Открытие мира
Авторы: Воронкова Светлана Анатольевна, Хмельницкая Ксения Вячеславовна, Полетаева Ирина Васильевна, Котенёва Татьяна Васильевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 12.02.2019
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Воронкова, С. А. Открытие мира / С. А. Воронкова, К. В. Хмельницкая, И. В. Полетаева, Т. В. Котенёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3960/ (дата обращения: 19.12.2024).
Почему даже грубый асфальт
Пробивает былинка трава?
А. Галич «Спрашивайте, мальчики»
Все мы разные — и внешность, и характер, и ум, и души… Все мы желаем, чтобы рядом с нами были прекрасные люди, ужасаемся от преступлений в истории и в современном мире. И страшимся, думая о будущем наших родных детей, воспитанников, всех детей на планете: маленьких, беззащитных, доверчивых… Как же сделать так, чтобы мир не был для них жестоким, чтобы «прекрасное далеко» не оказалось в руках террористов, чтобы они сами росли хорошими людьми, чтобы не было войны на их пути?
Какие рычаги в области воспитания использовать взрослым, если они хотят привить ребенку веру в добро? В любом случае не надо забывать главную черту ребенка — любознательность. Любознательность заложена в природе ребенка. Он приходит в мир, а мир не спешит сам рассказать о себе, дитя сам в меру своих сил, как цыпленок скорлупу, каждый день пробивает для себя путь в неизведанное. Мы можем ему помочь, он нас просит об этом своими наивными прямыми и косвенными вопросами. Надо только не отмахиваться, не заглушить любопытство, не подменить важные ростки жизни своими безразличными ответами.
Конечно, все закладывается в семье, но если мы проанализируем свою жизнь, то вспомним события, людей, сказанные фразы, поступки, которые в корне повлияли на нас. И накладывается, наслаивается, отпечатывается в нашей душе информация, туда жизнь, конкретные люди бросают добрые и испорченные семена, они прорастают. [1]
Это — жизнь. Да! Но рядом с ребенком находимся мы — воспитатели — и мы призваны позаботиться о том, чтобы вложить как можно больше добрых семян и искоренить сорняки. То, что мы сами оставим след в их жизни — это аксиома. Очень хотелось бы, чтобы мы оставили добрую память о себе, чтобы заложенное нами давало добрые всходы и через много лет. Это большая ответственность, и мы сможем сделать на этой ниве, конечно, мало. Большой талант педагога бывает не у всех воспитателей, но все мы должны пытаться делать свое дело хорошо.
Открытие мира идет различными путями. Кроме личного пути ребенка мы можем предварить и активизировать интерес коллектива ребят — детей своей группы. Прежде всего, думается, надо использовать все лучшее, что есть у нас — воспитывать посредством умелой работы по передаче традиций предшествующих поколений, осуществлять патриотическое, трудовое, духовно-нравственное воспитание. Это им нужно, это стержень их развития. Все образовательные области в детском саду должны иметь своей целью воспитание человека доброй совести, долга и веры, способного к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Отечеству и людям, проявляющего духовную рассудительность, послушание, добрую волю, различающего добро и зло. Названные критерии всегда были идеалом русского человека. [2] Маленький ребенок легче поймет, что беззащитная старушка нуждается в помощи, что инвалид в коляске попал в беду, но он такой же, как и все. Параллельно с эстетическим воспитанием, познанием красоты вещей, красоты материального мира и целесообразности технического прогресса надо не забыть о душе ребенка. А в наше время надо уже думать о том, чтобы ребенок знал разницу между роботом и живым созданием: человеком и искусственным интеллектом.
Конечно, легко говорить — труднее делать. Все больше и больше человек отдаляется от человека, как следствие — родители от учителей и воспитателей. Этот процесс ускорятся от осознания собственной материальной защищенности, как это не парадоксально. Низкий интеллект в сочетании с большими возможностями позволяют судить о себе хорошо, а о других — наоборот. Как объяснить родителям, что их положительное отношение к воспитательному процессу в детском саду, доброе отношение к людям вообще существенно поможет их ребенку? Как самому воспитателю не опуститься до обид и равнодушия к детям? Мы делаем общее дело, от нашей тесной взаимопомощи, от нашей согласованности, а правильнее — от нашей дружбы, взаимного уважения зависит будущее ребенка.
Мы учим детей с первых лет жизни любить родителей, помогать им, заботиться о них. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — всё это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.
Вместе с родителями мы развиваем в детях их лучшие качества. Очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в развитие нашего края.
В беседах с детьми выявляется слабая осведомлённость о жизни предыдущих поколений, о работе родителей, о городе, в котором живут. Многие дети затрудняются назвать имена прабабушек, прадедушек, названия улиц, где проживают их близкие родственники, не интересуются, где и кем работают родители, не знают памятных и важных мест нашего города. Нужно вести работу, целью которой является помощь воспитанникам в осознании себя частью своего рода, города, края, надо расширить знания о своей семье, крае, сформировать стремление быть причастными к процветанию малой родины, воспитывать гордость, а вместе с тем ответственность за свою семью, оскольский край. [3]
Поставленные задачи лучше всего решать комплексно в игровой деятельности, в свободной деятельности дошкольников, в организованной образовательной деятельности, и опять же — во взаимодействии с родителями.
Вот подобную работу в своих группах проводили мы. Она проводилась в три этапа. На первом — диагностировали пробелы в воспитании детей в данном направлении. На втором этапе проводились мероприятия с дошкольниками и родителями.
В первую очередь мы провели работу по сбору материалов о родственниках, воевавших в Великую Отечественную войну. Дети совместно с мамами и папами обратились за помощью к бабушкам и дедушкам, чтобы они поделились воспоминаниями о своих родителях, которые в то грозное время защищали Родину, наш край и будущее поколение. Эти сведения были записаны, к ним прилагались фотографии, письма с фронта; у многих сохранились ордена и медали, которые на время были переданы нам. В группе дети рассказывали о том, что узнали, а узнали много: оказывается, большая часть прабабушек и прадедушек защищали оскольский край. Всё увиденное и услышанное дети отразили в рисунках, которые были оформлены в выставку.
Для углубления знаний о работе родителей ребятам было предложено уточнить место работы, должность и их обязанности. Мамы и папы приносили фотографии со своего рабочего места, рабочий инструментарий, буклеты о своей работе. Самые активные, пришли в группу, чтобы рассказать о своей работе. Нас посетили работник газовой службы, сферы торговли и технический сотрудник. Наряду с общими сведениями о профессиях, дети расширили свои знания о технике безопасности в быту, о поведении в магазине, осознали необходимость соблюдения чистоты и порядка в общественных местах.
В результате бесед выяснилось, что родители своим трудом сохраняют и приумножают всё то, что в своё время защитили наши предки и передали нам. Свои впечатления дети отразили на бумаге с помощью аппликации. Чтобы дети осознали необходимость их вклада в процветание края, с детьми проводились экскурсии к памятным местам города, была показана презентация «Достопримечательности нашего города», использовалась литература о крае, произведения наших земляков-современников. Воспитатели обращали внимание мальчишек и девчонок на то, что наш город красивый, чистый, ухоженный.
Дети были подведены к мысли, что, будучи наследниками героев-освободителей и родителей-тружеников, они сами должны вносить посильный вклад в процветание нашего края: не вытаптывать клумбы, не обрывать ветви деревьев, не разбрасывать мусор, помогать родителям, стараться получать знания для того, чтобы продолжить работу на благо нашего Отечества. Дети не просто рассуждают об этом, но и активно помогают родителям: заботятся о младших в семье, о близких родственниках. Это отразила фотовыставка «Я — помощник». Также и в детском саду мы вместе высаживаем кустарники, поливаем цветы, развешиваем кормушки, подкармливаем птиц ит.п.
На третьем этапе — подведение итогов данной работы с детьми, обобщение результата. Все полученные сведения были зафиксированы на отдельных страницах и собраны в один альбом «Забота о крае — наша традиция».
В ходе проведённой работы дети ощутили причастность к своему роду, к своему городу; почувствовали ответственность за сохранение и приумножение наследия предыдущих поколений.
Эта, в общем-то, несложная работа вдохновила нас тем, что все ее участники были настроены патриотично, им нравилось работать в кругу своей семьи и с незнакомыми людьми, они признавались, что получили полезный импульс. Мы же вспомнили, что былинка-трава пробивает грубый асфальт, и укрепились в мысли о пользе подобных мероприятий. А их много: работа с художественной литературой, походы в музеи, встречи с интересными людьми, просто беседы — эти простые, далеко не новые мероприятия помогут нам научить детей быть настоящими людьми, открыть мир, где добро непременно должно победить зло.
На наш взгляд, любая работа воспитателя, если она открывает мир для ребенка в светлую сторону, обязательно поможет ему в жизни.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., 2008
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. — М., 2012
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера — М., 1986