Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения
Автор: Лысенкова Марина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.06.2019
Статья просмотрена: 2412 раз
Библиографическое описание:
Лысенкова, М. В. Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения / М. В. Лысенкова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15182/ (дата обращения: 24.12.2024).
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Карамзин Н. М.
На процессы, происходящие в обществе, чутко реагирует система школьного образования. Перенимание западных моделей образования влечет за собой заимствование содержания образования, западных моделей мышления, стереотипов поведения, мировосприятия. Между тем еще великий русский педагог К. Д. Ушинский сделал вывод о том, что западная школа ориентирована отнюдь не на мировую, а на свою собственную, национальную культуру. А. С. Пушкин, получивший блестящее образование в лучшем учебном заведении России — Царскосельском лицее, в 1824 году писал брату Льву из Михайловского: «По вечерам слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». [1] Сегодня нет сомнений в том, что народная культура, обладающая социокультурными доминантами, регулирующая отношения человека с действительностью, должна стать основой воспитательной системы в школе. Уважение исторического опыта народа и ощущение собственной принадлежности к родному народу, активная созидательная направленность деятельности, осознание необходимости жить в гармонии с окружающим миром — вот основные направления в воспитании детей. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом»…(Лихачев Д.) [2]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. И начинать прививать патриотизм надо с раннего возраста, ведь годы детства — это прежде всего воспитание сердца. В творчестве русского народа сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Мы имеем возможность оглянуться назад и взять оттуда все, действительно ценное и вечное. Ведь не может быть бесполезным то, что создавали опытом собственной жизни миллионы наших предшественников.
Задачами для учащихся становится: осознание себя как личности, принятие и понимание собственной ценности как Человека, осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности, приобщение к символической реальности культуры, творческая самореализация, эстетическое развитие. Учитель — должен быть личностью яркой, источником духовного обогащения воспитанников, а ученики — партнерами, стремящимися к совместному поиску решений поставленных задач. Очевидно, не только влияние педагога на воспитанников, но и воспитанников на педагога, что побуждает его к профессиональному самовоспитанию.
К. Д. Ушинский утверждал, что личность можно воспитать только личностью. Чем богаче духовно, разносторонне культурно, чище нравственно педагог, тем ярче след, который он оставляет в душах воспитанников — и, следовательно, тем успешнее и эффективнее будет проходить процесс «обучения» ценностям. Воспитание на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности, оно естественно опирается на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, любви, уважения, гордости, сострадания… Эмоционально-чувственное наполнение отдельных духовно-нравственных понятий помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.
Воспитание на основе гуманитарной картины мира требует открытия учащимися красоты окружающего мира, места и роли человека — творца в нем. Это возможно только благодаря приобщению детей к человеческой культуре, понимаемой как система общечеловеческих ценностей и смыслов, закрепленных в ее творениях. Такое приобщение может строиться путем развития присущей детям способности к эстетическому восприятию и творчеству — через игру. При этом важно обеспечить возможность собственной культурной деятельности маленького творца. Полная реализация подобной цели невозможна, но нужно стремиться к этому как к идеалу. Однако это не значит, что такая цель иллюзорна и абстрактна. Она реальна. Как реальны Культура, Добро, Красота, хотя они и не поддаются однозначному определению. И я рада тому, что во многих из моих учащихся горит огонек любви к своей стране, к своему народу и дети не перестают восхищаться и удивляться окружающему их миру. Проводя внеклассные мероприятия, уроки — творчества, исполняя народные песни, участвуя в играх, хороводах, работая совместно с музеями по программе «Растем вместе с музеем», сотрудничая с творческими людьми, посещая их мастерские, дети овладевают кругом художественных образов, системой языка художественной культуры, и вместе с тем каждый ребенок поэтапно, незаметно для себя, проходит процесс социализации. Решаются сложные проблемы общения, самоутверждения, творческого самовыражения в детской среде.
Много внимания уделяется воспитанию патриотизма и толерантности. Я считаю, гражданин и патриот своей страны с уважением и вниманием относится и к другим гражданам. Ведется работа по сближению культур: песни, танцы, сказки, традиции разных народов органично вводятся в мероприятия и уроки. Важно, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире. Творчество и творческая деятельность определяют ценности человека. Деятельность ориентирована на создание условий для формирования ключевых компетенций (коммуникативной, социальной, информационной, деятельностной), на развитие у каждого ребенка способностей:
− к систематическому успешному учению;
− к осознанному и ответственному выбору;
− ответственности за себя, близких людей, окружающий мир;
− самоактуализации, самореализации.
Пример работы учащегося.
Воспоминания из жизни родственников вгоды
Великой Отечественной войны.
Память — это не просто дань уважения, безграничная благодарность героям, преклонения перед подвигом миллионов. Она — ежедневная наша потребность в ощущении своей личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и свершениям своего народа.
Мои прабабушка и прадедушка в годы Великой Отечественной войны жили в Белоруссии около города Дисна. Это время они вспоминали с ужасом и слезами на глазах. Немецко-фашистские захватчики почти полностью уничтожили город Дисну. За время войны много страшных событий произошло в том районе. 22 октября 1941 года гебитскомиссар объявил, что в течение получаса все евреи должны переселиться в гетто (лагерь для евреев). Страх и ужас охватил население. Здесь десятки лет дружно жили белорусы, евреи, поляки. С первых дней немцы начали гонять всё еврейское население, вплоть до детей. Евреев заставляли делать непосильную тяжёлую работу и при этом всячески издевались и мучили их. Общение с крестьянами под страхом смертной казни было запрещено. Много крестьян, несмотря на грозившую им опасность, передавали продукты в гетто.
С 1 декабря 1941 года началось систематическое истребление еврейского населения. 14 июня 1942 года много карателей гнали толпу евреев. Евреи сами копали себе ямы, а полицаи охраняли их. Расстреливали евреев немцы и полицаи. Стон стоял, как будто небо обрушилось. Детей закапывали в ямы живыми. Расстрел продолжался весь день. Было примерно расстреляно 3800 человек.
К вечеру ямы заполнялись трупами до самого верха. Их засыпали песком. Земля ночью начинала шевелиться. Из песка начинала проступать кровь. Немцы приказали привезти известь и засыпать ей яму. Был насыпан целый холм, который превратился в монолит. Некоторым удалось вырваться из гетто, и они прятались в лесах. Ночью они приходили в деревню, и семья прапрабабушки помогала им одеждой и едой. По ночам в деревню так же приходили партизаны. Они просили провести их до определённого населённого пункта. Прапрадедушка помогал им. Это было очень опасно, если немцы замечали это, то жестоко расправлялись с населением.
На 9 Мая мы часто вспоминаем о жизни родственников в годы Великой Отечественной Войны.
Фомина Евгения.
Для активации интереса учащихся к различным сферам знаний, и, несмотря на младший возраст, проводится исследовательская работа. Учащиеся попробовали себя в роли научного сотрудника НГХМ, исследуя картину Маковского К. Е. «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям».
Фрагмент исследования картины.
Маковский Константин Егорович создал картину «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». На картине изображён период Смутного времени, когда страна гибла в мятежах и распрях.
На картине, которая высотой семь метров и шириной шесть метров, изображено сто портретов людей. Действие происходило на Ивановском съезде. Все люди и бедные, и богатые приносили пожертвования. Даже нищий готов отдать свой крестик.
А как изображен сам Минин! Кажется, я слышу его слова.
Меня до глубины души поразила эта картина, чувствуешь себя непосредственным героем событий.
Шонгин Михаил
Именно из истоков русской культуры (песен, пестушек, сказок, былин…) ребенок черпает те человеческие ценности, которые оказывают влияние на его жизнь. Поэтому воспитание детей средствами и самим содержанием народной культуры — это обращение к тому, чем ребенок уже владеет, так как это передается с рождения через мелодику, грамматический строй и лексику родного языка, к чему внутренне готов, чему открыт. Детям предлагается мыслить и анализировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, рассматривать явление или предмет в его многообразии с разных сторон. От красоты природы переходим к красоте слова, музыки, живописи. Через красоту к человечности.
Реализуя идеи классического педагогического наследия и внедряя инновационные технологии, используя основными аксиологический и культурологический подходы, я считаю, можно развивать человеческую природу, рассмотреть многогранность человеческих отношений, развивать сложную диалектику Души, воспитывать человека — гражданина.
Литература:
- Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 тт, Т.9, Л. С. Пушкину. Первая половина ноября 1824 г. Из Михайловского в Петербург. (https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1824/1279_96.htm)
- Лихачев Д. С. Память преодолевает время.// Наше наследие, № 1, 1998.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.