Танцетерапия как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников
Автор: Пичугова Евгения Николаевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 28.04.2021
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Пичугова, Е. Н. Танцетерапия как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников / Е. Н. Пичугова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6319/ (дата обращения: 23.11.2024).
В данной статье представлены техники, которые влияют на процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами дошкольников.
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение.
Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с окружающим миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Имеется в виду не только физические наказания, раны, травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5–6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих целей и задач:
- Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости).
- Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).
- Развитие воображения (способность к пластической импровизации).
- Развитие мышечных ощущений путем подражания и повторения движений и действий ведущего.
- Направление и задерживание внимания на своих ощущениях, различение и сравнивание их.
- Изменение характера движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому в своей работе, на занятиях, использую упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть — телесные и танцевальные методы.
Я предлагаю некоторые упражнения, развивающие пластику, гибкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. Также эти упражнения можно выполнять дома вместе с родителями. Совместные музыкальные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.
Научившись свободно двигаться, мы откроем в ребенке творца!
Кроме того, выполняя их, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные на развитие общительности, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального напряжения.
Для выполнения упражнений нужна музыка разных темпов.
- «Подари движение» (по кругу по очереди показывают движения, передают эстафету кивком головы, все повторяют)
- «Танец 5 движений» («течение воды» — мягкие, плавные движения; «переход через чащу» — резкие, четкие, сильные; «сломанная кукла» — вытряхивающие, незаконченные движения; «полет бабочек» — тонкие нежные, изящные движения; «покой» — звуки природы «слушание своего тела»). После упражнения поговорить с детьми какие движения больше понравились, что легко получалось, а что трудно.
- «Свободный танец» — танцевать с закрытыми глазами не мешая друг другу.
- «Джаз тела». Ведущий показывает порядок исполнения движений. Сначала движения только головой и шеей в разные стороны, вперед, назад в разном ритме, затем движения плечами: вверх-вниз, то вместе, то попеременно. Далее руки сгибаем в локтях, затем в кистях. Потом бедрами, затем коленями, далее ступнями. А теперь по порядку: голова-плечи-локти-кисти-бедра-колени-ступни. В конце стараться двигаться всеми этими частями одновременно.
- «Водный карнавал» (предложить детям побывать на празднике у морского царя, все превращаются в морских обитателей и танцуют, ведущий выбирает лучшего)
- «Воздушный бал» (все превращаются в птиц, бабочек, стрекоз и танцуют)
- «Согласованные действия» в паре с родителями или друг с другом (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, перетягивание каната, передача хрустального стакана)
- «Утро» (муз. Э. Грига «Утро») Дети лежат на ковре, спят, ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну, любуются ранним утром.
- «Танцующий огонь» (муз. Г. Свиридов «Время вперед») Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра в разные стороны, разлетаются маленькие искры.
- «В магазине зеркал». В магазине стояло много больших зеркал (дети). В магазин зашла обезьянка, она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. «Обезьянки» ответили им тем же. Она погрозила им кулаком и ей из зеркала погрозили, она топнула ногой, и все топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний, потому что оно отражает внутренние эмоции прежде, чем они находят выражение в слове и звуке».
Литература:
- Очнева, Е. И., Лохматова Л. В. Музыка в движении, движения в музыке. Игровое взаимодействие взрослых и детей. — М.: Сфера, 2019. — 112 с.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М.: Владос, 2000. — 176 с.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика. — М.: Владос, 1995. — 160 с.
- Фирилева, Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Ж. Е. — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 352 с.
Похожие статьи
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...
Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе
Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
Игровая деятельность дошкольников
В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.
Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях
Диагностика образовательных результатов воспитанников детского сада направлена на выявление качества усвоения ими учебного и воспитательного материала. В данной статье описаны задачи, функции, методы организации диагностики образовательных результато...
Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР
В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...
Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...
Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем
Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...
Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.
Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.
Похожие статьи
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...
Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе
Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
Игровая деятельность дошкольников
В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.
Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях
Диагностика образовательных результатов воспитанников детского сада направлена на выявление качества усвоения ими учебного и воспитательного материала. В данной статье описаны задачи, функции, методы организации диагностики образовательных результато...
Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР
В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...
Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...
Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем
Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...
Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.
Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.