Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений об окружающем мире с элементами разных видов деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беспомощнова, И. А. Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений об окружающем мире с элементами разных видов деятельности / И. А. Беспомощнова, Т. А. Кругомова, О. В. Квичастая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48301/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

А. М. Горький

В преддверии Нового года во всём мире открываются миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубаются каждый год! Никто не осмеливается назвать цифру и оценить объёмы торговли, потому что в каждом населённом пункте ради нескольких дней праздников наносится непоправимый ущерб природе.

Вечнозелёные хвойные деревья — это не какие-то сорняки, а ценная порода дерева. А новогодняя, беспощадная, вырубка леса приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов, и вред экологии.

Актуальность нашей темы состоит в том, что дети ощущают повышенную потребность в любом виде деятельности, которые удовлетворяют их интерес и активность в освоении окружающего мира.

В результате усилия детей направляются на познавательную деятельность.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес к познанию мира через разные виды деятельности.

Вы задумывались когда-нибудь, сколько лесных красавиц погибает в новогодние праздники? Что можем сделать для окружающей среды в канун праздника Нового года?

Представить себе новогодний праздник без лесной красавицы, наверное, невозможно. Тем более, что традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать 1 января встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

Как встретить Новый год вместе с детьми и интересно провести долгие зимние каникулы? Мы охотно Вам подскажем. Мы хотим предложить Вам мастер-класс по изготовлению елочки.

Для начала расскажите ребенку, откуда взялась традиция наряжать елку на новогодний праздник. Прочитайте о хвойных деревьях, где они растут, какую пользу приносят на Земле. С помощью, ниже представленной, ссылки «загляните» на фабрику елочных игрушек, как их изготавливают: https://www.youtube.com/watch?v=TAHy-rikyys

А теперь предложите не рубить елочку и не покупать живую ель, а сделать ее самостоятельно.

Некоторые рекомендации родителям при изготовлении изделия своими руками:

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

  1. Изделие должно быть выполнено аккуратно;
  2. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике;
  3. Изделие должно быть красивым;
  4. Изделие должно быть прочным;
  5. Изделие должно быть безопасным.

Есть множество интересных идей изготовления искусственных елочек из различных материалов. Мы предлагаем сделать елку из фанеры:

  1. Придумываем эскиз елки вместе с ребенком и переносим его на лист фанеры (рис. 1.).
  2. Вырезаем лобзиком и делаем устойчивое основание (помощь папы или дедушки приветствуется) (рис. 2.).
  3. Наклеиваем на каркас слой холофайбера, ваты или синтепона и обшиваем любой подходящей тканью зеленого цвета, можно даже в горошек (рис. 3.).
  4. На елку пришиваем помпоны или яркие крупные пуговицы, на них Вы и будете впоследствии вешать игрушки (рис. 4).

Рис. 1Рис. 2 Рис. 3

Рис. 4.

Выполняя эту несложную поделку, Вы решаете целый ряд педагогических задач. Ребенок вправе сам определить, какими игрушками он будет украшать елку. Первую игрушку сделайте вместе с ребенком. Он сам может выбрать материал: бумагу, ткань, краски, карандаши. Для вырезания Вы можете предложить простые или фигурные декоративные ножницы — у ребенка ненавязчиво работает фантазия, возникает интерес к получению нового предмета, сделанного своими руками. Сделав несколько игрушек, ребенок развешивает их по своему желанию — у ребенка воспитывается чувство такта, вкуса. Он может посчитать их; сказать, поровну ли пуговиц и игрушек; может закрепить понятие ориентировки в пространстве (вверху, внизу, справа, слева). Ребенок способен рассказать о каждой игрушке, загадать загадку о ней.

Посмотрите вместе с ребенком старые добрые мультфильмы: «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и Серый волк», «В лесу родилась елочка», «Снегурочка» и т. д.

https://www.youtube.com/results?search_query=новогодние+мультфильмы+видео+для+детей

Украшать елку мы предлагаем, слушая песенки про зиму, Новый год, Деда Мороза, елочку. Это сделает работу более увлекательной и нескучной. Не забудьте о домашнем чтении. По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Как обойтись в зимние вечера без чтения сказок Г. Х. Андерсена «Снежная королева», С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», Эрнста Те́одора Вильге́льма Го́фмана «Щелкунчик и мышиный король» и других замечательных сказок, которые Вы найдете пройдясь по ссылке:

https://pics.ru/zimnee-chtenie-25-luchshikh-detskikh-knig-pro-zimu

Хорошей традицией может стать вечернее чтение стихов, рассказов о зиме и Новом годе. А прочитать интересные стихи, рассказы Вы можете, пройдя по этим ссылкам:

http://lubopyshka.ru/article/992.html

http://ivanok.ru/gor_menu/st_ng.php

http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.html

Разучите с ребенком понравившееся ему стихотворение Деду Морозу. Приобщая детей к чтению, Вы тем самым расширяете представление ребёнка о мире, развиваете его мышление — как логическое, так и образное. Способствуете влиянию на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка, расширяете словарный запас, память, воображение и фантазию. При чтении детям книг происходит знакомство со всем, что окружает ребенка — природой, предметами и т. п. А также помогаете умению правильно составлять предложения.

Как приятно малышу посидеть с мамой и папой, поделиться впечатлениями об услышанном.

Во время прогулки понаблюдайте с ребенком за снегопадом, а потом покажите, как из круглого или квадратного листа бумаги (предварительно сложив их) можно вырезать снежинку. Ребенок наверняка захочет нарезать их много и украсить свою елку. Вот Вы ненавязчиво познакомили его с искусством оригами.

С помощью огоньков или флажков на елке можно закрепить цвета. Вместо электрической гирлянды, можно вырезать «огоньки» из квадратиков цветной бумаги: малыш уже умеет аккуратно срезать уголки — это интересное и увлекательное занятие. Под елку можно посадить пластилиновые игрушки, вылепленные ребенком: зайку, медведя, и даже Снегурочку в длинной шубке. Все зависит от Вашей фантазии, снова побуждающей ребенка к действию.

Очень интересный и увлекательный вид игры для детей — это театрализованная игра. Вы можете организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки и изготовленные своими руками. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Заинтересованный работой ребенок может провести некоторое время в самостоятельной деятельности, тем самым дав возможность Вам заняться и своими делами.

Надеемся, что наши незамысловатые советы придутся Вам по душе и помогут Вам в воспитании Вашего малыша!

Литература:

  1. Интернет-ресурс: https://solncesvet.ru/приобщение-дошкольников-к-чтению/ Приобщение дошкольников к чтению, Педагогический портал «Солнечный свет»;
  2. Интернет-ресурс: http://glubinnaya.ru/archives/3624 Не рубите елочку — есть несколько причин, Глубинная информация.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, елка, игрушка, вид деятельности, изделие, новогодний праздник, окружающий мир, познание мира.


Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности

Развитие у детей старшего возраста познавательной активности и способности к интеллектуальной деятельности посредством математических олимпиад

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности

Развитие у детей старшего возраста познавательной активности и способности к интеллектуальной деятельности посредством математических олимпиад

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Задать вопрос