Фракийские элегии В. Г. Теплякова и процессы циклообразования первой половины XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Разбаева, Е. В. Фракийские элегии В. Г. Теплякова и процессы циклообразования первой половины XIX века / Е. В. Разбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6516/ (дата обращения: 17.12.2024).



Вид занятия: интегрированное (интеграция, познавательно-речевое, художественно-музыкальное)

Цель : Познакомить детей с новогодними традициями, историей новогодней игрушки.

Задачи:

1. Образовательные:

— Формировать у детей представлений об истории и традициях новогоднего праздника

— Уточнять представления об истории новогодней игрушки.

— закреплять знания детей о деревьях хвойных и лиственных, их плодах и семенах.

— Закреплять у детей умение рисовать миниатюры гуашью

2. Развивающее:

— активизировать и уточнять словарь детей

— формировать грамматически правильную речь

— развивать эмоциональную сферу ребенка, при восприятии музыкально-художественных произведений новогодней тематики.

3. Воспитательные:

— воспитывать у детей бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты зимнего леса

— Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Словарная работа:

Новогоднее украшение, традиции, история новогодней игрушки, деревья хвойные и лиственные, стеклодув, папье-маше, войлок, мишура, фольга.

Предварительная работа:

1) чтение сказки Гофмана: «Щелкунчик и мышиный король», Мориса Метерлинка: «Синяя птица», С Маршак «Двенадцать месяцев»

2) Просмотр диафильмов: «Морозко», «Серебряное копытце», «12 месяцев»

3) рассматривание иллюстраций открыток с изображением елочных новогодних игрушек

4) создание мини музея новогодних украшений

Материалы: елка искусственная, елка и деревья плоскостные (для имитации леса). Шишки еловые, сосновые, лиственные, орехи фундук, грецкие, жёлуди, муляжи яблок, мандаринов, рябины. Новогодние игрушки из картона, папье — маше, стеклянные, вязаные, валяные из шерсти, гуашь 12 цветов, кисти синтетика № 8,№ 2, баночки с водой, тряпочки, заготовки из акварельной бумаги в виде плоского шарика с петелькой. Портативная аудиосистема. Записи П. И. Чайковский Симфония № 1 «Зимние грёзы», П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагмент), П. И. Чайковский «У камелька» (январь) из цикла «Времена года), «звуки леса»

Ход занятия:

( Дети сидят за столами, рядом ненапряженная елка ).

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:

«Что же это девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?

(ответ: елка)

Воспитатель : — Ребята посмотрите, какая у нас красивая елочка. Хорошая елочка, зеленая, пушистая.

( Звучит музыка, появляется Баба Яга ).

Баба Яга: Исовсем она у вас не красивая не пушистая, не зеленая. Вот я видела в одном саду елку, вот елка так елка, высокая, нарядная, вся игрушками украшена, не то, что ваша — голая.

Дети : Мы тоже ее украсим разными игрушками.

Баба Яга : Вы украсите? Да откуда вы их возьмете?

Дети : Мы сами их сделаем.

Баба Яга : Да вы не умеете!

Дети: Умеем, да и тебя научим!

Воспитатель : — Бабушка, ребята, а вы знаете, что такое новогодние игрушки? Откуда они появились и какие были раньше?

Дети: Нет

Баба Яга: И я не знаю.

Воспитатель : А я вам сейчас расскажу.

Воспитатель рассказывает:

Традиция наряжать елку к Новому году появилась в России в Петровские времена. Был такой царь Петр Первый. По его указу было велено встречать Новый год 1 января, а раньше отмечали новый год осенью, после сбора урожая. И еще приказал царь украшать дома еловыми ветками.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно ель выбрали для украшения жилищ и символа нового года?

Дети: Потому, что ель всегда зеленая, красивая.

Воспитатель: Да, ель не сбрасывает свои хвоинки, а еще она приятно пахнет, дом сразу наполняется запахом хвойного леса. Да и первые украшения тоже были родом и леса, еловые ветви, а потом и сами елки, стали украшать шишками, желудями, орехами, поздними яблоками, гроздьями рябины.

Баба Яга: Значит, первыми украшениями были подарки из леса? Тогда приглашаю вас ко мне в гости, в лес, за лесными украшениями для нашей елочки.

(Дети встают и под запись звуков леса, идут за Бабой Ягой.)

Баба Яга : Вот тут у меня спрятаны шишки. А вы знаете, с какого дерева эти шишки? Кто угадает, тот это украшение на елочку и повесит.

Дети: С елки.

Баба Яга : Значит, как их можно назвать?

Дети : Еловые.

Баба Яга : А в другой корзинке у меня, другие шишки, с какого они дерева?

Дети : С сосны, сосновые.

Баба Яга : А еще у меня есть совсем маленькие шишечки, ни за что не угадаете, с какого они дерева.

Дети : С лиственницы.

Баба Яга: Какие вы молодцы, все шишки отгадали. А как, одним словом можно назвать все эти деревья?

Дети: Хвойные.

Баба Яга: Правильно, все эти шишки с хвойных деревьев, они остаются зелеными всю зиму. Про них еще загадка есть: зимой и летом одним цветом. Все, кроме одного, особенного дерева. Какого?

Дети : Лиственницы, у нее иголочки — хвоинки, желтеют и опадают осенью.

Баба Яга : Какие вы молодцы, все знаете. Но не только хвойные деревья приготовили вам украшения для елочки, но и другие, которые сбрасывают листву осенью. Как они называются?

Дети : Лиственные.

Баба Яга : Молодцы, правильно — это лиственные деревья. Угадайте с какого дерева эти украшения, для нашей елочки. ( показывает желуди ).

Дети : Это желуди, растут на дубе.

Баба Яга: А эта детка с чьей ветки? ( показывает орехи фундук )

Дети : Это орехи, они растут не на дереве, а на кусте, орешнике.

Баба Яга : А еще есть у меня вот какие орехи, большие. Это дерево у меня в лесу не растет, это южное растение, наверно белки притащили. Но именно этими орехами в старину и любили украшать елку.

Дети: Грецкие орехи.

Баба Яга : Все-то вы знаете, а вот эти ягоды угадаете? Их любят снегири и дрозды.

Дети: Это гроздь рябины и растет она на дереве, рябине.

Баба Яга: Молодцы, а вот еще, остались на дереве маленькие яблочки, листья уже опали, а яблочки, все еще висят. На каком дереве?

Дети : На яблоне.

Баба Яга : Ну вот, мы немного украсили нашу елочку. А теперь, предлагаю, поиграть в игру: «Елочки — пенечки».

( Дети с Бабой Ягой играют в игру «Елочки — пенечки )

Воспитатель: Атеперь я расскажу и покажу вам, какие еще наряды для новогодней елочки появились со временем.

Орехи для красоты стали «золотить», покрывать золотой или серебряной краской или заворачивать в блестящую фольгу. Потом на елочку стали вешать пряники и печенья, конфеты и другие сладости.

( Воспитатель достает из коробки называемые украшения и дети по очереди вешают их на елку)

Воспитатель: А чтобы елочка была еще красивее и ярче на нее стали закреплять на проволочках свечи. Делать это надо было аккуратно, чтобы не случилось пожара.

Позже стали изготавливаться и более долговечные украшения: люди, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем металла и расписывали их разными узорами. Стали делать бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги вырезали ёлочных фей, звездочки, бабочек и фигурки зверей.

( Воспитатель достает из коробки называемые украшения и дети по очереди вешают их на елку)

Еще интересные украшения делали и картона, путем теснения получались объемные фигурки людей и животных, а еще елочные игрушки делали и папье-маше, это такая техника наклеивания кусочков бумаги в несколько слоев, в результате получались фигурки разных форм. Из скрученных серебристых проволочек делали мишуру.

Есть красивая легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй, новогодней фее. Эта волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.

Спустя какое-то время мастера-стеклодувы научились выдувать разноцветные шары из стекла и они стали самыми красивыми украшениями для новогодней елочки. К Новому году из тёплых стран привозили мандарины и их тоже вешали на елочку. Так мандарины стали одним и символов Нового года.

( Воспитатель достает из коробки называемые украшения и дети по очереди вешают их на елку)

К сожалению, не все могли себе позволить такие украшения и угощения, они были очень дорогие. Вот, и наряжали ёлочку в бедных семьях, по старинки, снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, шишками и орехами, вязаными варежками, носочками.

( Воспитатель достает из коробки называемые украшения и дети по очереди вешают их на елку)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам вернуться из леса, обратно в группу и самим сделать новогодние игрушки для нашей елочки. Думаю, вы справитесь с этой задачей и у каждого из вас получиться своя неповторимая игрушка.

(Дети под аудизапись П. И. Чайковского Симфония № 1 «Зимние грёзы » рассаживаются за столы, где уже стоят стаканчики с водой, лежат краски, кисти и заготовки для росписи)

( Появляется Баба-Яга).

Баба Яга: А как же я, вы меня тоже обещали научить?

Воспитатель: Садись, бабушка, с нами, бери кисточку и начинай создавать свою новогоднюю игрушку.

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами сделали заготовки: вырезали из картона основу новогодней игрушки, нарисовали фон. Сегодня вы нарисуете на этом фоне пейзаж-миниатюру. Мы с вами рисовали много пейзажей, вы должны выбрать тот, который понравился вам больше всего и изобразить его на своей игрушке. Сейчас я включу вам аудиозапись», П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент), П. И. Чайковского «У камелька» (январь) из цикла «Времена года). И вы можете приступать к рисованию.

(Дети садятся за столы и под музыку рисуют выбранный пейзаж на заготовках).

По мере выполнения задания вешают украшения на елку

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая и неповторимая елочка у нас получилась! Как вы думаете, чем она отличается от других?

Дети: Тем, что игрушки мы сделали сами, своими руками.

Воспитатель: Да, вы очень постарались! Я думаю, что такие чудеса своими руками вы сможете сделать к любым праздникам дома и в детском саду.

Баба Яга: И моя поделка на вашей елке есть, спасибо, вам ребята, что научили меня делать такие красивые украшения. Полечу я в другой сад, покажу там ребятам, как игрушки новогодние делать.

(Баба Яга «улетает»)

(Дети водят хоровод около елки под ауди записи новогодних песен) .

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Анна Рапопорт «История Новогодней елки» М. «Качели» 2018.
  3. Ткаченко А. Б. «История Новогодней елки» М. «Настя и Никита» 2015.
  4. Ольга Вербицкая «Новый год с Чевостиком» М. «МИФ» 2017
Основные термины (генерируются автоматически): элегия, лирический герой, Пушкин, Болгария, Фракийская элегия, время путешествия, Московский наблюдатель, литературное развитие, мировая история, пушкинская эпоха.


Ключевые слова

Поэтический цикл, состав, элегия., poetic cycle, composition, elegy

Похожие статьи

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Мифологема и архетип в поэзии украинского постмодерна: семантическое и функциональное измерение (на примере поэзии Оксаны Забужко)

В данной статье рассмотрена специфика функционирования мифологем разных типов в поэзии украинского постмодерна на примере поэзии Оксаны Забужко. Проанализированы характерные особенности употребления мифологем и изменения их значений в зависимости от ...

Джордж Байрон в Средней Азии и Казахстане. К истории профессиональных художественных переводов

В статье рассматриваются вопросы профессиональных художественных переводов произведений выдающегося английского поэта-романтика Джоржа Гордона Байрона на основные языки народов Средней Азии и Казахстана. Подчеркивается необходимость применения соврем...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Особенности организации пространства и времени в романе Ф. Томпсон «Lark Rise to Candleford»

Целью данного исследования является изучение особенностей организации пространства и времени в художественном произведении. Также предлагается анализ пространственно-временных маркеров с помощью теории функционально-семантического поля. Представлен а...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Особенности поэтического дискурса в сонетах Петрарки, Спенсера и Шекспира

В работе выделены основные аспекты, характеризующие сонет как жанр. В рамках поэтического дискурса рассматривается главный объект исследования: особенности поэзии проторенессансного и ренессансного периода, представленный работами Шекспира, Спенсера ...

Похожие статьи

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Мифологема и архетип в поэзии украинского постмодерна: семантическое и функциональное измерение (на примере поэзии Оксаны Забужко)

В данной статье рассмотрена специфика функционирования мифологем разных типов в поэзии украинского постмодерна на примере поэзии Оксаны Забужко. Проанализированы характерные особенности употребления мифологем и изменения их значений в зависимости от ...

Джордж Байрон в Средней Азии и Казахстане. К истории профессиональных художественных переводов

В статье рассматриваются вопросы профессиональных художественных переводов произведений выдающегося английского поэта-романтика Джоржа Гордона Байрона на основные языки народов Средней Азии и Казахстана. Подчеркивается необходимость применения соврем...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Особенности организации пространства и времени в романе Ф. Томпсон «Lark Rise to Candleford»

Целью данного исследования является изучение особенностей организации пространства и времени в художественном произведении. Также предлагается анализ пространственно-временных маркеров с помощью теории функционально-семантического поля. Представлен а...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Особенности поэтического дискурса в сонетах Петрарки, Спенсера и Шекспира

В работе выделены основные аспекты, характеризующие сонет как жанр. В рамках поэтического дискурса рассматривается главный объект исследования: особенности поэзии проторенессансного и ренессансного периода, представленный работами Шекспира, Спенсера ...

Задать вопрос