Образовательные традиции Поморья
Автор: Мазур Дарья Николаевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 30.01.2019
Статья просмотрена: 70 раз
Библиографическое описание:
Мазур, Д. Н. Образовательные традиции Поморья / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14813/ (дата обращения: 16.11.2024).
Бережное отношение к сохранению, укреплению и процветанию народных обычаев и традиций, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями, является важной задачей воспитания у всех народов.
«Поморье — административное название района по берегам Белого моря, Онежского озера и по рекам Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама и Вятка вплоть до Урала (15–17 вв.) или более общиной территории — от Обонежья до Северного Урала, включая Карелию, двинские, важские, сысольские, вятские, пермские земли, Посухонье, Белозерский и Печорский край («Поморские города»), находившиеся во владении Новгорода (12–15 вв.) и Русского государства (кон. 15–16 в)» [4, с.317].
«Поморы — русскоязычная группа этноса, заселившая (с 12 в.) берега Белого и Баренцева морей и выработавшая своеобразный культурно — хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового приморского хозяйства (рыболовство и морская охота)» [4, с. 318].
Буторина Т. С. пишет: «Образовательные традиции — исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение, сохраняемые и принимаемые общественным мнением в течение длительного времени принципы, идеи, способы, лежащие в основе поведения и деятельности людей» [2,c.40].
Возникновение и становление образовательных традиций на Русском севере обусловлено особой социокультурной средой [1], возникшей на данной территории в течение многих столетий. Её отличали такие факторы, как: специфика экономической жизни; широкое развитие многоплановой народной культуры; распространенность грамотности; наличие в регионе большого числа книг светского и религиозного характера; уважение к западной образованности; наличие системы народного воспитательного опыта.
«Своеобразная социокультурная среда способствовала формированию следующих основополагающих идеи в образовательных традициях Поморья: идеи о ценности знаний; идеи о ценности человека, в т. ч. другой национальности; идеи о ценности семьи; идеи о ценности труда; идеи о ценности нравственности» [2, с.40].
Региональная среда Поморья содействовала развитию идеи о ценности знаний, как среди мужского, так и среди женского населения. Подтверждает данный факт распространение на Севере ранней грамотности. В различных промысловых местах ещё сохранились надписи на русском, норвежском языках, относящиеся к XVII — XIX векам. Множество рукописных книг богослужебного и смешанного содержания было найдено в крестьянской среде [2].
Многие архивные источники подтверждают, что северный край Европейской России издавна отличался особенной книжной культурой. На формирование и развитие общего и профессионального образования оказала высокая книжная культура в Архангельской области. Идея о ценности знания — одна из наиболее значимых идей в образовательных традициях Русского Севера.
На Русском Севере важную роль в становлении человека, его развитии и образовании представляли нравственные ценности, именно поэтому одной из ведущих является идея ценности нравственных качеств личности. Издавна существовал определенный набор этикетных качеств личности, которыми должен быть наделен настоящий помор. К таким качествам относится, в первую очередь, почитание женщины. Этнографы начала XX века писали о том, что поморский Север богат превосходными женщинами, славящимися тонкими, миловидными чертами, однако не уступающих мужчинам ни в силе, ни в ловкости. Мужчины сильно ценили роль женщины в семье, прислушивались к её мнению. Поморская женщина была не просто хранительницей домашнего очага, а считались выражением всех нравственных достоинств, символов своей Родины. «Идея о ценности женщины, её предназначения в нравственности общества и семьи, о гуманном отношении к ней и глубоком уважении является ещё одной образовательной традицией Поморья» [2, с.43].
Важной идеей образовательных традиций является идея о ценности труда. Трудовой принцип был крайне важен в воспитание на Севере. Маленькой девочке с ранних лет дарилась небольшая прялка. Мальчику дарили маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. В поморской семье дети только по дому были задействованы в 85 видах работ, не считая общего труда в поле, в который дети приобщались с пяти-шести лет [2]. Далеко не во всех делал взрослым требовалась помощь детей, а это значит, что приобщение детей к общему труду осуществлялось сознательно. С раннего детства детей приучали выполнять поручения не просто хорошо, а бережно относиться к результатам труда, как своего, так и чужого.
Веками на Русском Севере человека оценивали через отношение его к труду. «Память о человеке по его труду», «Трудовой человек всему цену знает», — так звучат поморские пословицы [2]. Через включение подрастающего поколения в трудовую деятельность выполнялось нравственное влияние на личность. В этом и заключалась основа воспитания.
Ещё одной из важных образовательных традиций Русского Севера является идея ценности семьи. Семья являлась основой жизни, в ней усваивались все ценности. Большая семья являлась самостоятельным коллективом как производственным, так и воспитательным. Соблюдалось половозрастное разделение труда, в котором особое внимание уделялось обучению подростков трудовым навыкам [2]. Взаимное уважение в семье способствовало сохранению тесных связей с близкими и дальними родственниками.
В образовательных традициях Русского Севера выделяется идея интеркультурации — уважение человека другой национальности, его культуры [3]. Русский Север с давних времен характеризуется как интернациональный регион. Ещё в середине ХVIII века в Архангельске проживало 140 иностранцев. Вследствие интернационального происхождения и составу населения, Русский Север фиксировал в себе различные национальные культуры: славянскую, финноугорскую, восточную. Возможно, именно поэтому, современных северяне терпимы к людям других национальностей и не обладают межнациональной враждой.
Литература:
- Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX в.: этнографические очерки / Т. А. Бернштам. — Л.: Наука, 1983. — 232 с.
- Буторина Т. С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. — 91 с.
- Народы севера и их культура [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/166199/narodyi-severa-i-ih-kultura (дата обращения: 02.03.2017)
- Поморская энциклопедия: В 5 т. /Гл. редактор Н. П. Лаверов. Т. I: История Архангельского севера /Гл. редактор В. Н. Булатов; Сост. А. А. Куратов; Редкол.: Е. Г. Аушева, В.П Базаркина, В. Н. Булатов и др. ПГУ, Ломоносовский фонд, Поморский научный фонд. — Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001. — 483 с.: ил.; [28] л. ил.; [4] л. карт.