Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 22.11.2018

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Грязнов, Д. А. Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер» / Д. А. Грязнов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14668/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена анализу влияния облачного сервиса Amazon WorkSpaces на перспективы ускорения перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».

Ключевые слова: облачные сервисы, среда «1 ученик — 1 компьютер», виртуальные рабочие столы, BYOD, Amazon WorkSpaces, образование

В последние несколько лет тема применения облачных решений в том или ином виде стала актуальной для практически любой организации или предприятия, работающих в современном мире. В первую очередь, переход к облачной модели эксплуатации ресурсов обусловлен возможностью радикально изменить подход к финансированию своих потребностей. Вместо часто очень капиталоёмких, и потому крайне непростых в смысле принятия решения, инвестиций в приобретение нужных аппаратных и программных компонентов, необходимых для функционирования ИТ сред современного предприятия, облачная модель позволяет перенести основной груз финансовых затрат на поточные расходы, потребляя всё необходимое в качестве услуги, — из облака.

Эта очевидная выгода может быть особо востребована среди организаций, не ориентированных сугубо на извлечение коммерческой выгоды, проходящих через стадию цифровой трансформации и, в силу этого, испытывающих острую нехватку в финансовых ресурсах. К таким организациям безусловно можно отнести всех участников системы среднего образования и в первую очередь школы. В свете процессов, проходящих в системе среднего образования, использование облачных решений может быть исключительно привлекательным. Так, например, во многих школах, в том числе и в нашей стране, вот уже около 10 лет в той или иной степени идёт эволюционный процесс перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер». В этом процессе, кроме вопросов, относящихся к сфере методического сопровождения, одной из самых ключевых проблем всегда была проблема недостатка средств для приобретения, содержания и своевременного обновления материально-технической базы, в первую очередь, компьютеров для учеников и соответствующего программного обеспечения. Эту краеугольную проблему пытались решить разными способами.

Наиболее традиционным способом является централизованная (на уровне государства или учебного округа) закупка необходимого оборудования для каждого ученика посредством финансирования такой закупки за счёт средств центрального или регионального бюджетов. При всей своей привлекательности и простоте, на практике такой подход является абсолютно нереализуемым. Даже если гипотетически предположить, что какое-то государство или даже учебный округ изыскали финансирование для разовой закупки нужного количества оборудования для ВСЕХ учеников от первого до последнего класса для применения его на ВСЕХ (или почти всех) уроках, что само по себе является неимоверно затратным и организационно сложным, то комплекс административных, технических и чисто эксплуатационных проблем, сопровождающих подобную закупку напрочь нивелирует эффект от ее реализации и, ко всему прочему, не обеспечивает переход к работе в среде «1 ученик — 1 компьютер» хотя бы потому, что оборудование принадлежит школе и не может эксплуатироваться вне школы, что подразумевается концепцией.

В связи с указанными проблемами, централизованная модель нашла свою нишу только в реализации концепции специализированных компьютерных классов, каковые небезуспешно эксплуатируются, однако зачастую для освоения предмета «Информационные технологии», как такового только.

Альтернативным способом в решении проблемы обеспечения учеников персональным устройством стало применение в школьной среде концепции BYOD — Bring Your Own Device (в переводе с английского — Принеси своё собственное устройство). Эта концепция зеркально противоположна подходу по централизованной закупке оборудования. BYOD предполагает полностью основываться на устройствах, принадлежащих ученикам. Безусловно, факт принадлежности устройств ученикам полностью избавляет школы от потребности финансировать закупку таких устройств самостоятельно. Однако, при всей стройности концепции BYOD, изначально разработанной для применения в крупных корпорациях, где сотрудник (очевидно вполне неплохо зарабатывающий) мог бы принести в рабочее окружение свой собственный ноутбук, ее применение в образовании встретило вполне понятные сложности.

Во-первых, ученики не способны оплатить приобретение своего собственного компьютера или вообще чего-либо самостоятельно. Они зависят от родителей, у которых далеко не всегда есть возможность обеспечить ребенка персональным мобильным устройством исключительно для школьных нужд. Т.о. есть очень высокий риск, что часть учащихся окажется без должного инструмента в процессе учёбы.

А во-вторых, даже если предположить, что у всех учеников есть то или иное персональное мобильное устройство (например, ноутбук, планшет или хромбук), различия в функциональных возможностях устройств, его программном обеспечении на уровне операционной системы, типами и версиями приложений, которые поддерживаются этими операционными системами, делают крайне маловероятной работу с нужным для учителя образовательным контентом для ВСЕХ учеников в процессе обучения. Требовать же от учеников (читай, их родителей) использования единообразных типов устройств является бесперспективным и, в конце концов, неправомерным. Особенно для тех стран, где среднее образование является бесплатным.

Некоторое время небезуспешно разрабатывался и апробировался третий способ решения проблемы наличия компьютеров у ВСЕХ учеников. Его можно назвать гибридным способом. Он предполагал построение модели, основанной на частно-государственном партнёрстве, где государство, в рамках доступных ему инструментов, создавало бы максимально благоприятные условия для родителей учеников для финансирования из семейного бюджета покупки необходимого типа устройства. Это могло быть сделано путем предоставления, в идеале, беспроцентного кредита или кредита с крайне низким процентом, покрытии полной стоимости или части стоимости устройств из сумм, подлежащих к уплате в виде подоходного налога, или иным другим способом. Главное — облегчить бремя покупки для родителей учеников. Со стороны частных партнёров (в большинстве случаев производителей устройств) могли предлагаться специальные, ориентированные на образование модели устройств, оптимизированные по цене. Цель здесь преследуется та же, что и в действиях государства — снизить бюджет необходимый родителям ученика для покупки устройства нужного типа. Для тех же учеников, чьи родители или попечители, несмотря на все предпринятые усилия, все равно не имели бы возможности профинансировать покупку устройства из собственного бюджета, государство могло осуществить покупку из своего. Данный подход оказался наиболее удачным, однако на практике был сопряжен с массой организационных сложностей, таких, которые зачастую было настолько сложно преодолеть, разработав и синхронизовав правила и процедуры для всех потенциальных участников таких инициатив, таких как: банки, налоговые органы, производители устройств, розничные сети, осуществляющие продажи и т. п., что за сложностью реализации уходила на второй план конечная цель — трансформировать процесс образования, введя в повседневный процесс обучения компьютер или иное персональное устройство мобильного типа, как эффективный инструмент повышения качества образования. Кроме того, инициативы подобного рода могли работать только в условиях экономики масштаба, ибо в противном случае, даже при желании государства, было практически невозможно обеспечить заинтересованность частных партнёров разрабатывать и внедрять особые, экономически оптимизированные модели и услуги, для успешности экономической модели которых требовались весьма высокие минимально приемлемые объемы их коммерческой реализации. Подобный масштаб мог быть обеспечен только на уровне государства (такого, как например Португалия со своим проектом «Магеллан» [1]) или на уровне очень большого образовательного округа более крупной страны. Так или иначе, масштаб определял лучшие возможные условия, но, одновременно, сложность организации. И чем больше масштаб — тем сложнее организация. Таким образом, хотя третий способ и показал свою действенность в некоторых странах, но, в силу очень высокой организационной сложности и требующейся экономики масштаба, не смог существенно переменить сложившуюся ситуацию. В условиях отдельно взятой школы, цель которой обеспечить предельно высокое качество образовательного процесса, проблема максимально универсализированных персональных мобильных устройств ученика, как штатного инструмента остается актуальной по сей день.

Однако, мир не стоит на месте. Стремительное развитие сегмента персональных мобильных устройств, таких как: смартфоны, планшеты, хромбуки и т. п., в купе с появлением совершенно новых, основанных на идее оплаты «за реально использованный ресурс» облачных сервисов, создают предпосылки к формированию нового, комбинированного способа решения проблемы обеспечения учеников персональным устройством и, как результат, реального перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер». Именно появление облачных сервисов определяет ключевое отличие этого нового способа от ранее рассмотренных. Речь идёт об облачном решении Amazon WorkSpaces [2] реализованным компанией Amazon Web Services.

Amazon WorkSpaces — это вычислительный сервис по предоставлению рабочих столов в облаке. Amazon WorkSpaces избавляет от необходимости приобретения и развертывания оборудования или установки сложного программного обеспечения. Он позволяет использовать в качестве персонального устройства ученика любую из уже, так или иначе, широко распространённых в ученических кругах платформ будь то Mac компьютер или компьютер на базе Windows, Хромбук, iPad, Fire планшет, планшет на базе Android, любое устройство, поддерживающее браузер Chrome или Firefox. Благодаря Amazon WorkSpaces ученики, используя одну из вышеперечисленных платформ, независимо от своего местоположения (из школы, из дома, из любого места, оснащенного доступом в Интернет), могут всего за несколько минут запустить унифицированный рабочий стол, быстро, надежно и безопасно подключиться к подготовленным для них учителем прикладным программам и, без промедлений, приступить к изучению учебного материала. Фактически, Amazon WorkSpaces упрощает доступ к образовательным ресурсам, предоставляя учащимся рабочий стол, готовый к обучению. Их приложения доступны с использованием интернет-соединения из любого места, независимо от окружающего оборудования или типа устройства ученика. Учителя могут использовать те инструменты и то программное обеспечение, которые максимально соответствуют целям и задачам их класса на определённый момент времени. WorkSpaces можно использовать для любого учебного плана, от CAD и инженерии для учащихся старших классов до более простых учебных программ, ориентированных на учеников любого возраста. Также очень полезно то, что с Amazon WorkSpaces педагоги могут получить представление об уровне использования тех или иных прикладных учебных программ путем понимания совокупных моделей их эксплуатации учащимися, а также уровней ученической вовлеченности, помогая выявлять тем самым области, в которых учащиеся нуждаются в помощи.

Amazon WorkSpaces обеспечивает единообразную учебную среду для учащихся как в классе, так и вне его — дома или в другом удалённом от школы месте, а также дает учителям, инструкторам, школьным сотрудникам и консультантам доступ к требуемым компьютерным ресурсам, соблюдая принятую в школе политику информационной безопасности. WorkSpaces помогает сократить расходы, связанные с компьютерными лабораториями и специальным оборудованием для учителей, администрации и учеников. Благодаря гибкой модели ценообразования, которая базируется на идее оплаты «за реально использованный ресурс» и учитывает пиковые периоды использования, школы могут спланировать свои затраты сообразуя их с имеющимся или запланированным финансированием и относя их на поточные расходы, избегая тем самым необходимости изыскивать и накапливать средства для единоразовой капитальной инвестиции в оборудование. По своей сути оплата за сервис Amazon WorkSpaces для школы никак не отличается от ежемесячных коммунальных платежей.

Конечно, само по себе внедрение в учебный процесс возможности использования Amazon WorkSpaces не снимает необходимости в наличии у ВСЕХ учеников в классе того или иного персонального мобильного устройства. В этом плане наличия нужно так или иначе добиться. И здесь наиболее разумным видится комбинированное использование концепции BYOD и сервиса Amazon WorkSpaces. Дело в том, что на современном этапе развития персональной компьютерной техники, её функциональные возможности настолько возросли, что даже простейшие (а значит самые недорогие и потому максимально доступные) образцы такой техники без труда могут обеспечить подключение к сервису удалённого рабочего стола, а также беспроблемно выполнить его отображение. Таким образом, практикуя у себя концепцию BYOD одновременно применяя Amazon WorkSpaces школы максимально уходят от проблематики различия в функциональных возможностях устройств, поддерживаемых ОС и прикладного ПО. Эти вопросы перестают быть сколько-нибудь важными. По сути, к устройству остаются всего 3 простых требования: 1) иметь возможность подключения к Интернет; 2) поддерживать работу одного из браузеров типа Chrome или Firefox; 3) иметь экран, достаточный для того, чтобы комфортно работать с образовательным контентом. На сегодняшний день, этим требованием соответствует любой простейший ноутбук, хромбук или планшет. Даже современные смартфоны без каких-либо модификаций удовлетворяют требованиям 1) и 2). В отношении требования 3) может быть предложен достаточно разумный и недорогой способ подключения через внешний монитор. Т. к. все современные смартфоны поддерживают необходимый тип подключения, то, посредством нужного переходника, смартфон может быть подключен к монитору. Конечно, от школы будет необходимо обеспечить наличие монитора. В условиях сравнительно низкой стоимости и значительно большего морального, а, зачастую, и физического срока плановой эксплуатации мониторов, наличие в школах некоторого количества мониторов для разделяемого использованиями учениками можно признать приемлемым. Таким образом совместное использование концепции BYOD и сервиса Amazon WorkSpaces максимально приближает школу к работе в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер». Следует также отметить, что применение сервиса Amazon WorkSpaces возможно также в случае комбинации его с оборудованием, использующемся для специализированных компьютерных классов. Исходя из этого можно сделать вывод, что перейдя к использованию облачного сервиса Amazon WorkSpaces школы могут максимально гибко комбинировать имеющиеся у них и учеников вычислительные ресурсы, дабы добиться наибольшего, насколько это позволяет внутренняя готовность самих школ, охвата ученической аудитории образовательной средой «1 ученик — 1 компьютер».

На основании сделанных заключений, не взывает сомнения тот факт, что облачный сервис Amazon WorkSpaces следует изучить более внимательно на предмет его широкого применения в школах.

Литература:

  1. One-to-One Laptop Schools/Portugal // Wikibooks. URL: https://en.wikibooks.org/wiki/One-to-One_Laptop_Schools/Portugal (дата обращения: 19.11.2018).
  2. Amazon WorkSpaces // AWS. URL: https://aws.amazon.com/ru/workspaces/?nc1=h_ls (дата обращения: 19.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): BYOD, ученик, образовательная среда, школа, компьютер, концепция образования, облачный сервис, персональное мобильное устройство, персональное устройство, сервис.

Похожие статьи

Использование информационных сервисов в образовании

Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.

Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom

В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Преимущества использования модели инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании

Статья посвящена анализу преимуществ применения инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании.

Похожие статьи

Использование информационных сервисов в образовании

Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.

Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom

В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Преимущества использования модели инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании

Статья посвящена анализу преимуществ применения инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании.