно выступают на сцене и без особенных затруднений переходят из класса в класс, выполняя надлежащие программные требования, если педагог с пониманием относится к особенностям развития их психики и вырабатывает специфический индивидуальный подход с подбором соответствующих произведений.

Литература:

  1. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) // Cleveland Clinic. URL: https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/4784-attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd (дата обращения: 22.09.2019).
  2. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. Москва: Изд. «Советский композитор». 1985г. 91с.
  3. Боянова В., Станкова М. Хиперактивност и дефицит на вниманието или какво да правим с неудържимото дете. София: Социална комуникацмя. 2005.- 99с
  4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. Москва: Изд. Института Психотерапии, 2001. 145с.
  5. Букун Н., Гыну Д., Кара А. Инклюзивное образование. Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей. Ч. II. Кишинев. 2016- 195с
  6. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии» 2014, т. 13, № 4, с.48–53
  7. Неволина С. П. Методика обучения игре на фортепиано Челябинск: ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2013. 122 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, Синдром дефицита внимания, ученик, ребенок, двигательная разгрузка, левая рука, мелкая моторика, младший школьный возраст, непроизвольное внимание, правая рука.

Ключевые слова

индивидуальный подход, синдром дефицита внимания и гиперактивности, ритмическая и голосовая импровизация, двигательная и эмоциональная разгрузка

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

В статье проводится анализ комплексного воздействия на сенситивное развитие и коррекцию дефицитарных функций у детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью на интегрированном уроке музыки.

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями....

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

В статье проводится анализ комплексного воздействия на сенситивное развитие и коррекцию дефицитарных функций у детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью на интегрированном уроке музыки.

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями....

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...