«Сочиняем сказку сами» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. «Сочиняем сказку сами» / А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14905/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольный возраст — это возраст сказок. Со сказками дети знакомятся с раннего детства, сказка входит в жизнь ребенка и остается на долгие годы.

А. В. Сухомлинский писал: «Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Сказка — это средство формирования личности ребенка. К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Сказки оказывают неоценимую роль в формировании речевого развития ребенка. Ведь сказки — это богатый наглядно-образный эталон речевой культуры народа. На примере языка сказок ребенок знакомится с богатством, величием и красотой русского языка.

Основная задача речевого развития дошкольника — это развитие связанной речи. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для обучения творческому рассказыванию, сочинению сказок и историй. К 5–6 годам у детей наблюдается не только интерес к словесному творчеству, но и творческой речевой деятельности. Этому, в свою очередь, способствуют речевые возможности детей: богатый словарный запас, умение строить разнообразные синтаксические конструкции, умение логически выстраивать сюжет повествования.

Творческое рассказывание строится на детском воображении. И главная задача педагога — способствовать развитию нестандартного мышления, вызывать желание выдумывать, творить, фантазировать.

Сказка — самый любимый жанр детского сочинения. Ведь она позволяет погружаться в необычный мир волшебства и чудес, в сказке возможно все.

Новый год — самый долгожданный, любимый, сказочный праздник.

Вот такие новогодние сказки сочинили дети подготовительной группы.

«Не наряженная елочка» (Донцу Никита, 6 лет)

В одном лесу жила-была елочка. Шел снеговик по лесу мимо нее и увидел, что стоит елочка очень грустная. Снеговик спросил ее:

— Елочка, почему ты такая грустная?

— Ах, — сказала елочка, — Дедушка Мороз забыл меня нарядить и положить подарки для лесных зверюшек.

— Елочка, не волнуйся. Я со своими снеговиками украсим тебя, и ты будешь самой красивой. — ответил снеговик.

Они нарядили елочку разноцветными шарами. Дед Мороз положил под елку подарки. Прибежали и прискакали лесные зверушки, всем было весело. Они пели песни и водили хоровод вокруг елочки.

Так лесная красавица елочка устроила веселый праздник в Новый год.

«Новогодняя сказка про Бабу-Ягу иелочку» (Удовенко Егор, 6 лет)

Жила-была в своей избушке на курьих ножках Баба-Яга, она посадила вокруг своего дома множество колючих кустов, чтобы к ней не ходил Леший.

А за забором ее дома росла елочка-красавица, радовалась каждому дню и тянула свои веточки к солнцу. Елочка была возмущена злыми поступками Бабы-Яги.

Скоро Новый год, подумала Баба-Яга и решила срубить елочку. А в это время к ее дому подошел Леший, преодолел все колючие кусты, постучал к ней в дверь, а Баба-Яга от испуга топор наточенный выронила.

— Что делаешь, Ягуля?

— Топор точу, хочу елку к Новому году срубить

— Да ты что? — проскрипел Леший. — Пусть красуется.

— Да… — мечтательно сказала Баба-Яга, положила топор и взяла елочные игрушки.

Они вместе с Лешим украсили елочку и Баба-Яга пригласила много гостей. Они пили чай с пирогом. А потом все гуляли, водили хоровод вокруг новогодней елки и прыгали в снежные сугробы.

Елочка любовалась на веселую компанию и думала о том, что и Баба-Яга наконец-то сделала что-то доброе, веселое и хорошее.

А тем временем часы пробили полночь и наступил НОВЫЙ ГОД.

«Спасение елочки» (Ярмак Маша, 6л8м)

В лесу родилась елочка. Была она маленькая и слабенькая. Но когда шел дождь она набиралась сил и крепла. Ветер делал ее выносливой. А солнышко ласкало ее и пригревало. Летом под ней росли грибы, которыми питались разные звери. Зимой на ветках собиралось много снега и под его тяжестью они склонялись к земле. В этом снежном шалаше прятались звери от злого волка. Весной снег таял. Так и росла наша елочка много лет.

Однажды приехали в лес люди и захотели срубить ее, но, посмотрев на нее, поняли, что она слишком красивая, и если ее оставить — она будет радовать всех еще много, много лет. И до сих пор наша елочка украшает лес.

И если первые сказочные истории, придуманные детьми в силу возрастных особенностей пока несовершенны, ограничены, не всегда логичны, но в процессе специально организованной работы с каждым разом улучшаются и совершенствуются.

Особое внимание хотелось бы уделить и сочинению сказок детьми вместе с родителями. Сочинение сказок вместе со взрослыми не только формирует речевое развитие ребенка, но и играет немаловажную роль в сплачивании семьи. Еще в дореволюционные времена в семьях интеллигенции был распространен такой вид деятельности, как сочинение сказок с мамой. Эти сказки оформлялись и выпускались в виде домашних книг. Как много положительных эмоций испытывал ребенок, беря эту книгу в руки!

В нашей группе мы активно работаем над вовлечением родителей в совместную деятельность с детьми, активно поддерживаем традиции семейного чтения, организуем выставки совместного творчества. Свои сказки дети с родителями оформляют в виде красочных сочинений, небольших книжек.

Сочиняя сказку вместе с ребенком, взрослые дают ребенку ощущение собственной значимости, любви и заинтересованности со стороны родителей, что ведет к сближению всех членов семьи. Рассказывая сказку другим детям, стоя рядом с мамой, ребенок начинает понимать: семья — это одно целое., и он занимает не последнее место.

«Елочка новогодняя» (семья Егора Удовиченко)

Однажды в лесу выросла маленькая Елочка. Была она очень красивая, стройная, пушистая. Все деревья в лесу любовались ею. А Елочка улыбалась, тихо качало своими зелеными веточками.

Все было хорошо, но однажды зимой нагрянула беда — пришла Пурга. Она была очень злой, потому что любила все живое вокруг заморозить, замести снегом, чтобы ни былинки нигде не было видно, только снежная гладь.

Все жители леса прятались кто где мог. Кому же негде было спрятаться убегали без оглядки. Ведь все деревья тряслись от страха и боялись прятать в своих ветвях птиц да зверей

— Что с вами стряслось, и куда вы бежите? — Спросила Елочка пробегающих мимо зверей и птиц.

— За нами Пурга гонится.

— А почему вы не спрятались от нее?

— Пурга запретила помогать нам. А кто ее ослушается, тот погибнет.

— Я ее тоже боюсь, но вас в обиду не дам. Спрячьтесь в моих веточках. Вместе мы устоим перед ней.

И только жители леса спрятались, как появилась злая Пурга. весь лес снегом занесла. Застонали деревья, приклонились к земле. Только смелая Елочка не дрогнула, не испугалась. Рассердилась Пурга пуще прежнего. Закружилась она, завыла, сковала все жгучим морозом. И опять Елочка не дрогнула, только прижала сильнее ветками к себе птиц и зверей.

Видит Пурга, ничего с Елочкой сделать не может. Замела ее снегом по самую макушку и ушла.

Весной растаял снег и увидели все Елочку, плачущую от боли. Все веточки поломаны, иголочки по лесу разметаны. Наклонились к ней сосны да клены, распрямили веточки. Побежали звери, полетели птицы во все уголки леса и нашли все иголочки до одной и отдали их елочке.

Стала Елочка краше прежнего. Деревья и лесные жители поняли, что только вместе можно победить Пургу. Если вместе дружно жить, никто с вами не справиться. Пурга про это прознала и в этот лес больше никогда не приходила.

Литература:

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. М.; Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.; Мозаика — Синтез, 2012.
  3. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связанной речи дошкольников. М.; ТЦ Сфера, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Елочка, ребенок, сказка, сочинение сказок, лес, веточка, житель леса, зверь, речевое развитие ребенка, творческое рассказывание.