Развитие воображения у детей дошкольного возраста посредством пластического интонирования
Автор: Комарова Мария Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2019
Статья просмотрена: 529 раз
Библиографическое описание:
Комарова, М. Д. Развитие воображения у детей дошкольного возраста посредством пластического интонирования / М. Д. Комарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14951/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современная музыка достаточно разнообразна и удивительна. Она наполнена свежими ритмами и мелодикой, в ней используются новые формы и структуры. Однако при этом не меняется основное свойство музыки — передача чувств, эмоций, настроения, мыслей и образов. Музыкальный язык сам по себе очень сложен, в связи с чем вопрос о совершенствовании способов познания музыки человеком до сих пор актуален. Взаимосвязь музыки с движением подсказывает нам новые пути осознания музыкальных образов. Одним из таких способов является пластическое интонирование.
Многие ученые, педагоги, психологи и музыканты писали о тесной связи музыки и танца. Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. П. Сергеева и многие другие педагоги уверенно говорили об эффективном использовании пластического интонирования в работе с детьми. Швейцарским педагогом Э. Жак-Далькрозом была разработана система ритмического воспитания детей. Опираясь на эту систему, российские исследователи (Н. П. Збруева, Е. В. Кононова и др.) создали методические основы музыкально- ритмического воспитания в России в 20–30-е гг. И на этой базе были основаны различные методики музыкально-ритмического воспитания.
Изначально гимнастические упражнения не связывали с музыкой. Эта роль отводилась танцу, которой сочетал в себе песню, танец и музыкальное сопровождение, часто представляющее собой незатейливое исполнение ритма на простейших ударных. Затем, в 19–20 веках возникла идея соединить гимнастику с музыкой, что означало совершенно иное понимание культуры движения. Одним из новаторов являлся французский оперный певец Франсуа Дельсарт. Он обратил внимание, что музыкальное сопровождение улучшает эмоциональное состояние учеников. В свою очередь, позитивные эмоции побуждают выполнять движения более энергично, что положительно сказывается на всем организме в целом. Тогда же было выяснено, что музыка способствует и запоминанию движений — к тому же, таким образом развивается музыкальная память и, как следствие, любовь к музыке.
На сегодняшний день музыкальное воспитание акцентируется на увеличении интонационного и образного опыта ребенка, способности эмоционально откликаться на музыку, а также помогает сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству. Главным образом, во главу угла ставится не столько знание ребенка о музыке, сколько полное погружение в нее.
Пластическое интонирование меняет сам процесс слушания музыки, переводя его из пассивного восприятия в активное. С помощью пластического интонирования детям удается осознать и осмыслить музыкальную сущность изучаемого произведения, совместно с этим происходит обобщение знаний ребенка о музыкальном искусстве в целом. Пластическое интонирование связывают со всеми направлениями исполнительского искусства. С помощью пластических движений и пластических этюдов дети получают возможность выражать свое восприятие музыки без объяснений собственного душевного состояния. Педагог же, благодаря пластическому интонированию, сможет направить духовное внимание в волшебный внутренний мир музыкального произведения без нарушения таинства личного взаимодействия с искусством.
Сам термин «пластическое интонирование» появился в 1981 году. Его создатель Т. Вендрова убеждена, что использование ритмических движений активизирует у ребенка собственно само слышание музыки. Ее образное и интонационное содержание выявляется через жесты, характерные движения. Осмысление музыкального содержания через жест предоставляет возможность активного восприятия музыки вместо пассивного. При таком подходе решается несколько типов задач:
- психологическая. Непривычные ощущения позволяют активизировать такие психические познавательные процессы как восприятие и мышление, а также помогают полностью вовлекаться в процесс творчества, благодаря чему формируется непроизвольное внимание. Ребенок ощущает себя неотъемлемой частью музыки и чувствует музыку как часть себя.
- образовательная. Дает возможность визуально показать средства музыкальной выразительности, включая динамику, штрихи, фразировку, не нарушив при этом сам процесс слушания.
На музыкальных занятиях пластическое интонирование реализуется разнообразными видами и формами. Взять, к примеру, «свободное дирижирование». Это так называемый метод «слушания рукой». Этот прием имеет такое название благодаря тому, что дирижерский жест зарождается у ребенка в качестве естественного пластического отклика на мелодию.
Дети как будто прорисовывают рукой движение мелодии, выделяя сильные доли, стремясь к кульминации, передавая жестами штрихи.
Подражание игре на музыкальных инструментах так же является часто используемым приемом пластического интонирования. Имитируя с помощью движений способ игры на том или ином музыкальном инструменте, ребенок может следовать за звучанием пьес, имеющих ярко выраженное тембровое звучание определенных инструментов.
Еще одним широко распространенным приемом пластического интонирования является метод пластической импровизации. Это движения в свободной форме, которые выражают индивидуальное слышание музыкального наполнения произведения. Одними из видов пластической импровизации являются методы одушевления и идентификации с образом. Метод одушевления представляет собой прием, когда ребенок будто одушевляет музыкальный образ неодушевленного объекта (небо, снег, дождь, радуга и т. д.)
Метод идентификации с образом позволяет исполнителю вжиться в образ главного героя музыкального произведения. Для ребенка интересным опытом будет подражание эмоциям героя и воссоздание жестов, поз, мимики и походки персонажа. При применении приема пластической импровизации творческий процесс внезапно может превратиться в полноценное театрализованное представление. Музыкальное произведение вдруг окажется настоящей «звучащей картиной» к абсолютному восторгу маленьких исполнителей.
Музыкальное произведение, имеющее яркий интонационно-образный строй, может побудить детей к исполнению пластических этюдов. Данные этюды развивают у ребенка координацию движений, пластичность и гибкость и позволяют более глубоко прочувствовать и понять музыку в целом. При этом можно использовать элементарные звуко-двигательные средства выразительности, такие как: притопы, прихлопы, шлепки и щелчки пальцами. Эти выразительные средства широко используются Карлом Орфом в его системе музыкального воспитания и носят общее название «звучащие жесты».
Методика «Зеркала» В. Коэн так же широко используется в пластическом интонировании. Суть метода заключается в том, что дети в точности копируют жесты, позы, мимику и движения взрослого, будто в зеркале. При этом сам взрослый своими движениями выражает свое личное восприятие и понимание музыкального произведения. Придуманные взрослым жесты и движения не являются фиксированными отдельными музыкальными элементами, пульсацией или фразировкой. Это не является свободным дирижированием, а именно целостным и эмоциональным анализом мелодии, который выражен в простых и естественных движениях тела. Для составления «зеркала» есть несколько общих правил:
- при повторении музыкального материала движения тоже должны повторяться. Если повтор с вариацией, значит эта вариация должна быть отражена и в движении.
- в «зеркале» отражают дробление мелодии (симметричные музыкальные отрезки выражаются соответствующими движениями влево-вправо; музыкальные фразы с неустойчивой интонацией — к примеру, оканчивающиеся на доминанте — побуждают к неоконченному, тревожному открытому жесту. Музыкальные предложения, приводящие к устойчивой тонике, отражаются в закрытых, завершенных жестах.
- величина энергии в том либо ином музыкальном фрагменте выражается в различной амплитуде жестов.
Необходимо помнить о том, что при создании «зеркала» ответственность на себя берет взрослый, ведь он не только демонстрирует свое личное видение музыкального образа, но и фактически «навязывает» свое слышание мелодии детям. Именно поэтому жест взрослого должен отличаться точностью, как эмоциональной, так и структурной, во избежание конфликта с интонационно-образным наполнением музыки.
Хотелось бы отметить, что особо важное значение этот метод пластического интонирования имеет для детей с недостаточно развитой координацией слуха и голоса и детей со слаборазвитым звуковысотным слухом.
Используя пластическое интонирование, дети учатся чувствовать и осмыслять свои и чужие эмоции, с удовольствием придумывают свой набор жестов, учатся осознанно оценивать свои выступления и выступления других детей. Такие игры побуждают детей активно вслушиваться в музыкальную ткань произведений, а самое важное — позволяют многократно обращаться к одной и той же мелодии, усваивая ее. Такая форма работы позволяет ребенку научиться слушать музыку, осмыслять ее и запоминать.
Литература:
- Апраксина О. А. Хрестоматия по методику музыкального воспитания. — М., 1987.
- Болотина, Л. Р. Комарова, Т. С., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1997. — 240 с.
- Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. — 1997, — № № 1, 2.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. — М.: Смысл, 2001. — 180 с.
- Коен В. Метод «музыкальных зеркал»//Искусство в школе.- М.: -1999 № 5.
- Пиличяускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Науч. — метод. пособие для учителей. — М.: МИРОС, — 1992. — 40 с.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2005. — 384 с.
- Привалова, М. Движение — художественный образ музыки /М. Привалова // Искусство в школе. — 2010. — № 3. — С. 42–43
- Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвилли. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 2000.
- Рыбкина, Т. В. Пластическая интонация: к проблеме взаимосвязи музыки и движения/ Т. В. Рыбкина // Вестник МГКИ. — 2008. — № 1. — С. 217–222
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сост. Л. А. Баренбойм. М., 1978.